24 Ноября 2024

Воскресенье, 22:05

ПАРАСЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ

Пекин и Ханой раскручивают новый виток геополитической напряженности

Автор:

27.05.2014

Регион Южно-Китайского моря превратился в один из очагов напряженности на международной арене. Всему виной - обострение отношений между Китаем и Вьетнамом. Но возможно ли масштабное военное столкновение между двумя оплотами социализма на Азиатском континенте?

Отношения между Пекином и Ханоем ухудшились в начале мая, после того как в район Парасельских островов в сопровождении китайских военных кораблей прибыла нефтяная буровая платформа "Хайян Шию-981". В ответ на попытки помешать размещению конструкции китайские суда при поддержке авиации оттеснили вьетнамские патрульные катера и рыболовецкие шхуны.

И Китай, и Вьетнам считают Парасельские острова своими. Вьетнамцы ссылаются на то, что акватория островов, охватывающая 200-мильную эксклюзивную экономическую зону, принадлежит Социалистической Республике Вьетнам (СРВ) в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Однако Пекин настаивает, что Парасельские острова находятся в территориальных водах Китайской Народной Республики.

Между тем спор о принадлежности данной территории, равно как и расположенного по соседству с ней архипелага Спратли, носит характер многонационального конфликта в Южно-Китайском море. Помимо его основных фигурантов - Китая и Вьетнама, на Парасельские острова полностью или частично претендуют также Бруней, Малайзия и Филиппины. Все дело - в значительных углеводородных ресурсах, которыми богата эта акватория. Здешние запасы нефти оцениваются примерно в 125 миллиардов баррелей, что соответствует половине крупнейшего в мире месторождения в Саудовской Аравии. А газовые ресурсы предположительно составляют 16 триллионов кубометров.

Поэтому не удивительно, что жесткое решение Пекина вызвало взрыв антикитайских настроений во Вьетнаме. Не обошлось и без столкновений: протестующие в различных частях Вьетнама разгромили производственные корпуса и склады более ста предприятий. Причем под горячую руку попали не только китайские, но и сингапурские, и южнокорейские фабрики. Жертвами беспорядков стали более десятка вьетнамцев и граждан КНР. Почти 100 китайских граждан, как утверждает МИД КНР, получили ранения. Пекин вынужден был направить во Вьетнам пять кораблей для эвакуации своих граждан.

Правда, Ханой пообещал, что зачинщики беспорядков будут строго наказаны. В подтверждение этого правоохранительные органы СРВ задержали уже более 800 человек. И есть все основания полагать, что Вьетнам тем самым явно дает понять свою незаинтересованность в дальнейшей эскалации напряженности.

Это объясняется, во-первых, тем, что Китай - крупнейший торговый партнер Вьетнама (годовой товарооборот достигает $50 миллиардов). Значительно отстающий в индустриальном отношении Вьетнам очень сильно зависит от дешевой продукции из Китая.

Но есть и другая, историко-ментальная подоплека отношений Вьетнама с Китаем. Вьетнам почти тысячу лет, аж с середины Х века, находился под властью Китая. И даже после коммунистического триумфа в обеих странах Ханой не сумел добиться полного равноправия в отношениях с Пекином. Относительная нормализация дипотношений между Китаем и Вьетнамом в 1991 году не предотвратила мелкие стычки в споре за территории в Южно-Китайском море. Но при этом вьетнамцев всегда навязчиво преследует судьбоносное для них ощущение, что Китай сильнее и победить его не по силам.

Вероятность полномасштабного военного конфликта в Южно-Китайском море невысока. Однако в разворачивающемся китайско-вьетнамском противостоянии отчетливо прослеживается одна возможная перспектива: если Пекин ужесточит свои действия, то Вьетнам вынужден будет обратиться за поддержкой к третьим силам. Ими могут быть лишь США и Япония - основные соперники Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

США выразили готовность поддержать страны региона еще в январе нынешнего года, когда Пекин усилил контроль над Южно-Китайским морем. Введенные китайцами новые правила судоходства ограничили права пребывания рыболовецких шхун других государств. Отныне для ведения промысла те должны запрашивать официальное разрешение у властей южнокитайской островной провинции Хайнань. Вашингтон подверг критике решение Пекина, расценив его как "провокационный и потенциально опасный акт", поскольку "обширные морские притязания Китая лишены какого-либо обоснования".

В нынешней же ситуации разрастания конфликта вокруг Парасельских островов Соединенные Штаты, судя по всему, не прочь оказать Вьетнаму если не прямую, то косвенную поддержку. Тем более что база для развития партнерства с Ханоем у Вашингтона уже имеется. Хотя между ними до сих пор пролегает память о вьетнамской войне, США и Вьетнам в последние годы расширяют сотрудничество в военной сфере. К слову сказать, невзирая на протесты Китая, американские военные корабли с 2010 года встают на якорь во вьетнамских портах - в Дананге и Камрани. США и Вьетнам провели даже ряд совместных военных учений.

Если посмотреть на вопрос шире, очевидно, что США намерены поддерживать любые антикитайские настроения в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Мотивация ясна: американцам выгодно, чтобы все более усиливающийся Китай как можно глубже увязал в выяснении территориальных споров с соседями. К примеру, с той же Японией - приоритетным союзником Соединенных Штатов в регионе.

Примечателен демарш Токио на фоне китайско-вьетнамского противостояния. Японская сторона заявила о готовности установить новые военные посты на трех островах недалеко от архипелага Сенкаку, который Пекин считает своей территорией и называет островами Дяоюйдао.

И тут мы подходим, пожалуй, к самому краеугольному аспекту разворачивающегося геополитического сюжета вокруг Парасельских островов. Он заключается в решимости Пекина существенно активизироваться в этом исключительно важном регионе, что многие наблюдатели расценивают не иначе как экспансию. Китай посылает четкий сигнал о том, что будет практически реализовывать свой суверенитет над всеми островами и акваторией Южно-Китайского моря.

Столь жесткий подход связан, прежде всего, с тем, что растущие амбиции КНР как потенциальной супердержавы не соответствуют региональным реалиям, установившимся в период холодной войны. Китай как одна из ведущих мировых экономик, а в обозримой перспективе - держава №1, недовольна своей второстепенной ролью в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отсюда и стремление расширить территориальную экспансию как подтверждение заявки на региональное лидерство.

Кроме того, Пекин, устанавливая контроль над акваторией Южно-Китайского моря, добивается и укрепления своей энергетической независимости. Расчет строится, в частности, на том, что, усиливая давление на соседние страны, в частности Вьетнам, и прибирая к рукам перспективные нефтегазовые месторождения, Китай будет ограничивать региональное влияние стратегических союзников США, прежде всего Японии, которые сильно зависят от поставок углеводородного сырья.

Однако при этом налицо и очевидные риски для Китая. Посягательства на интересы соседей неизбежно будут подталкивать тех на союз с Вашингтоном, который, в свою очередь, постарается использовать региональные междоусобицы в своих гегемонистских интересах. Противостояние между Вьетнамом и Китаем выгодно для США и в том смысле, что оно будет распылять силы обеих стран, выступающих под знаменем социализма и, в принципе, рассматривающих Соединенные Штаты как стратегического противника. Не говоря уже о том, что Вашингтон нацелен на значительное усиление своей военно-политической роли в АТР, показателем чего стало, к примеру, создание азиатского сектора американской ПРО от Японии до Австралии.

Таким образом, судя по всему, геополитическая борьба в этом стремительно развивающемся регионе мира будет все более ужесточаться.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

603


Актуально