8 Мая 2024

Среда, 11:33

ВЕЧНЫЙ ЦУГЦВАНГ

Помогут ли парламентские выборы в ноябре выйти Израилю из очередного политического тупика?

Автор:

15.07.2022

Как и предполагали эксперты, это все-таки случилось - депутаты Кнессета приняли решение о самороспуске и проголосовали за проведение досрочных выборов 1 ноября нынешнего года. Они станут для израильского парламента уже пятыми за последние 3,5 года, поскольку с апреля 2019 года политическим партиям не удается набрать достаточного количества мест для формирования правящей коалиции большинства. 

 

Передел власти

Новым, 14-м по счету, премьер-министром страны стал 58-летний Яир Лапид, возглавляющий партию «Йеш Атид» («Есть будущее») и занимавший до этого пост главы МИД. Лапид останется во главе правительства до тех пор, пока не будет сформирован следующий кабинет. Партнер Лапида по нынешней правящей коалиции - теперь уже бывший премьер Нафтали Беннет напутствовал Лапида словами: «Я тебе передаю этот посох и ответственность за государство. Я желаю, чтобы ты сохранил его и Господь хранил тебя».

Беннет стал премьер-министром в июне прошлого года после выборов, на которых ни одна из политических сил не смогла получить большинство. В результате была сформирована не имеющая аналогов коалиция аж из восьми партий - правые «Наш дом Израиль» во главе с Авигдором Либерманом и возглавляемая Беннетом «Ямина», левые «Авода», «Мерец» и арабская РААМ Мансура Аббаса, а также центристские «Йеш Атид» Яира Лапида и «Кахоль-Лаван» Бени Ганца. РААМ Мансура Аббаса стала первой с 1948 года независимой арабской партией в Кнессете. Беннет и Лапид заключили соглашение, что будут возглавлять правительства два года каждый, то есть Беннет должен передать власть Лапиду только в сентябре 2023 года. 

Однако уже тогда многие подчеркивали, что единственная цель, объединяющая столь разношерстные политические силы, - недопущение возвращения во власть премьер-министра Биньямина Нетаньяху и его правоцентристской партии «Ликуд». В результате коалиция все-таки развалилась – формально после того, как входящие в нее партии не сумели договориться относительно продления действия документа, по которому еврейские поселения на Западном берегу живут по законам Израиля, а не Палестинской автономии. Естественно, депутаты-арабы голосовать отказались. Но и без позиции арабов развал был предсказуем. Коалиция и так, что называется, дышала на ладан - за время пребывания у власти из партии Нафтали Беннета ушли два депутата. Хотя то, что «объединение» продержалось целый год и даже приняло бюджет, смело можно записать в достижение.  

Согласно опросам общественного мнения, на данный момент ни одна из партийных коалиций не набирает большинства. Израиль - парламентская демократия с избирательной системой пропорционального представительства, что, как считается, дает разнообразному обществу быть представленным во власти. С другой стороны, система также дает мелким партиям чрезмерную власть. Одной политической силе получить достаточно мест для формирования правительства самостоятельно практически нереально. Впрочем, эта схема всегда работала для Израиля. Если не считать последние четыре года. И что будет дальше, прогнозировать никто не берется.  

 

Выполнит ли Нетаньяху клятву?

У кого таких пессимистичных сомнений нет, так это у 72-летнего Биньямина Нетаньяху. Политик до этого непрерывно находился на премьерском посту на протяжении 12 лет и сейчас считает, что его рано внесли в список побежденных. Нетаньяху поклялся вернуться, и у него есть очень неплохие шансы для этого - бывший премьер и его «Ликуд» вполне могут завоевать на следующих парламентских выборах относительное большинство. Сейчас у «Ликуда» 29 мандатов из 120, и на следующих выборах она может набрать до 34 мандатов. Этого, конечно, недостаточно для формирования правительства (правящая коалиция должна получить как минимум 61 мандат из 120), но достаточно для того, чтобы сражаться. Так, например, после ухода Беннета партию «Ямина» возглавляет Айелет Шакед, которая до этого занимала пост министра внутренних дел. Не исключается, что Шакед может присоединиться к возможной коалиции Нетаньяху. 

Сам же Нетаньяху распад коалиции назвал «прекрасной новостью» для Израиля. Политик, который с 2020 года находится под следствием по обвинению в коррупции (он называет дела сфабрикованными), более чем уверен в своих силах. Безусловно, ноябрьские выборы будут для него последним шансом, а значит, ставки удваиваются.  При этом о своих премьерских амбициях также заявляет нынешний глава Минфина Авигдор Либерман. Сам про себя он говорит, что обладает самым большим государственным и политическим опытом среди других кандидатов. Вопрос в том, готово ли израильское общество к тому, чтобы страну возглавил репатриант из бывшего СССР. 

Наблюдатели предупреждают, что в данный момент, на фоне геополитических потрясений во всем мире, Израилю нужны действительно сильный лидер и политическая стабильность. Как убеждены многие эксперты, Израиль, например, должен продолжить свою политику, направленную на укрепление отношений со своими арабскими соседями. А для этого израильская власть сама должна быть относительно предсказуемой. 

 

Запад поможет

Считается, что стране нужны предсказуемость, сила, стабильность, способность строить действительно долгосрочные планы (а также иметь резервы для их осуществления) для дальнейшего противостояния Ирану. Сейчас во внешней политике (да и во внутренней тоже) для Израиля многое будет зависеть от итогов визита президента США Джозефа Байдена в рамках его мини-турне по Ближнему Востоку. СМИ заранее нарекли поездку историческим визитом, который заложит новые процессы в регионе. Отмечается, что именно глобальные кризисы, в первую очередь ситуация в Украине, а также в Сирии, заставляют Белый дом пересматривать свою политику в отношении Ближнего Востока. На этом фоне главный приоритет Израиля заключается в том, чтобы склонить Вашингтон к ужесточению политики в отношении Ирана. Речь также идет о создании некоего «ближневосточного НАТО» - в частности, с таким предложением выступил король Иордании Абдалла II на американском телеканале CNBC. Соответственно, от визита Байдена зависит и то, как будут развиваться отношения еврейского государства с Россией. Первая ласточка уже прилетела - распространились слухи, что Москва потребовала от Еврейского агентства прекратить деятельность в стране. Наблюдатели увидели в этом более чем явный месседж для Лапида. Тем более что он в отношении Москвы с самого начала занимает гораздо более жесткую позицию, чем Беннет.  

Таким образом, учитывая всю пестроту внутренних и внешних факторов, одно можно сказать наверняка: это будет одна из самых сложных и длинных предвыборных кампаний в Израиле. Опрос, проведенный Midgam Research и опубликованный Центром изучения общественного мнения и политики Витерби при Израильском институте демократии, показал, что 52% респондентов уверены в способностях правого блока сформировать стабильное новое правительство. Но при этом все равно только треть израильтян считает, что новые выборы выведут страну из политического тупика последних лет.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

97


Актуально