ГОРЯЧИЕ ВЕТРЫ ПУСТЫНИ
Южный Кавказ и Средняя Азия все более втягиваются в глобальные процессы уже на новом уровне
Автор: Азер ХУДИЕВ, политолог Баку
Как-то один мудрец сказал: "То, что не могут решить ум и знания, решают пространство и время". Сегодня в мире существует достаточно много "горячих точек" (Ближний Восток, Кавказ и др.), и время от времени в результате столкновения геополитических интересов конфликты там активизируются, проявляясь в более обостренной форме.
В этом плане в последние месяцы на обширном геополитическом пространстве от Ближнего и Среднего Востока до Средней Азии происходят тревожные события. Эти регионы граничат с Южным Кавказом с востока и юго-востока, и с уверенностью можно сказать, что протекающие там процессы способны оказать серьезное влияние на геополитическую обстановку и в нашем регионе. Не случайно признанные мировые политики и аналитики, подчеркивая глобальный характер геополитических процессов, отмечают постепенное перемещение центра событий на Восток.
В этой связи было бы нелишним рассмотреть данный вопрос в свете произошедших в Кыргызстане столкновений и все еще сохраняющейся напряженности в израильско-турецких отношениях. Доставшееся государствам Средней Азии от эпохи советской власти юридическое "наследие" (анклавы, сознательное мозаичное этническое расселение, приграничные проблемы и т.д.), а также прогнозы о возможных межгосударственных конфликтах были опубликованы еще в прошлогоднем октябрьском выпуске журнала Region+ (2009, №87).
В статье указывались возможные направления обострения геополитической ситуации в Средней Азии, а в числе самых актуальных назывались узбекско-киргизские отношения. Этот прогноз основывался на наличии определенных искусственных этнических проблем, оставшихся нам от советской власти. И он оправдался в Кыргызстане. В борьбе за власть был нанесен удар по самой чувствительной точке этой страны (и всей Центральной Азии в целом). Но главное, что эти процессы, к сожалению, не ограничиваются границами данного региона. На фоне событий в Кыргызстане крупные мировые державы провели консультации в области энергетики в аспекте борьбы с терроризмом и военного сотрудничества. Выяснилось, что это географическое пространство все еще крайне восприимчиво к малейшим сотрясениям. Теперь различные страны оказывают Кыргызстану помощь (США, к примеру, выделили для этого $48 млн., аналогичные шаги предпринимают Турция и др.), однако конкретного плана по полной ликвидации существующих противоречий все еще нет. В связи с известными событиями в Кыргызстане 16-17 июля 2010 года в Алматы (Казахстан) состоялся неофициальный саммит министров иностранных дел ОБСЕ, на котором было принято решение о проведении донорской конференции. Главная цель конференции - сбор финансовых средств в антикризисный фонд для оказания помощи Кыргызстану. Можно вспомнить и прошедший в Бодруме (Турция) 4-7 августа неофициальный саммит министров иностранных дел тюркоязычных стран. Их сотрудничество - важный фактор в плане обеспечения безопасности Кавказско-Среднеазиатского региона. Вместе с тем нельзя забывать и о сюрпризах, которые может преподнести борьба мировых суперсил за влияние на этом пространстве. В данном аспекте крайне интересны процессы вокруг турецко-израильских отношений.
Энергетическая политика: один спаситель трех регионов
Используя силу против гуманитарного каравана, направлявшегося в сектор Газа, Израиль выглядел довольно уверенным. Руководство страны заявляло о своей решительности не отказываться от занятой позиции. Турция же, граждане которой пострадали при нападении израильских военных на корабль с гуманитарной миссией, выступила с требованием о создании международной следственной группы по расследованию этих событий. США вначале заняли довольно спокойную позицию и выступили в защиту Израиля. Организация Исламской конференции, наоборот, поддержав требования Турции, заявила о недопустимости действий по препятствованию оказания гуманитарной помощи.
Со временем, однако, в позициях и Израиля, и США произошли определенные сдвиги. Теперь Израиль согласен на создание международной следственной группы под эгидой ООН. Интересно, с чего бы это? Думается, это обусловлено несколькими геополитическими факторами.
Во-первых, не только для США, но и для Европы Турция приобретает все большее геополитическое значение на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно отметить значимость Турции для реализации интересующих Запад транснациональных проектов, в том числе Nabucco. Существуют планы по его форсированию, и в этом процессе Анкара проявляет активность. В ближайшем будущем Турция, Болгария, Венгрия, Австрия и Румыния должны подписать новые соглашения по экономическим и финансовым вопросам проекта. Дело в том, что на азербайджанский газ в рамках "Шахдениз-2" претендуют также такие амбициозные проекты, как газопровод Турция - Греция - Италия (TGI) и Трансадриатический трубопровод (TAP).
Растущая конкуренция вынудила активизироваться и многие силовые центры мира. К примеру, Европа стремится взять под свой контроль энергоресурсы Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии. Как пишет газета "Коммерсант", Европейская комиссия выступила с предложением о прокладке газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря. Европа намерена осуществить этот проект даже без определения статуса Каспия. В данном аспекте энергетический вопрос наряду с большим экономическим значением приобретает и все более серьезное геополитическое. Так, Россия и Иран немедленно выразили свое негативное отношение к этому проекту, исключив подписание какого-либо соглашения до определения статуса Каспийского моря. Значит, закладывается фундамент нового противостояния между Европой и этими странами. Отметим, что уже сообщается о поставках Россией Ирану четырех комплексов S-300. Кажется, в регионе грядет новый виток гонки вооружений. На этом фоне повышается геополитическое значение Турции для Запада в данном регионе. И в вопросе турецко-израильского противостояния США и Европа просто вынуждены проводить сбалансированную политику, не поддерживая жесткую позицию Израиля в отношении мусульманских стран, уж тем более Турции.
Во-вторых, в энергетических проектах Запада имеет место идея совместного участия Ирака, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Пока Туркменистан не сказал своего окончательного слова по Nabucco. Несмотря на это, автоматически возникает необходимость формирования общей геополитической позиции в цепочке Восток - Кавказ - Средняя Азия.
Энергетическая политика Азербайджана позволяет предпринять ряд рациональных шагов. В первую очередь это связано с успешной диверсификацией официальным Баку маршрутов доставки своих энергоресурсов на мировые рынки. В настоящее время они могут доставляться по разным направлениям. В последнее время к ним добавился и маршрут Azerbaijan - Georgia - Romania Interconnec-tion, проект которого осуществляют совместно Азербайджан, Грузия и Румыния. Основа проекта была заложена 13 апреля настоящего года в заявлении данных государств, а 12 мая было подписано соответствующее соглашение. Теперь, по сообщению Министерства энергетики и промышленности Азербайджана, 14 сентября в Баку встретятся президенты этих трех стран. Предполагается участие во встрече также председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера. Это говорит о том, что очередной энергетический проект входит в сферу интересов и Европейского союза. Второй аспект связан с усилением конкуренции за азербайджанский газ. Еще один интересный момент - крупные мировые концерны вступили в настоящую битву, чтобы завладеть правами на продажу газа с месторождения "Шахдениз". Как пишет Wall Street Journal, компания Statoil даже приступила к активным переговорам с потенциальными покупателями. Журнал особо подчеркивает исключительное значение энергоресурсов Азербайджана для Европы. Немецкая RWE AG также изъявила желание закупать газ с этого месторождения на правах участника проекта Nabucco. По информации агентства Bloomberg, 2 августа специальный представитель США по вопросам энергетики Ричард Морнингстар заявил в Ашгабате о предстоящих поставках Туркменистаном газа в рамках Транскаспийского проекта.
В-третьих, создается впечатление, что попытки разрешить этнические проблемы в Средней Азии привели только к их консервации, и учитывая смещение центра тяжести геополитических интересов в направлении данного региона, можно прийти к выводу о хрупкости нынешнего спокойствия здесь. Однако энергетические интересы на Ближнем Востоке и Кавказе могут послужить стимулирующим фактором для установления стабильности в Средней Азии с последующим отражением на таких проблемах, как нагорно-карабахская.
В то же время нельзя исключать и того, что на фоне неконструктивной позиции Армении стратегия создания стабильности в регионе может подтолкнуть Азербайджан к принятию поспешных решений и в этом смысле созданию цейтнота, т.е. острой нехватки времени. С другой стороны, негативное отношение России к Транскаспийскому энергетическому проекту не исключает, что официальная Москва может прибегнуть к шагам, которые будут направлены, как минимум, на торможение процессов в регионе. Столкновение же этих двух тенденций может породить, образно говоря, "временной парадокс", при котором и сверхактивность, и сверхпассивность способны привести к одинаково негативным последствиям. В такой ситуации наиболее рациональным будет проведение тонкой дипломатии по уравновешиванию противостоящих тенденций.
Таким образом, Южный Кавказ и Средняя Азия все более втягиваются в глобальные процессы уже на новом уровне. Естественно, в рамках этих условий понятны и шаги Запада по урегулированию турецко-израильских отношений. Запад не может согласиться с нагнетанием Израилем напряженности. Кризис, вызванный нападением на "Флотилию свободы", косвенно служит торможению международных энергетических проектов Запада, так как наличие противостояния на водных путях, играющих важную роль энергетического коридора, направлено против реализации подобных планов. Посему необходимо добиться спокойствия на просторах Мирового океана. А для этого нужно найти гармонию между политическими противоречиями Ближнего Востока и глобальной энергетической политикой. А путь к этой гармонии лежит через Кавказ. Очень трудно достичь этой цели на огромном геополитическом пространстве. Однако иного пути нет и надо искать выход из него.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




523












