5 Декабря 2025

Пятница, 20:51

РАЗНИЦА МЕЖДУ ВАССАЛОМ И ПАРТНЕРОМ

Ереван не в состоянии остановить меняющийся в пользу Азербайджана региональный баланс сил

Автор:

01.09.2010

Во второй половине августа внимание местных и зарубежных аналитиков привлекли визиты президента Турции Абдуллы Гюля в Азербайджан и президента России Дмитрия Медведева - в Армению.  Не думается, что они были сознательно синхронизированы, но так уж получилось, что конфликтующие Армения и Азербайджан почти одновременно провели "сверку часов" с влиятельными игроками геополитической арены региона. 

Визиту Дмитрия Медведева, хотя он и планировался как бы по случаю проведения в Ереване неформально саммита ОДКБ, был придан наивысший статус - государственного, что предполагает особую торжественность приема и множество протокольных мероприятий. Видимо, это должно было замаскировать отсутствие действительного потенциала для развития и углубления российско-армянских отношений. Ведь Армения, вследствие политики территориальных претензий и вражды к Азербайджану и Турции, загнала себя в глухой геополитический и транспортный тупик. Размер ее экономики - ничтожный. Достаточно сказать, что собственные доходы бюджета, весь экспорт этой страны равны примерно одному миллиарду долларов. Для сравнения, это соответственно в 15 и 30 раз меньше аналогичных показателей Азербайджана. Все, что в экономике Армении более или менее заслуживало внимания, уже давно передано России в обмен на долги. Политика и военная сфера Армении также весьма плотно контролируются Москвой. Подписанные в Ереване соглашения  хотя и выглядели внушительно, но непосредственная польза от них для армян весьма сомнительна. Так что визит президента Дмитрия Медведева, который вылился в демонстрацию российской поддержки, нужен был скорее Сержу Саргсяну лично - для укрепления своих пошатнувшихся властных позиций.

Даже на телевизионных картинках чисто визуально можно было отчетливо увидеть разницу во взаимоотношениях партнерских пар: Азербайджан - Турция и Армения - Россия. Подобострастное поведение Сержа Саргсяна прослеживалось в каждом его жесте и слове. Вопреки принятому во всем мире дипломатическому протоколу он лично отправился в аэропорт встречать Дмитрия Медведева. Во время своих выступлений Серж Саргсян рассыпался в бесконечных благодарностях, голос его вибрировал от волнения, а с лица не сходила заискивающая улыбка. Складывалось впечатление, что происходит не визит главы одного суверенного государства в другое суверенное государство, а что верный вассал и "форпост" с подобающим почтением принимает своего сюзерена, защитника и кормильца.

На таком фоне контрастно смотрелся визит в Баку президента Турции Абдуллы Гюля. В манере поведения между ним и азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым не было ни малейшего намека не то что на отношения "патрон - подопечный", не чувствовалось даже претензии на старшинство какого-либо из братских государств. Отношения между Азербайджаном и Турцией давно приобрели характер равноправного партнерства, опирающегося на фундамент этнической, религиозной и культурной общности, но с взаимным учетом политических и экономических интересов каждого. 

Военно-политические вопросы и энергетика составляли главное содержание обоих визитов и подписанных соглашений, но и здесь отчетливо видна разность положения и потенциала Армении и Азербайджана.

На первый взгляд подписанный в Ереване договор о продлении пребывания 102-й российской базы в Гюмри является важным. Но в действительности он не увеличивает военное присутствие России в регионе и не меняет существующий баланс сил. Новое соглашение всего лишь закрепляет и продлевает вассальную зависимость Армении от Москвы на период до 2044 года. Прописанные в нем положения: о защите интересов как РФ, так и Армении; о российских гарантиях безопасности не только в отношении возможных угроз по всему периметру армянских границ; о снабжении армянской армии оружием и спецтехникой мало что в реальности меняют. Ведь данным соглашением не увеличивается ни численность солдат, ни количество военной техники на российской 102-й базе. Это попросту трудно сделать в сложившихся условиях, так как после войны 2008 года Грузия закрыла свои границы с Россией, а Азербайджан и Турция и до этого ничего не пропускали через свою территорию в Армению. Для российско-армянского военного транзита остается один, весьма длинный и ненадежный, путь - по Каспию и далее через находящийся под режимом санкций Иран.

Обратим внимание и на то, что вопреки разглагольствованию армян о совместном с РФ развитии собственного ВПК, в подписанном соглашении об этом нет и речи, а упоминается всего лишь о создании центров по ремонту военной техники. Интересна еще одна деталь. Армяне ранее просили защитить их лишь от Турции, мол, с Азербайджаном они справятся сами. Военные и политики этой страны бахвалились с телеэкранов и страниц газет, что в случае возобновления военных действий захватят Барду, Гянджу и чуть ли победным маршем дойдут до Баку. Однако сейчас армяне начинают осознавать, что противостоять в одиночку Азербайджану не в силах. Это хорошо проявилось на пресс-конференции президентов в Ереване, когда журналисты чуть ли не клещами вытягивали у Дмитрия Медведева обещание выступить в защиту армян, если военные действия в Карабахе возобновятся.

На прямой вопрос о том, как поведет себя в этом случае Россия, Дмитрий Медведев дипломатично заявил, что постарается не допустить новой войны.  О поддержке Армении он заявил лишь гипотетически, и то лишь как союзника по ОДКБ. То есть Медведев не гарантировал помощь в контексте договора о базе в Гюмри и двусторонних союзнических обязательств России перед Ереваном. Однако, принимая во внимание нежелание большинства участников ОДКБ ввязываться в этнические конфликты, полагаться на эту организацию не приходится. Уж тем более, что в данном случае речь идет об агрессии самой Армении - члена ОДКБ к соседнему Азербайджану, и не только центральноазиатские члены ОДКБ, но даже Беларусь не согласна с территориальными притязаниями Армении. Напомню, что когда в позапрошлом году на Генеральной Ассамблее ООН рассматривалась резолюция "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", никто, кроме России, не проголосовал солидарно с Арменией, а Узбекистан даже поддержал нас. Кстати, президент этой страны Ислам Каримов проигнорировал неформальный саммит ОДКБ и не приехал в Ереван.  

Неудивительно, что соглашение о продлении срока аренды российской базы в самой Армении многими воспринято негативно. Его осудили или признали невыгодным, несвоевременным, неравноправным, "колониальным" многие армянские политики и аналитики, особенно оппозиционно настроенные. В качестве резюме можно привести высказывания директора Армянского центра национальных и международных исследований Ричарда Киракосяна: "…Ереван не смог заслужить уважение Москвы, которая обращается с ним не как с равным партнером, а как с вассалом". В беседе с газетой "Жаманак" он же сказал:  "В конце концов это единственная военная база РФ, находящаяся за ее пределами, когда все расходы за нее несет принимающая сторона. Например, даже Кыргызстан получает от Москвы миллионы долларов за присутствие на своей территории российской военной базы. Для ублажения Армении с точки зрения военной безопасности Россия предлагает колонизаторский подход: в противовес присутствию своих военных баз на территории Армении она дает какие-то размытые и непонятные обещания помощи и содействия".

Реакцию в мире на подписание соглашения о продлении срока и расширении функций 102-й базы в Гюмри можно назвать как безразлично негативную. В Тбилиси, с учетом его напряженных отношений с Москвой, усмотрели в этом угрозу для себя. Об этом заявил грузинский эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили. По его словам, "продление срока пребывания в Армении российских баз до 2044 года более укрепляет новую геополитическую реальность в регионе, что содержит определенные угрозы для Грузии". Вашингтон и Брюссель официально оставили это событие без внимания, но резко критически отреагировал во влиятельной Washington Times известный американский эксперт по постсоветскому пространству Ариэль Коэн, который комментировал действия Москвы как вытеснение США с Южного Кавказа. Интерактивное голосование на популярном русскоязычном телеканале RTVI, который вещает преимущественно на аудиторию за пределами России, показало, что 70% ответивших видят в базах, размещаемых Москвой на территории бывших советских республик, угрозу интересам США. 

Азербайджанская реакция была сдержанная. "Российская сторона в период вывода российских военных баз, расположенных в Ахалкалаки и Батуми (Грузия), взяла на себя обязательства, что вооружения, переводимые в 102-ю российскую военную базу в Гюмри, не будут использованы ни при каких обстоятельствах против Азербайджана. Мы надеемся, что российская сторона в дальнейшем будет придерживаться взятых на себя обязательств по неиспользованию ресурсов и вооружений российской 102-й военной базы, расположенной в Армении, против Азербайджана", - заявил агентству Trend официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов. 

Но, видимо, это соглашение придало смелости Сержу Саргсяну, который под видом благодарности российскому президенту, по существу, публично отверг Мадридские принципы в том виде, как они были официально предложены еще год тому назад на СМИД ОБСЕ в Афинах и с тех пор саботировались Ереваном. Он заявил буквально следующее: "Я хотел бы еще раз выразить благодарность России и лично Дмитрию Анатольевичу Медведеву за тот весомый вклад и позитивную роль, которую он играет в урегулировании этой проблемы (карабахской). Именно благодаря вашим усилиям состоялись ряд важных трехсторонних встреч глав России, Армении и Азербайджана. Хочу подтвердить еще раз, что мы готовы к конструктивному поиску решения на основе ваших предложений, сделанных в ходе трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге".

Несколько слов о соглашении, согласно которому российские атомщики берутся построить новый блок АЭС в Армении. В действительности это скорее протокол о намерениях сторон, чем контракт. Ведь, несмотря на то, что Москва готова взять на себя 20% финансирования проекта, пока не будет решен вопрос, где взять оставшуюся часть средств, о начале строительства нового блока АЭС говорить не приходится. Известно, что стоимость проекта  оценивается в $5 миллиардов. Это почти равняется объему иностранных инвестиций в Армению за все время независимости. Сомнительно, что российские банки, которые не берутся финансировать аналогичные проекты даже на территории своей страны, дадут деньги на АЭС в Армении. Учитывая, что строить будет Росатом, а также чрезвычайно низкий кредитный рейтинг Армении, рассчитывать на западные финансовые институты в этом вопросе также не приходится. Исключается и возможность привлечения Грузии к долевому участию в проекте (что ранее предполагалось) из-за напряженных отношений между Москвой и Тбилиси. Добавим, что доставка в Армению крупногабаритного оборудования для АЭС при закрытых российско-грузинских границах пока что остается неразрешенной задачей. Таким образом, как и с продлением базы в Гюмри, Москва просто застолбила за собой строительство АЭС в Армении и заблокировала возможность обращения взоров Еревана к французским и германским атомщикам. 

В отличие от армяно-российских соглашений документы, подписанные в ходе визита президента Турции Абдуллы Гюля в Баку, не представлены широкой публике. Это косвенно свидетельствует о том, что азербайджано-турецкие соглашения содержат конкретные обязательства, рассчитаны на практические результаты, а не на внешний пропагандистский эффект. 

"Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи" предполагает и военную составляющую, включающую поставки вооружений, обучение офицеров, совместное развитие современного военно-промышленного комплекса. Объем военных расходов, солидные инвестиции Баку в последние годы в собственный ВПК делают азербайджано-турецкое сотрудничество в военно-технической сфере не только предметным, но и взаимовыгодным. 

Принимая во внимание, что Турция - парламентская республика и вопросы экономического характера являются прерогативой правительства, стороны ограничились лишь обменом мнениями по этим вопросам. Тем более что в ходе недавнего визита президента Ильхама Алиева в Турцию были достигнуты договоренности по объемам поставок азербайджанского газа, цене на него и о транзитных тарифах при транспортировке углеводородов на европейские рынки. Как сказал президент Абдулла Гюль на приеме, данном в его честь: "Мы вместе реализовали крупные проекты. Те, кто в свое время называл их мифом, говорил, что они неосуществимы, сегодня с восхищением видят, как эти проекты соединяют две страны. Нефте- и газопроводы в области энергетики, железная дорога в транспортной сфере - мы уже соединяем Нахчыван с Игдыром - все это очень крупные проекты. Железная дорога Баку - Тбилиси - Карс соединит друг с другом не только три страны, но и Среднюю Азию, Китай с Англией". 

Некоторую настороженность в Баку вызвал неопределенный ответ президента Турции на вопрос журналистов о возможном временном открытии армяно-турецкой границы в связи с учениями НАТО в Армении. Но если разобраться,  на это нервно должны реагировать скорее в Армении - форпосте России, чем в Азербайджане. Ведь речь идет о НАТО, под флагом которого в Армению пройдут западные военные, в том числе и турецкие. Нет оснований предполагать, что даже если на несколько дней армяно-турецкая граница будет открыта, она останется такой и в будущем, в нарушение публичных обещаний турецких лидеров. Как прокомментировал ситуацию заведующий отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов, "открытие границы Турции с агрессорской Арменией не отвечает ни интересам Турции, ни Азербайджана - это лишь развяжет руки режиму оккупанта". 

"Мы эту позицию довели до сведения официальных лиц Турции, и премьер-министр Реджеп Тайиб Эрдоган, и президент Абдулла Гюль неоднократно заявляли, что пока Армения не придет к конструктивной позиции в вопросе решения нагорно-карабахской проблемы, граница между двумя странами не будет открыта. Мы верим официальным лицам Турции и считаем, что пока не будут обеспечены все выдвинутые условия, граница между Арменией и Турцией не будет открыта", - заявил Али Гасанов. 

В заключение скажем, что заигрывание Еревана с силовыми центрами региона и даже мира, как бы ни пыжились армяне, не в состоянии остановить неуклонно меняющийся в пользу Азербайджана региональный баланс сил. Хотя роль России и Турции в регионе, конечно же, велика, армяно-азербайджанский конфликт сторонам придется решать самим, не полагаясь особенно на своих стратегических союзников.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

504


Актуально