"ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ НЕ СТОИТ",
или Кто спровоцировал информационную войну между Москвой и Минском?
Автор: Сахиль ИСКАНДЕРОВ, политолог Баку
Нынешний уровень информационных технологий является хорошим подспорьем при ведении геополитических игр. И ведущие мировые державы при отстаивании собственных геостратегических интересов стараются использовать эту возможность по максимуму. Красноречивым примером тому многие аналитики называют информационную войну между Россией и Беларусью, развернутую на эфирах местных телеканалов.
За короткий период по эфиру российского НТВ были продемонстрированы три серии скандального фильма "Крестный Батька", в котором разоблачаются неблаговидные деяния (похищение людей и коррумпированность его близких) президента Беларуси Александра Лукашенко. В серии "Крестный Батька-3" впервые по российскому телевидению открыто затрагивается тема психического здоровья белорусского лидера (на основании свидетельства скрывающегося где-то в Америке психиатра из Могилева Щигельского, который еще 10 лет назад провел подробный анализ поведения А.Лукашенко и записал обращение к белорусам). Не исключено, что авторы фильма намерены создать еще несколько серий в аналогичном духе.
Официальный Минск тоже старается не оставаться в долгу. Белорусское телевидение продемонстрировало беседу президента Беларуси с москвичами, отдыхающими на базе отдыха в национальном парке "Браславские озера". Но в отличие от российских телеканалов, риторика А.Лукашенко была не столь резкой: "Кому-то в России хочется, чтобы мы с вами поругались, но я говорю - не дождетесь. Какие бы фильмы там ни делали, чтобы ни писали, все равно не получится". Это заявление можно интерпретировать по-разному. В том числе и так: "В развязанной информационной войне повинны только определенные околовластные лица и силы в России".
Тем не менее, белорусское телевидение не отказывает себе в удовольствии показывать, насколько "тяжела" в России жизнь, "коррумпирована" и "слаба" власть. Странность этой "войны" заключается в том, что сериал НТВ практически недоступен белорусскому телезрителю, а аналогичный продукт белорусского телевидения - для российского телезрителя. Получается, что обе стороны, по большому счету, делают ставку на внутреннего потребителя. Жаждущие "сенсационных" материалов с легкостью знакомятся с ними и в Интернете.
Пока очень трудно прогнозировать уровень дивидендов, полученных сторонами от этого противостояния. Но, судя по всему, позиции белорусского лидера выглядят предпочтительнее. Он примерно раз в квартал устраивает у себя встречу с большой группой российских журналистов из глубинки, в ходе которой рассказывает о своей любви к России и врагах, мешающих ему построить единое союзное государство. В последнее время он рассылал еще письма российским СМИ, олигархам и политикам с жалобами на партнеров в российской власти.
По мнению ряда аналитиков, в России всегда относились к гонимым с особой симпатией, и можно предположить, что сериал "Крестный Батька" скорее вызовет обратный эффект и обернется против тех, кто затеял все это. Один из таких аналитиков Виктор Ядуха уверен, что, "поливая грязью А.Лукашенко, Кремль все больше пачкается сам" и легко может угодить в собственный капкан.
В.Ядуха называет такие приемы вульгарными, неумными и откровенно желтыми, чего себе не позволяет даже Запад, у которого ничуть не меньше претензий к Лукашенко. По его мнению, на очередных президентских выборах в Беларуси Москва попытается добиться избрания на этот пост пророссийского кандидата. Но практически все эксперты уверены в одном: ни поодиночке, ни вместе оппонентам А.Лукашенко не победить его. Потому что белорусы среднего и старшего возрастов по-прежнему доверяют Лукашенко, а они составляют демографическую основу страны.
Более того, промосковский кандидат неприемлем не только для А.Лукашенко, но и для белорусской оппозиции. В информационной войне с Москвой белорусского президента готов поддержать даже Юрий Азаренок, уволенный два года назад самим Лукашенко с поста заместителя председателя Национальной государственной телерадиокомпании.
Не менее критично настроен по поводу информационной войны между Москвой и Минском заместитель главного редактора федерального еженедельника "Российские вести" Дмитрий Ермолаев. Угрозу помощника президента РФ Сергея Приходько о том, что Кремль готов опубликовать не только стенограмму заседания ОДКБ с высказываниями А.Лукашенко о готовности признать независимость Южной Осетии и Абхазии, но и другие его заявления, которые заинтересуют международное сообщество, Д.Ермолаев расценивает как подрыв основ российской дипломатии. Он обвиняет С.Приходько, готового пойти на беспрецедентный для российской дипломатии шаг - предать гласности содержание конфиденциальных переговоров с иностранным партнером, в политической близорукости: "Как подобный шаг, так и даже уже прозвучавшая угроза его применения подрывают доверие к российской дипломатии в целом. Кто же будет обсуждать конфиденциальные вопросы с Россией, если Кремль готов раскрыть содержание переговоров даже с ближайшим стратегическим партнером - Беларусью?".
По утверждению Ермолаева, причину информационной войны между двумя союзными государствами надо искать в лютой ненависти С.Приходько к А.Лукашенко.
Трудно не согласиться с российским экспертом в том, что в современной большой политике очень часто личные симпатии и антипатии играют большую роль. Но сводить нынешнее напряжение в российско-белорусских взаимоотношениях исключительно к антипатиям высокопоставленных чиновников означало бы чрезмерное упрощение проблемы.
Причем в ситуации, когда заместитель главы администрации президента России Алексей Громов открыто опроверг информацию о том, что президент России Д.Медведев выразил свое недовольство заявлением своего помощника по внешней политике С.Приходько. Более того, А.Громов подчеркнул, что заявления о возможности публикации стенограммы саммита ОДКБ были сделаны по прямому указанию Д.Медведева. Вряд ли и сам А.Громов обнародовал бы эту информацию без разрешения самого президента.
Определенно, что Москва всерьез взялась за укрепление геополитических позиций России на постсоветском пространстве. Удачная комбинация с Украиной подталкивает Кремль на дальнейшие аналогичные действия в западном направлении. Тем более что после того как Киев взял пророссийскую ориентацию, Москва спокойно может наращивать давление на А.Лукашенко, поскольку один из флангов напряжения в западном направлении для России нейтрализован.
Вместе с тем приходится констатировать, что с самого начала образования российско-белорусского союзного государства взаимоотношения между лидерами России и Беларуси довольно часто подвергались таким испытаниям. Достаточно вспомнить обвинения А.Лукашенко в адрес Москвы по поводу событий в Кыргызстане и его отказ об экстрадиции К.Бакиева из Беларуси, что серьезно задело политический престиж Кремля. Руководство России также сильно раздражают тесные взаимоотношения белорусского лидера с президентом Грузии М.Саакашвили.
Украинский и российский публицист, шеф-редактор украинского ежедневного издания "Газета 24" Виталий Портников дает довольно интересную оценку напряженности между Москвой и Минском: "В Кремле никогда не поймут, что Лукашенко и Саакашвили встретились не потому, что они друзья или враги России, изменники или конъюнктурщики. Они встретились потому, что они политики. Может ли Беларусь быть лучше без Лукашенко, а Грузия - без Саакашвили? Вне всякого сомнения. Да только новый президент Беларуси не будет пророссийским, как и новый президент Грузии. Как и новый президент Украины. Да, президент Грузии может быть антироссийским (или антикремлевским, если угодно) - как Саакашвили. И президент Украины может быть антироссийским или антикремлевским - как Ющенко. А вот только пророссийских президентов не бывает. Потому что Москва желает иметь дело не с президентами, а губернаторами. А губернатором не хочет быть никто. Ни Лукашенко, ни анти-Лукашенко, ни Саакашвили, ни анти-Саакашвили, ни Ющенко, ни анти-Ющенко, то есть Янукович".
Такого же мнения придерживается сотрудник Института российской истории РАН РФ, к.и.н. Андрей Марчуков. По его словам, сейчас в Украине наблюдается та политика, которая проводилась в годы президентства Л.Кучмы. То есть налицо "многовекторность" внешней политики, которая подразумевает многочисленные заявления о дружбе и братстве с Россией, но при стратегической ориентации "на Запад". Таким образом, тактический успех российско-украинской "дружбы" грозит обернуться стратегическим поражением. Россия упускает хорошую возможность для переосмысления тех не выгодных для нее правил игры на национальном и политическом русско-украинском поле, что были заданы украинским проектом и приняты российской "элитой". Такая оценка говорит о том, что пока Кремлю не полностью удается добиться пророссийской ориентации даже тех постсоветских республик, где к власти пришли силы, поддерживаемые ею. Аналогичная ситуация наблюдается и в Кыргызстане. Временное правительство этой страны оказалось не таким уж податливым к требованиям Москвы и не собирается сворачивать тесное сотрудничество с Западом. Наверное, поэтому некоторые эксперты прогнозируют, что если Россия добьется поражения Лукашенко, этим может воспользоваться Запад, и в первую очередь США. Российский политолог П.Святенков уверен, что если не будет серьезного внешнего давления, то, скорее всего, на предстоящих выборах А.Лукашенко станет абсолютным победителем. Запад в одиночку, видимо, не сможет дестабилизировать режим Лукашенко, опирающийся на поддержку Москвы и системные отношения с Кремлем, даже несмотря на те конфликты, которые наблюдаются в последнее время. Белорусская оппозиция слаба и непопулярна. Кроме того, Запад, скорее всего, побоится дестабилизировать Беларусь, поскольку в этом регионе ему совсем не нужна реализация киргизского сценария. Запад сейчас вряд ли заинтересован в резких изменениях в Беларуси.
Другое дело Россия, которая конфликтует с режимом Лукашенко. У Москвы, конечно же, может появиться соблазн свергнуть белорусского президента. Но тут существует опасность реализации восточноевропейского сценария в том виде, в каком он случился во всех странах бывшего соцлагеря в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Сначала близкими Кремлю элитами и частью народа свергались старые правители и к власти приходили новые перестроечные вожди, но затем их быстро сметала народная революция и страна начинала переориентироваться на Запад.
Мы видим, что существует отличная от нуля вероятность, при которой Москва может скинуть Лукашенко, человека, во многом неприемлемого для Запада, а затем прозападные силы, набрав мощь, могут свергнуть новых промосковских ставленников. По оценкам российских экспертов, Москва очень сильно рискует, обостряя отношения с президентом Беларуси. Стоит ли овчинка выделки? Можно предположить, что лидеры стран союзного государства все же придут к общему знаменателю и выйдут из сложившейся трудной ситуации, следуя проверенной временем русской мудрости "Старый друг лучше новых двух". Вот тогда все сегодняшние передряги останутся в памяти как неприятная и никому не нужная информационная склока между членами союзного государства.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




573












