Автор: Ага ГАСЫМЛЫ Баку
Пожалуй, самым спорным и противоречивым проектом в мире за последние несколько лет стала идея прокладки газопровода Nabucco. Несмотря на многочисленные попытки придать смелой задумке ряда компаний из европейских стран материальные очертания, до сих пор не ясно, будет ли осуществлен этот грандиозный план обеспечения Европы альтернативными России источниками газа. Даже в самой Европе Nabucco порой называют лишь мечтой.
Как известно, Азербайджан рассматривается акционерами Nabucco как один из основных поставщиков сырья для газопровода, но наша сторона не раз высказывалась относительно того, что решение об участии в проекте будет принято лишь после оценки экономической выгоды для республики.
Впрочем, именно такой позиции придерживаются и другие потенциальные страны - импортеры энергоресурсов в Европу, о чем в интервью R+ рассказала заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана, кандидат экономических наук Анар РАХИМЖАНОВА.
- В последнее время ЕС и США проявляют активность в плане реализации проекта прокладки газопровода Nabucco. Какими видятся перспективы этого проекта с восточного берега Каспия?
- Казахстан на последнем саммите прикаспийских стран выступил за диверсификацию своих маршрутов экспорта углеводородов. Таким образом, если реально начнется строительство Nabucco, то Казахстан, конечно же, будет рассматривать возможности своего участия в этом проекте. Но запасы газа в Казахстане до конца не разведаны. Поэтому пока в основном мы говорим только о транспортировке нефти.
- Астана охотно финансирует зарубежные проекты. Может ли Казахстан стать одним из акционеров Nabucco?
- Касаясь возможностей финансирования, необходимо отметить изменения, произошедшие в стратегии АО "КазМунайГаз". Сейчас компания в основном концентрирует свои активы внутри страны, хотя при этом развиваются и вложения, которые сделаны за рубежом. Но пока "КазМунайГаз" не рассматривает расширения зарубежных инвестиций. Тем не менее, хотя Казахстан не является прямым участником Nabucco, с началом реального осуществления этого проекта не исключена возможность того, что Астана присоединится к нему в качестве акционера.
- ЕС придает участию Туркменистана в Nabucco ключевое значение. Столь же важно европейцам привлечь узбекский газ к этому проекту. Как поведут себя эти государства с точки зрения политической воли в случае, если начнется конкретная реализация проекта?
- Каждая из этих стран будет стремиться к заключению выгодного для себя контракта по проекту Nabucco. Эти страны обладают ресурсами и вправе продавать газ по выгодным ценам и наиболее удобным маршрутам доставки энергоресурсов на мировые рынки.
- Проект Nabucco часто связывают с другим проектом - Транскаспийским газопроводом. Спецпредставитель Госдепа США Ричард Морнингстар, будучи в Баку, заявил, что вопрос прокладки газопровода по дну Каспия должны решать Азербайджан, Туркменистан и ЕС. Как относятся в Казахстане к проекту прокладки газопровода по дну Каспия?
- Прокладка через Каспий трубопровода, прежде всего, зависит от решения вопроса статуса Каспия. Когда страны договорятся о том, море или озеро Каспий и как делить этот водоем, тогда станет ясно, каким образом можно будет строить трубопровод. Но, насколько я знаю, вопрос прокладки Транскаспийского газопровода не рассматривается из-за сложной экологической ситуации на Каспии.
- Казахстан основные поставки нефти осуществляет через Россию. Предполагает ли Астана диверсификацию трубопроводных поставок нефти?
- Сейчас Казахстан осуществляет транзит нефти по трубопроводам через Россию и поставляет ее в Китай по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу. Других трубопроводных поставок у Казахстана нет. Наиболее перспективным является трубопровод Север - Юг с участием Туркменистана, который предполагается провести по территории Ирана на Ближний Восток. В небольшом объеме танкерные поставки казахстанской нефти осуществляются через Азербайджан.
- Проект Nabucco находится в острой конкуренции с российским проектом "Южный поток". Газ с недавних пор стал политическим товаром. Не приведет ли участие центральноазиатских государств в лоббируемом ЕС и США проекте к напряженности с Россией? Какие последствия может иметь геополитическая борьба в таком взрывоопасном регионе, как Центральная Азия?
- Дело не столько в опасениях, сколько в праве обладателей ресурсов распоряжаться ими по своему усмотрению. Россия обладает в регионе достаточно большим весом, а Европа чаще всего ограничивается словесной, моральной поддержкой. Соответственно страны - обладатели ресурсов будут исходить из существующего положения дел. Все зависит от того, проявит ли Европа реальную заинтересованность в поставках ресурсов из Центральной Азии, а не манипуляции этим проектом для того, чтобы сбить цену на газ, который поступает через Россию. В конечном счете решение страны-поставщики будут принимать, исходя из того, что для них выгодно в стратегическом смысле.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: