7 Мая 2024

Вторник, 00:10

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Только прямой диалог между Киевом и Москвой может уберечь от необратимости скатывания к мировой войне

Автор:

01.03.2022

Президент России Владимир Путин в ночь на 24 февраля объявил о начале «специальной военной операции» в Донбассе с целью поддержки накануне признанных Москвой «Луганской Народной Республики» («ЛНР») и «Донецкой Народной Республики» («ДНР»). Тем самым исчезли последние хрупкие надежды на то, что избежать военного сценария в российско-украинском кризисе все же удастся. Соответственно, необратимый характер приняло и дальнейшее развитие противостояния Россия-Запад вокруг Украины.

  

Война как неизбежность?

Стремительно скатываться к войне ситуация стала еще 21 февраля, когда Россия признала независимость самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР». Чуть раньше своего телеобращения к нации по данному поводу Владимир Путин сообщил о намерении признать сепаратистские образования на территории Украины лидерам Франции и Германии.

Таким образом, Минские договоренности, равно как и формат «нормандской четверки», были обнулены, а политико-правовая ситуация вокруг Украины в основательной степени переформатирована. 

Выступая с обращением к народу по поводу решения Москвы, президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что рассчитывает на оценку этого шага на уровне СБ ООН, а также ОБСЕ. Он призвал своих партнеров к «действенным шагам» в отношении России, отметив, что по-прежнему привержен дипломатическим и мирным принципам урегулирования конфликта. Известно, что Зеленский также настаивал на проведении саммита государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН с участием Украины, Турции и Германии.

При этом из его слов можно было понять, что Киев будет стараться не провоцировать российскую сторону на вовлечение в военные операции с Украиной, учитывая высокую вероятность прямой военной поддержки вновь признанных «республик». 

Официальный Киев до последнего надеялся, что большой войны удастся избежать. Однако сразу после обращения уже признанных Россией самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР» о военной помощи Владимир Путин объявил «специальную военную операцию», которая, по его словам, была вызвана необходимостью «демилитаризации и денацификации Украины».

Проводя наступательные операции в первые сутки, российская сторона столкнулась с ожесточенным, однако, как может показаться, менее организованным сопротивлением украинских сил. В СМИ и социальных сетях много обсуждений было связано с блицкригом России и его возможным провалом. Но был ли план наступления российской стороны связан с блицкригом, доподлинно не известно. 

Между тем Запад в лице генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга уже в первые же часы конфликта дал понять, что не отправит свои войска в Украину, на помощь Киеву.  Хотя, Запад обрушил на Москву беспрецедентные санкции.

Страны Европы, США, Канада, Япония, Австралия, как и ожидалось, ужесточили санкции по отношению к России. Тем самым российская экономика получила ощутимый удар. Акции ведущих российских компаний обвалились в первые же сутки военной кампании. Курс российского рубля по отношению к доллару на официальных торгах рухнул более чем на 30%, и эксперты ожидают дальнейшего его падения. А на черном рынке стоимость американской валюты уже превысила довоенный уровень в несколько раз.

После переговоров с Германией 26 февраля западные страны все же договорились отключить российские банки от SWIFT. То есть, фактически Запад объявил России тотальную экономическую войну, открыто отказавшись от прямого военного вмешательства в конфликт. 

Та же Германия, до конца отказывавшаяся предоставлять Украине военную поддержку и выступавшая за сохранение в силе договоренностей по газопроводу «Северный поток-2», решила окончательно отказаться от российского газа. Берлин для покрытия текущего дефицита перейдет на поставки из США. 

А 27 февраля ЕС полностью закрыл свое воздушное пространство над Россией.

 

Ожидаемая неожиданность

В тот же день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия заблаговременно готовилась к санкциям Запада, которые во многом были прогнозируемы. При этом добавил, что это не значит, что для экономики страны они не будут болезненными.

Известно, что в последние месяцы президент России совершил два очень важных визита - в Индию и Китай, которые рассматриваются в качестве потенциальных импортеров российских энергоресурсов - основного экспортного товара России. А в середине недели Россию с официальным визитом посетил премьер-министр Пакистана Имран Хан, где тема поставок российского газа в эту страну была одной из центральных. Ожидается, что в ближайшее время Россия будет наращивать объемы своих энергетических поставок в эти и ряд других стран, хотя и по более низким ценам, чем в Европу, что в некоторой степени компенсирует потерю традиционных рынков. 

Предполагается, что в целом объем торгово-экономического взаимодействия России с развивающейся группой государств существенно возрастет. В том числе и в «санкционных сферах», в первую очередь в сфере обмена технологиями и инвестиционного сотрудничества. В условиях тотальных санкций российский бизнес может быть заинтересован в приобретении прибыльных активов ведущих развивающихся стран, действуя на их территории. Может возникнуть значительный интерес к созданию СП в странах ближнего зарубежья.

Тем не менее, безусловно, следует ожидать оттока иностранного капитала из России, снижения ее инвестиционной привлекательности, а также прочих, вытекающих из ситуации негативных последствий.

Так или иначе, выбор Запада в пользу экономической войны с Россией предопределил и выбор в пользу наращивания военной помощи Украине. 

За последнюю неделю практически все страны Запада сняли ограничения на поставки вооружений Украине. Россия уже исключена из Совета Европы, фактически выведена в одностороннем порядке за рамки политического механизма панъевропейской системы безопасности. 

Но оправдались ли ожидания Киева? Есть все основания полагать, что политический истеблишмент, общественность Украины больше рассчитывали на активную военно-политическую поддержку Запада.

Неслучайно 25 февраля Владимир Зеленский выступил с заявлением. «Мы остаемся в одиночку защищать государство. Кто готов воевать вместе с нами? Честно, не вижу таких. Кто готов дать Украине гарантию вступления в НАТО? Честно, все боятся!» - сказал украинский лидер. 

Между тем западные лидеры отдают себе отчет в том, что непосредственное участие в боевых действиях на украинской стороне приведет к открытому конфликту с Россией, в том числе с применением всего арсенала средств, включая, судя по всему, и ядерное оружие. 

Выражая консолидированную позицию своих союзников, президент США Джо Байден заявил 26 февраля, что считает правильным выбор санкционного пути в отношении России, поскольку в противном случае, по его мнению, могла бы произойти мировая война.

Но даже сегодня, когда, к счастью, третья мировая война не началась, для Украины и самой России военные действия обернулись настоящей катастрофой, масштабы которой растут с каждым днем. 

 

Важная роль Баку

Во избежание более фатальных последствий для своей страны в телеобращении к нации президент Украины дал понять, что украинские власти думают о возобновлении диалога с Москвой. А его помощник выразился более конкретно, сказав: «Украина всегда оставляла и оставляет пространство для переговоров. В том числе и сейчас - когда Россия пошла на полномасштабное вторжение. Эту войну нужно прекращать».

Востребованность в переговорах остро ощущают и непосредственные соседи Украины и России, в частности Турция и Азербайджан, чьи лидеры выступили с предложением об организации прямой встречи лидеров Украины и России соответственно в Стамбуле и Баку.

Президент Украины Владимир Зеленский, в свою очередь, заявил о готовности вести переговоры с Россией, но делать это намерен не в Беларуси.

«Варшава, Стамбул, Баку - эти города мы предложили России для ведения переговоров, да и любой другой город, откуда не летят ракеты в Украину», - заявил он в обращении к украинцам.

Накануне, высоко оценивая гуманитарную помощь, оказанную Киеву со стороны Баку, он назвал Президента Ильхама Алиева своим другом, что свидетельствует о высокой степени доверия к политическому руководству Азербайджана. Вместе с тем подписание азербайджано-российской декларации переводит и отношения между Баку и Москвой на качественно более высокий уровень, что, несомненно, усиливает позиции Азербайджана в качестве оптимальной площадки для столь сложных переговоров.

26 февраля президент России Владимир Путин и президент Азербайджана Ильхам Алиев обсудили по телефону развитие ситуации в Украине и вокруг нее. Можно предположить, что официальный Баку мог выступить с конкретными предложениями относительно вероятной встречи двух лидеров. Как один из опытных политиков, один из архитекторов урегулирования сложнейшего конфликта на постсоветском пространстве, имеющий богатейший опыт участия в переговорном процессе, Ильхам Алиев мог бы сыграть существенную роль в налаживании диалога между Киевом и Москвой в эти критические дни.

 

Переговоры или красная кнопка?

Тем временем перед угрозой более масштабной катастрофы стороны все же согласились на проведение 27 февраля переговоров на территории Беларуси, вселив робкий оптимизм на определенную разрядку ситуации. Однако в тот же день, когда прошла информация о начале этих переговоров, Владимир Путин приказал перевести силы ядерного сдерживания в особый режим боевого дежурства. А это, к сожалению, может быть началом уже совсем другой истории…



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

112


Актуально