26 Апреля 2024

Пятница, 14:01

УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

Соглашение о выходе Великобритании из ЕС подписано, но это пока ничего не значит

Автор:

01.12.2018

В 1995 году Мэл Гибсон снял фильм "Храброе сердце" о борьбе Шотландии за независимость в конце XIII века. В нем Софи Марсо сыграла роль французской принцессы Изабеллы, которой спустя несколько лет суждено было стать женой английского короля Эдуарда II. Так вот, по одной из легенд, в 1327 году, заточив своего суженого в темницу за его неправедные дела, она отправила его тюремщикам странную записку, где отсутствовали знаки препинания: Eduardum occidere nolite timere bonum est (Эдуарда убить не смейте выказывать страх). Король был казнен, а королева тут как бы и ни при чем. Ну, неправильно ее поняли. 

Говорят, именно с тех пор выражение "казнить нельзя помиловать" стало часто употребляемым при описании двух взаимоисключающих возможностей, двусмысленности.

Прошло почти 700 лет. Место действия и главные герои те же - европейцы, островные и континентальные. Только от запятой теперь зависит не жизнь одного из английских монархов, а судьба всего Соединенного Королевства.

Два с половиной года ушло на то, чтобы ЕС и Великобритания согласовали приблизительные условия развода. Почему приблизительные? Поскольку все 585-страничное соглашение - это декларация о намерениях. Ничего конкретного, что должно быть обязательным руководством к действию.

 

Условия соглашения

До полного "развода" сторонам предстоит пройти еще "переходный период", который предусмотрен с 29 марта 2019 года до 31 декабря 2020 года. Он может быть и продлен, но не более чем до конца 2022 года.

За это время ЕС и Великобритания будут согласовывать условия сосуществования после Brexit (Brexit от сочетания Britain - Британия и exit - выход). Пока же Великобритания обязана соблюдать все правила ЕС, но не имея при этом членства ни в одном из союзных учреждений. Лондон не сможет также вносить изменения в правила и положения ЕС, но должен будет следовать им. Остается он и под юрисдикцией Европейского суда (EC).

Великобритания должна будет заплатить ЕС около 50 млрд. евро (сумма еще не уточнена) за урегулирование всех своих обязательств. Если переходный период будет расширен, то Великобритании придется вносить дополнительные платежи.

Граждане Великобритании в ЕС и граждане ЕС в Великобритании сохраняют свои права на проживание и социальное обеспечение на этот период. Дальнейшая их судьба будет обсуждаться. 

Если к концу 2020 года не будет согласован долгосрочный торговый договор, который позволит избежать жесткой границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой, то на территории Ирландии "будет создана единая таможенная территория между Европейским союзом и Соединенным Королевством". Она также будет более тесно привязана к правилам и положениям единого рынка ЕС. 

Вот это положение - большая головная боль для премьера Терезы Мэй. Единая таможенная территория в Северной Ирландии помешает Великобритании осуществлять любые торговые сделки с другими странами по всему миру, которые предусматривали бы отмену или снижение тарифов на товары.

В соглашении также говорится, что необходимо будет заключить отдельное соглашение о доступе к рыбному промыслу стран ЕС в водах Великобритании. Без этой гарантии британские компании не смогут продавать свою рыбную продукцию на рынках ЕС. Обсуждение этого вопроса обещает быть жестким, так как президент Франции Эммануэль Макрон предупредил, что будет тормозить переговоры по другим торговым соглашениям, если Лондон не пойдет на компромисс по рыболовству. В ответ британское правительство тут же заявило, что готово отстаивать свою позицию в международных судах.

В отдельные соглашения выделены также вопросы, связанные с судьбой Гибралтара и британских военных баз на Кипре.

Переходный период, несомненно, необходим в первую очередь для того, чтобы смягчить трансформацию взаимоотношений государственных и бизнес-сообществ Великобритании и ЕС. Но получится ли переход мягким или жестким и состоится ли вообще, никто до сих пор не знает.

 

Саммит со второй попытки

Ноябрь для премьера Терезы Мэй выдался особо жарким и нервным. Позиции сторон по Brexit, обсуждение которых началось летом прошлого года, ни по одному вопросу так и не были окончательно согласованы, и даже пришлось отменить саммит, назначенный на 17-18 ноября для подписания итогового соглашения, из-за нерешенных спорных вопросов.

Но и спустя неделю никто не был уверен, что он вообще состоится в этом месяце. Хоть 22 ноября текст соглашения и был разослан во все страны ЕС, однако вплоть до 24 ноября, за день до новой даты саммита, руководители Евросоюза и Великобритании вели круглосуточные переговоры с лидерами ряда стран, которые выдвигали свои условия. 

Помимо Франции Испания также была недовольна некоторыми условиями договора. В частности, в них отсутствуют четкие условия по переговорам о судьбе Гибралтара. Мадрид пригрозил применением права вето в случае, если не будут четко закреплены обязанности Лондона согласовывать с ним все свои решения, связанные с Гибралтаром. После трехдневных переговоров к вечеру 24 ноября британские, испанские и европейские чиновники смогли все же достичь компромисса, устроившего Мадрид.

Италия тоже, буквально за день до саммита, грозила не подписать договор. Но тут уже Великобритания ни при чем. Еврокомиссия отказалась одобрить проект бюджета Италии на 2019 год из-за того, что он предусмотрен с дефицитом в 2,4%. И даже пригрозила санкциями, так как это значительно превышает нормы ЕС. Но правительство, сформированное двумя популистскими партиями - "Лига Севера" и "Движение 5 звезд", ни на какие уступки идти не намерено. Буквально в ходе саммита Жан-Клод Юнкер вел переговоры с премьером Джузеппе Конте, которые завершились, судя по всему, тем, что председатель Еврокомиссии вынужден был сдаться.

О накале страстей говорит тот факт, что буквально за несколько дней до саммита канцлер Германии Ангела Меркель пригрозила, что не будет участвовать, если останутся нерешенными спорные вопросы.

 

"Час икс"

И вот вымученный в долгих спорах договор со всеми приложениями 25 ноября подписан лидерами 28 стран ЕС. Казалось бы, позади долгий путь согласований, нервов и взаимных претензий. Осталось только утвердить его в парламенте Великобритании, затем в Европарламенте и Совете Европы. На все это есть 4 месяца.

Но если в Евросоюзе уже определились со своим отношением к соглашению и голосование в законодательной и исполнительной структурах - практически формальность, то вот с парламентом в своей собственной стране Терезе Мэй придется еще повоевать.

Чтобы договор прошел парламент, за него должны проголосовать 320 депутатов. У коалиции, которую возглавляет Мэй, перевес всего в 13 голосов, но более 80 депутатов от Консервативной партии публично пообещали проголосовать против своего лидера. Неизвестно, как проголосуют и 9 депутатов от Шотландской национальной партии, входящей в правящую коалицию. Таким образом, Мэй наверняка может рассчитывать, по предварительным подсчетам, не более чем на 250 голосов. 

Лейбористы, либеральные демократы, представители Шотландской национальной партии и другие тоже готовы голосовать против, хотя у всех свои причины, причем диаметрально противоположные.

Сторонники Brexit, но не согласные с позицией Мэй (а среди них как консерваторы, так и лейбористы), утверждают, что вместо возвращения контроля над своими действиями Великобритания дает ЕС слишком много власти в ключевых областях, что препятствует способности Великобритании совершать торговые сделки с другими странами.

Противники Brexit настаивают на проведении повторного референдума, так как считают, что в 2016 году люди не понимали, к чему в действительности приведет выход из ЕС. К этому стоит добавить, что в Северной Ирландии и Шотландии сторонники членства в ЕС одержали убедительную победу в референдуме.

"Час икс" назначен на 11 декабря. В этот день состоится обсуждение в парламенте Великобритании договора с ЕС. У Мэй есть несколько дней, чтобы убедить своих оппонентов в том, что соглашение с Евросоюзом отвечает интересам британского народа. "Я могу сказать с полной уверенностью, что лучшего варианта соглашения не существует, - заявила она депутатам уже на следующий день после саммита ЕС. - Палата общин должна сделать выбор: поддержать этот проект, выполнить волю народа, выраженную на референдуме, и начать создавать для наших людей более светлое будущее, перспективы и процветание - или обнулить все достигнутое, потому что никто не знает, что случится, если соглашение не будет одобрено". 

В том, что никто не знает последствий в случае провала голосования, она полностью права. Процедура предусмотрена, конечно, но она ничего не гарантирует. 

 

Плохой и еще хуже

У премьера будет еще одна возможность поставить вопрос на голосование. В случае повторного отказа правительству отводится 21 день на то, чтобы оно решило, как выходить из кризиса. Если парламент не устроит и это, то депутаты выбирают один из трех вариантов развития событий.

Первый - Соединенное Королевство покидает ЕС без всякого соглашения. Это означает, что после 29 марта 2019 года не будет переходного периода - законы ЕС перестают действовать в Великобритании, разрываются все политические и экономические связи. Хаос, последующий за этим, будет пагубным как для Великобритании, так и для ЕС.

Второй - парламент объявляет о самороспуске и проводятся новые выборы, формируется новое правительство. Правда, у него уже не будет времени на новые переговоры. Да и руководители ЕС заявили, что не будут ни менять условий, ни вообще возобновлять переговоры.

Третий - объявляется новый референдум. Есть два варианта. Жители Великобритании высказывают свое мнение о соглашении по Brexit или же вновь голосуют "за" или "против" нахождения в ЕС. Но и тут большой вопрос по срокам. Референдум надо успеть провести до марта.

Ситуация для Великобритании непростая, а потому вполне логичными кажутся слова главы Еврокомиссии, который, признавая, что Brexit является трагедией как для Великобритании, так и для других стран ЕС, призвал британский парламент поддержать соглашение.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

327


Актуально