27 Апреля 2024

Суббота, 02:19

БУНДЕСТАГ СЮРПРИЗОВ

Ангела Меркель хоть и выиграла в четвертый раз подряд выборы в парламент Германии, но вынуждена искать новых партнеров по коалиции

Автор:

01.10.2017

"Мое время почти вышло", - сказала Ангела Меркель, завершая свое выступление на последнем заседании Бундестага перед парламентскими выборами, которые состоялись 24 сентября. Канцлер говорила о времени, отведенном на речь, а получилось весьма символически, и зал весело рассмеялся. 

Госпожа канцлер, конечно, не собиралась завершать политическую карьеру и была абсолютно уверена в своей очередной, уже четвертой, победе. 

Так и произошло. Возглавляемый ею блок двух партий ХДС/ХСС набрал больше всех голосов - 33%, что позволяет сформировать коалицию большинства. Но в ней уже, скорее всего, не будет прежних партнеров - социал-демократов (СДПГ). В настоящее время ведутся интенсивные переговоры со Свободной демократической партией (СвДП - 10,7%) и партией "Союз-90/Зеленые" (8,9%). Обе партии не новички в большой политике, были в разные годы у власти в составе правящих коалиций. Свободные демократы с 1949 по 2013 год в общей сложности 41 год входили в правительство, сотрудничая то с СДПГ, то с ХДС, в том числе при Меркель. У "зеленых" опыт правления был при Герхарде Шредере с 1998 по 2005 год.

 

Сборная "Ямайка"

Новая коалиция прозвана "Ямайкой" за сходство сочетания их партийных цветов с флагом островного государства в Карибском море - черный у ХДС/ХСС, желтый у СвДП и зеленый, естественно, у "зеленых".

Вместе все эти партии на федеральном уровне еще не сотрудничали, а вот на региональном опыт есть. Правда, не всегда он был успешным. В 2009 году в федеральной земле Саар этот союз долго не продержался, а в Шлезвиг-Гольштейне он образовался меньше полгода назад, в мае.

Меркель грозится до Рождества, то есть до 25 декабря, сформировать новое правительство, однако многие сомневаются, что ей удастся к этому времени уладить все противоречия, существующие между четырьмя партиями потенциальной коалиции. 

Даже у многолетних партнеров по блоку есть разногласия. Например, в том, как решать проблему с беженцами. ХСС настаивает на введении годовой квоты приема в 200 тыс. человек, но Меркель видит в этом противоречие с Конституцией ФРГ, гарантирующей право на убежище в стране.

ХСС выступает также и против желания "зеленых" и свободных демократов упростить выдачу эмигрантам, чьи профессии востребованы в стране, вида на жительство и права на работу в Германии. В принципе, это одна из немногих позиций, где мнения "зеленых" и СвДП совпадают. В основном у них разные взгляды на развитие экономики страны, экологию и внешнюю политику. И все же во внутренней политике стороны готовы идти на компромиссы, а вот во внешней, особенно в том, что касается антироссийских санкций, противоречия серьезные. Ярыми противниками их либерализации, а уж тем более отмены, являются "зеленые". СвДП же, представляющая в основном интересы крупного и среднего бизнеса, настаивает на поиске возможностей для снятия санкций, препятствующих деловым связям.

Призыв президента Турции Реджепа Тайиба Эрдогана к гражданам Германии турецкого происхождения не голосовать за "врагов Турции" - ХДС, СДПГ и "Союз-90/Зеленые", многие в ФРГ расценили как грубое вмешательство во внутренние дела страны. В частности, "зеленые" настаивают на резких ответных действиях. Однако Меркель придерживается мнения, что соглашение между ЕС и Турцией о мерах по урегулированию миграционного кризиса не должно подвергаться опасности расторжения. Закон не ограничивает время формирования нового правительства, так что если до Рождества стороны не договорятся, они могут продолжить обсуждения и в следующем году.

 

Принципы "тефлоновой леди"

Может, кому-нибудь и не по силам объединить столь разные политические силы, но только не "тефлоновой леди", как прозвали Меркель соратники за ее холодный расчет и желание держать все под контролем.

"Она переставляет фигурки на шахматной доске так, чтобы никто не был для нее опасным", - объясняет биограф Меркель, журналистка Жаклин Бойзен. Ушедший в оппозицию лидер СДПГ Мартин Шульц сразу после проигранных выборов (набрали 20,5%) обвинил своего конкурента за пост канцлера в том, что она систематически присваивает чужие идеи. 

Его можно понять. Годы сотрудничества с ХДС привели к тому, что программы этих партий стали очень похожи, а ведь среднестатистический избиратель у них, в принципе, один и тот же - человек с высшим образованием и ежемесячным доходом примерно в 3 тысячи евро. 

Когда Шульц в марте этого года был избран председателем СДПГ, опросы общественного мнения показали резкий рост интереса к социал-демократам со стороны жителей страны, которые ожидали от новичка новых идей и активных действий. Ближе к выборам рейтинги СДПГ стали падать и в итоге партия набрала худший результат за всю ее историю. Видимо, Шульцу не удалось предложить избирателю нечто новое, отличающееся от идей его главного конкурента.

Однако та же Бойзен описывает поведение Меркель по-другому: "Она принимает решения на основании цифр, данных и фактов, легко забывая об идеологических установках своей партии, если аргументы говорят в пользу какого-либо шага".

В 2009 году Меркель, физик по образованию, со знанием дела убеждала всех, что атомные электростанции - это будущее энергетики и отказываться от них не нужно. В 2011 году происходит авария на АЭС Фукусима, и канцлер объявляет, что Германия отказывается от ядерной энергетики. "Зеленые", которые тщетно призывали к этому десятилетиями, в один миг потеряли часть сторонников. В том же 2011 году "тефлоновая леди" пошла против консервативной части своей собственной партии в вопросе о всеобщей воинской обязанности, чтобы привлечь к себе молодежь, выступающую за создание профессиональной армии. Вряд ли большая часть ХДС поддержала Меркель и в 2015 году, когда она, при полном одобрении левой оппозиции, впустила в Германию сотни тысяч беженцев. Спустя год стало ясно, что страна не в силах "переварить" такое количество мигрантов, и в обществе нарастает беспокойство из-за участившихся криминальных преступлений и террористических актов. Меркель приняла меры, и приток мигрантов резко сократился (на 72% за первые шесть месяцев этого года по отношению к прошлому), а статус беженца получить уже непросто. 

Весной этого года опросы общественного мнения показали, что большинство жителей Германии желают уравнивания в правах однополых браков с классическим между мужчиной и женщиной. Бундестаг уже в июне проголосовал за эти изменения. Все потому, что впереди были выборы, а потенциальные партнеры по будущей коалиции требовали законодательного закрепления "брака для всех". Выборы состоялись. И Меркель формирует коалицию с партиями, чьи пожелания она учла всего пару месяцев назад. Но впереди новые вызовы. Блок ХДС/ХСС потерял 8% голосов по сравнению с 2013 годом в немалой степени потому, что часть его сторонников переметнулась к молодой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ), впервые попавшей в Бундестаг, и с очень неплохим результатом - 12,6%. В тот же вечер, когда состоялись выборы, "тефлоновая леди" на встрече с однопартийцами ставит перед собой новую задачу - "отвоевать избирателей "Альтернативы для Германии"!

 

Нацисты в Бундестаге?

"Альтернатива" в долгу не осталась и пообещала устроить "охоту на госпожу Меркель". В частности, будет инициировано создание парламентской комиссии по расследованию действий канцлера ФРГ летом 2015 года, когда она, говорится в заявлении АдГ, без согласования с законодателями открыла границы, что привело к неуправляемому притоку беженцев. 

Именно на волне антииммигрантских настроений АдГ буквально "ворвалась" в большую политику, заняв в Бундестаге третье место по количеству набранных голосов. Однако этот успех все равно не позволит ей попасть в правительство, так как остальные партии заранее отказались с ней сотрудничать. За неполные четыре года существования эта партия успела завоевать плохую репутацию. Как отозвался о ней глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, впервые после Второй мировой войны в Бундестаге снова будут сидеть "настоящие нацисты".

А ведь начиналось все в 2013 году как протестное движение интеллектуалов-евроскептиков, требовавших или отказаться от евро, или изменить Европейский валютный союз. Партия также выступала против многомиллиардных вливаний в греческую экономику. Однако данная тема особо не заинтересовала избирателя, и в том году АдГ не смогла преодолеть 50-процентный барьер для попадания в Бундестаг. В 2015 году Меркель открыла границы для беженцев, и в АдГ потянулись граждане, недовольные действиями властей. Радикалы вроде Фрауке Петри стали пользоваться в партии все большим влиянием, оттесняя на вторые роли ее основателей, в том числе профессора экономики Бернда Лукке. Он в итоге вообще покинул АдГ и занялся формированием новой политической организации. Новые руководители АдГ, и в немалой степени Фрауке Петри, которую прозвали фюрером в юбке (предлагала стрелять на границе в беженцев, пытающихся проникнуть в Германию), сделали ставку на националистическую и антиисламскую риторику. Это принесло свои плоды. Если летом 2015 года рейтинг партии не поднимался выше 3-4%, то весной 2016 года на некоторых региональных выборах она уже набирала от 11 до 30% и выше. Однако со временем и эмигрантская тема перестает быть актуальной. Чтобы напоминать о себе, лидеры АдГ стали делать довольно резкие заявления - о необходимости переосмысления нацистского прошлого, о том, что мемориал Холокоста в Берлине - это "памятник стыда в сердце столицы"...

Но, что любопытно, та самая Петри, которая в свое время немало сделала для привлечения в партию откровенных расистов и правых националистов, с некоторых пор стала с ними конфликтовать. А после выборов в парламент, куда она получила прямой мандат, заявила, что не согласна с радикализацией АдГ и выходит из партии для того, чтобы заниматься "настоящей политикой в духе здорового консерватизма". Есть даже предположение, что Петри постарается в Бундестаге убедить часть своих сторонников из числа депутатов от АдГ сформировать отдельную фракцию. Для этого, согласно парламентским правилам, ей надо уговорить 35 человек, т.е. пять процентов от общего числа депутатов. 

Так что вполне может оказаться, что рекорд, поставленный нынешним парламентом в шесть фракций (по числу партий, прошедших в него), вполне может быть побит и при нынешнем составе.

И на этом, почему-то кажется, сюрпризы не закончатся.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

394


Актуально