НЕ ДОПУСТИТЬ ПРОВОКАЦИЙ
А.ГУТ: «Израиль не скрывает своих приготовлений к силовому решению иранского вопроса»
Автор: Алмаз МАХМУД Баку
В 2007-2009 годах он был политическим советником посла Турции в Израиле. С 2010 года - пресс-секретарь Международной организации Израиль - Азербайджан (AZIZ), политический обозреватель Израильского телевидения и радио по Южному Кавказу и Турции, главный специалист по Азербайджану в военно-промышленном комплексе Израиля. Как видно из послужного списка, Арье Гут именно тот собеседник, с которым можно поговорить об отношениях между Азербайджаном и Израилем, а также о вопросах региональной безопасности. И Region+ постарался не упустить такую возможность.
- Каким видится Азербайджан из Израиля?
- В связи с работой в диаспоре я часто встречаюсь с политической элитой Израиля. Характерно, что политические, военные и общественные деятели Израиля, как правило, позитивно отзываются об Азербайджане и перспективах двустороннего сотрудничества. Это не просто политический реверанс. Несмотря на продолжающийся в мире экономический кризис, прошлый год был очень удачным для азербайджано-израильских отношений. Торговый оборот между Азербайджаном и Израилем достиг $4 млрд., что является показателем стратегического партнерства между нашими странами.
В Израиле с искренним уважением воспринимается отношение президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева к государству Израиль.
С другой стороны, благодаря министру иностранных дел Авигдору Либерману политический истеблишмент Израиля уже во многих отношениях воспринимает Азербайджан не так, как несколько лет назад. Именно Либерман сумел убедить общественность в том, что Израилю необходима поддержка не только США и ЕС, но и возникших после распада СССР мусульманских стран.
В Израиле существует уже сформировавшееся азербайджанское лобби. Когда я в июле прошлого года принимал участие в съезде представителей диаспоры, президент Ильхам Алиев в своем выступлении высказал замечательную мысль, заявив, что хочет видеть "азербайджанские дома" во всех уголках мира. Это крайне важная идея. Думаю, "азербайджанский дом" в Тель-Авиве должен быть создан в кратчайшие сроки. Мы можем направить на это все свои усилия. Мы создадим его сами, если будет оказана необходимая поддержка со стороны государственных структур Азербайджана. Представители проживающей в Израиле диаспоры получат возможность собираться в "азербайджанском доме" и действовать более организованно и рационально.
Сегодня авторитет Азербайджана в государстве Израиль высок как никогда. Израиль воспринимает Азербайджан как самое ведущее и развитое государство современного мусульманского мира. Азербайджан воспринимается как крайне серьезный экономический и политический партнер Израиля. На геополитической арене это не устраивает некоторые страны мира. Однако современные международные отношения основаны не на эмоциях, а на реальном прагматизме и национальных интересах. Сегодня Азербайджан обладает большим авторитетом. Думается, это, в первую очередь, результат экономического подъема, крайне взвешенной и прагматичной внешней политики, превратившей независимый Азербайджан в мощного игрока на геополитической арене.
- Как вы отметили, сегодня Азербайджан проводит сбалансированную внешнюю политику. К примеру, у него нормальные отношения как с Израилем, так и с Ираном. Всегда ли адекватно воспринимается такая политика?
- Считаю, что современное поступательное развитие Азербайджана связано, в первую очередь, именно со сбалансированной и правильной внешней политикой. Существование между Израилем и Азербайджаном открытого и всестороннего экономического и политического партнерства - неопровержимый факт. Израиль никогда не говорит с Азербайджаном на языке ультиматумов и требований. Считая Азербайджан развивающимся государством мусульманского мира, Израиль воспринимает его в качестве политического и экономического партнера.
В отношении же Тегерана к Баку чувствуется незаинтересованность Ирана в развитии Азербайджана. Это связано, в первую очередь, с фактором проживания в Иране 35 миллионов азербайджанцев. Отметим, что иранский режим запретил этим 35 миллионам говорить на родном языке, развиваться. Во-вторых, самым крупным партнером Ирана на Южном Кавказе является Армения, оккупировавшая 20% территории Азербайджана и превратившая 1 миллион азербайджанцев-мусульман в беженцев. И эта страна - ближайший друг Иранской Исламской Республики. Этот факт уже сам по себе знаменателен. Не секрет, что официальный Тегеран периодически выступает с угрозами в адрес независимого Азербайджана, что является показателем "искренности" отношений между двумя странами.
- В самом ли деле Иран является угрозой для всего мира или причиной тому - развитие Ирана, его положение в регионе?
- Сегодня непреложный факт, что Иранская Исламская Республика и муллократия являются глобальной угрозой для мировой системы безопасности. Угроза миру со стороны Ирана связана с тем, что это далекий от демократии и прав человека политический режим, стремящийся заполучить ядерное оружие. Представьте масштабы угрозы после того, как аятолла завладеет таким оружием. Мировые СМИ создают впечатление, что ядерные амбиции Ирана - проблема только Израиля. Уверяю вас, ведущие арабские государства Персидского залива встревожены стремлением Ирана заполучить ядерное оружие намного больше, чем официальный Тель-Авив.
- Тегеран заявил, что в случае нанесения США или Израилем удара по Ирану последует адекватный ответ. Ожидается ли подобный удар со стороны Израиля? Как, по-вашему, повлияет это на регион и внутреннюю ситуацию в самом Иране?
- Считаю, что удар по Ирану приведет к геополитической трагедии Ближневосточного региона. С другой стороны, ни официальный Тель-Авив, ни Вашингтон не смирятся с наличием у Тегерана ядерного оружия. Думаю, Иран можно остановить при помощи дипломатии и экономических санкций. Но эти средства должны быть всегда действенными. Большинство стран мира присоединились к санкциям против иранского режима, а Россия и Китай сотрудничают с ним. Необходимо усилить политическое и дипломатическое давление и на эти страны.
- В самом ли деле основу напряженности между США и Ираном, а также Ираном и Израилем составляет ядерная программа Ирана? Нормализуются ли отношения между этими странами в случае решения этой проблемы?
- Уже 5 лет, как мировые СМИ распространяют информацию о предстоящем нападении Запада на Иран. За это время многократно назывались "конкретные сроки" нападения, "план операций". В наличии планов признавались и руководители западных государств, особенно США и Израиля. Но за прошедший период все осталось только на словах. В лучшем случае - это элементы психологической борьбы двух противостоящих сил.
Основным моментом, который необходимо учитывать при этом, является конечный результат. К тому же нет гарантий, что подобный удар приведет к прекращению ядерной программы Ирана. Это может лишь затормозить процесс на определенное время.
Очевидно, что вероятность войны против Ирана довольно высока. Пока Запад старается заставить Иран пойти на уступки при помощи санкций. Параллельно ведутся и военные приготовления. Вероятность начала войны есть, и она довольно высока. Израиль не скрывает своих приготовлений к силовому решению вопроса. Ужесточили свои позиции по отношению к Ирану США и некоторые европейские страны - Англия, Франция. Однако, думаю, что все еще остаются шансы избежать военного противостояния.
Продолжается и психологическая война между Ираном и Западом. Не исключено, что однажды, например в Ормузском проливе, даже без политического решения может произойти столкновение между вооруженными силами Ирана и его противников. Но если Иран не предпримет никаких неожиданных шагов, например, не перекроет Ормузский залив, столкновения не будет. В противном случае оно неизбежно. Нельзя исключить и ситуацию, когда, не выдержав напряженного противостояния, одна из сторон без приказа высшего политического руководства спровоцирует столкновение. Так, кто-то может посчитать проплывающий слишком близко корабль опасностью для себя и спровоцировать ситуацию, которую никто не желал.
- Как бы вы прокомментировали обострение турецко-израильских отношений? Что составляет основу этих событий?
- Последние политические шаги Турции показывают, что официальная Анкара желает выступить в качестве новой геополитической силы и в мусульманском мире, и в глобальной политике.
По мнению многих политических аналитиков, именно эта стратегия Анкары и привела к обострению турецко-израильских отношений. Ради того, чтобы стать лидером исламского мира, Турция фактически пожертвовала стратегическими отношениями с Израилем. В данном контексте руководимая Эрдоганом Турция понимает, что в глазах арабских стран антиизраильская риторика - наилучший политический инструмент, доказывающий, что Турция - страна, достойная стать лидером мусульманского мира.
Для США обострение турецко-израильских отношений - крайне неприятный и неприемлемый момент. Отметим, что наряду с Саудовской Аравией Израиль и Турция являются важнейшими партнерами на Ближнем Востоке. Вдобавок Турция - страна, у которой самая большая, после США, армия в НАТО.
Одновременно отметим и то, что отношения между Израилем и Турцией носят не только двусторонний характер. Долгие годы эти страны вместе с США составляли стратегический треугольник. Напряжение в турецко-израильских отношениях и создавшаяся в результате "арабской весны" новая ситуация увеличили значимость Турции в качестве стратегического партнера США в регионе. Вашингтон усиливает давление с целью восстановления отношений между двумя своими союзниками.
Больше всех напряженности между Турцией и Израилем радуется Армения. Но думаю, что признание "геноцида армян" не такое уж легкое дело. Долгие годы по этому вопросу в Кнессете царил спокойный консенсус. Проще говоря, этот принципиально противоречащий интересам государства Израиль вопрос вообще не рассматривался. Но за последние несколько лет, предвидя бурную реакцию СМИ, а также широкий международный и общественный резонанс, некоторые депутаты в мгновение ока превратились в последовательных поборников признания Израилем "геноцида" армян.
Несомненно, таких депутатов крайне мало. Подавляющее большинство парламентариев придерживаются мнения, которое несколько недель назад высказал первый заместитель министра иностранных дел Израиля, депутат Кнессета Дани Аяло. Он подчеркнул: "Нет никаких шансов признания Кнессетом "геноцида" армян. Это невозможно. Мы не можем допустить нарушения отношений с нашим основным стратегическим партнером в мусульманском мире Азербайджаном ради спорных вопросов столетней давности".
Когда в декабре 2011 года в Кнессете был поставлен вопрос о вымышленном "геноциде" армян, выступая перед народными избранниками, я посчитал своим национальным долгом заявить, что они собираются принять в качестве геноцида сфальсифицированную историю, ложный миф. 20 лет назад армяне в один день сравняли с землей мирный азербайджанский город, истребили мирных азербайджанцев. В продолжение я напомнил, что в Армении остались всего 150 евреев, а в Азербайджане их 30 000 человек. Что за 2 года в Азербайджане построены 2 синагоги и самый большой на Кавказе еврейский образовательный центр. Покажите вторую такую мусульманскую страну, где государство за свой счет строит синагоги! Это отражает огромные достижения Азербайджана в области диалога между религиями и культурами.
Уверен, что люди, ставящие в один ряд страшную трагедию евреев в Европе с гибелью армян во время событий 1915 года, не просто невежи. Они нагло предают память уничтоженных Гитлером в лагерях смерти 6 миллионов евреев.
Армяне же долгие годы враждовали с Оттоманской империей и, сотрудничая с русской армией, занимались сепаратизмом. Объявив войну Оттоманской империи, они жили мечтой о создании на территории Турции "Великой Армении".
Как гражданин Израиля считаю безобразием сравнивать Холокост (геноцид) евреев в Европе с "трагедией армян 1915 года", основной причиной которой была сепаратистская деятельность самих армян.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


566












