4 Мая 2024

Суббота, 07:49

ССОРИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ МИРИТЬСЯ

Можно ли вернуть партнерство Анкары и Тель-Авива в прежнее русло?

Автор:

15.11.2023

Очередная война между Израилем и ХАМАС, начавшаяся после атаки последнего, вновь нанесла существенный ущерб и без того вялотекущему процессу восстановления турецко-израильских отношений, которые продолжают охлаждаться по мере эскалации конфликта в Газе.

19 октября Израиль отозвал своих дипломатов из Турции под предлогом соображений безопасности. Хотя пару недель спустя премьер-министр Израиля заявил, что посол в Анкаре был вызван для консультаций. Но следующим после этого шагом может быть и отзыв посла, что будет  означать разрыв отношений между странами.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган жестко раскритиковал Израиль за серию бомбовых ударов по сектору Газа. Разумеется, Тель-Авив не молчал и парировал заявления главы турецкого государства.

А 4 ноября правительство Турции приняло решение об отзыве своего посла из Тель-Авива. В заявлении МИД страны по этому поводу отмечается, что посол Шакир Озкан Торунлар был отозван в связи с тем, что Израиль отклонил предложение о прекращении огня в Газе, а также для проведения консультаций по поводу беспрепятственной доставки гуманитарной помощи в сектор. Таким образом, дипломатические отношения между двумя странами вновь могут достичь точки разрыва.

Также резко выразился президент Эрдоган и в адрес премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. «Он больше не тот, с кем мы можем разговаривать. Мы списали его со счетов», - заявил Эрдоган, подчеркнув всю драматичность ситуации, складывающейся в отношениях между двумя странами. В то же время он отметил, что контакты турецких государственных структур с израильскими и палестинскими визави продолжаются. Многие считают, что именно Нетаньяху и возглавляемое им правое правительство Израиля являются ключевыми фигурантами на нынешнем витке турецко-израильской напряженности. Но об этом чуть позже...

 

Взлеты и падения

Турция была одной из немногих ближневосточных стран, поддерживающих самые тесные связи с Израилем. Широкий спектр взаимоотношений между обеими странами охватывал торговлю, экономику и военную промышленность. Однако инцидент с кораблем «Мави Мармара» в 2010 году внес серьезные коррективы. В результате нападения израильских военнослужащих на добровольцев, перевозивших на корабле гуманитарную помощь в сектор Газа, а также убийства десяти из них отношения между Анкарой и Тель-Авивом дошли до критической точки. Обе страны отозвали своих послов, а Турция пожаловалась на Израиль в ООН. Ничего не изменилось даже после 2013 года, когда при прямом посредничестве тогдашнего президента США Барака Обамы стало возможным примирить премьер-министров Израиля и Турции - Нетаньяху и Эрдогана, а также после извинения, принесенного израильским правительством. Омрачают эти отношения, которые начали постепенно улучшаться лишь несколько лет назад и после визита президента Израиля в Турцию в марте 2022 года, военные операции в секторе Газа.

Тем не менее экономические и торговые связи между двумя странами не только сохранились, но и выросли в пятикратном объеме. Если товарооборот между Турцией и Израилем в 2002 году составлял $1,41 млрд, то в 2022 году этот показатель увеличился до $8,91 млрд. При этом преимущество в двусторонней торговле принадлежало Турции. Объем ее экспорта в 2002 году достиг $861,4 млн, в то время как Израиль импортировал на $544,5 млн. Те же показатели прошлого года составили соответственно $6,74 млрд и $2,17 млрд.

Более того, Анкара заинтересована в проекте экспорта газа, добываемого Израилем на восточном берегу Средиземного моря, на европейский рынок через Турцию. Известно, что Тель-Авив и Анкара уже вели переговоры на эту тему, и создалось впечатление, что они заинтересованы в проекте.

В этом смысле нельзя с уверенностью сказать, что нынешнее положение может нанести какой-либо серьезный урон турецко-израильским связям. Прошлый опыт, а также сложившаяся на данный момент ситуация и позиция турецких властей не дают оснований говорить о полном разрыве двусторонних отношений. Так, 5 ноября, возвращаясь после визита в Казахстан, президент Турции в разговоре с журналистами на борту своего самолета признался, что отсутствие его собственных контактов с израильским премьером Нетаньяху не означает их нехватку между Анкарой и Тель-Авивом. По его словам, эти контакты поддерживаются через глав МИД и разведки Турции. Иными словами, полный разрыв между странами на повестке не стоит.

По мнению ряда экспертов, турецкие власти пытаются оказать давление на Израиль в рамках международного права и добиться прекращения огня в секторе Газа. Кстати, Анкара уже заявляла, что последнее остается на данный момент приоритетом ее внешней политики. С другой стороны, правительство Турции учитывает возможность ухода премьер-министра Нетаньяху и, вероятно, рассматривает возможность налаживания связей с новым израильским правительством, которое будет сформировано после окончания или в ходе войны. В этом смысле нельзя сказать, что турецко-израильский диалог полностью разрушен, как это было в случае с инцидентом на «Мави Мармара» тринадцать лет назад.

 

Грозная Анкара

Примечательно, что позиция официальной Анкары касательно Израиля выглядит даже жестче, чем арабских государств. И тому есть ряд причин. Однозначно в первую очередь решительный протест в Турции, как и во всем мире, вызвали беспощадные бомбардировки Израилем сектора Газа - в нарушение международного права и правил гуманитарного поведения, а также гибель тысяч мирных жителей, в том числе детей. Турецкая общественность отреагировала на события в Газе массовыми маршами, акциями протеста и бойкотами. Следует особо отметить более чувствительное отношение к происходящему религиозно-консервативного и националистического электората Партии справедливости и развития. Естественно, правительство это тоже принимает во внимание. Реакция Турции на действия Израиля проявлялась постепенно. Сначала официальная Анкара довольствовалась осуждением чрезмерного применения силы Израилем, одновременно призывая обе стороны к прекращению огня. Но в последующие дни бомбардировки сектора Газа усилились, что вызвало неимоверный рост протестного настроения против Израиля по всему миру, в том числе и в Турции. Конечно, Анкара не могла не реагировать и игнорировать голоса, исходящие снизу. И все же основной причиной резкого роста гнева Анкары к израильскому правительству стало пренебрежение ее позиции со стороны Тель-Авива. Ладно, безразличие израильских властей к возмущению Катара - небольшого государства в Персидском заливе, но равнодушие к призывам Анкары... Масла в огонь добавило созерцательное поведение арабских стран, что побудило Анкару занять более твердую позицию.

Еще одним чувствительным эпизодом стало то, что в сложившейся военно-политической ситуации под ударом оказался имидж Анкары. В ходе последней эскалации Турция, слывшая на Ближнем Востоке и особенно в израильско-палестинском конфликте лидером всего мусульманского мира на протяжении последних двадцати лет, была практически вытеснена со сцены. Вместо Анкары в авангарде дипломатического фронта выступали Доха и Эр-Рияд, а военно-политического - Тегеран и пользующиеся его покровительством прокси-структуры. Турции же необходимо было вернуть былую славу, утвердившись в качестве полноценного хозяина собственного исторического наследия и сохранив лидерство в исламском мире.

Не исключено, что если бы Тель-Авив даже для вида прислушался к дипломатическим призывам Анкары, он бы не столкнулся со столь жестким напором последней. Игнорирование Турции и попытка отодвинуть ее на второй план в регионе еще больше разозлили Анкару.

Именно поэтому в последующие дни Турция активизировала дипломатические контакты с Ираном, а прибывшего госсекретаря США Энтони Блинкена в местном аэропорту Эсенбога встретили заведующий одним из отделов МИД Турции и заместитель губернатора столицы.

Анкара всячески демонстрирует, что ее не следует недооценивать и отодвигать на второй план в региональной политике. При этом она стремится добиться прекращения огня в регионе, используя механизмы международного давления. Для этого активно действуют глава турецкой разведки Ибрагим Калын и министр иностранных дел страны Хакан Фидан. Как заявил президент Эрдоган, главная цель Анкары - добиться сначала прекращения огня и уже затем приступить к переговорному процессу для радикального решения конфликта. Но для этого потребуется оказать мощное международное давление на Тель-Авив.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

47


Актуально