ПОЛИТИКА "КАЧЕЛЕЙ"
Новое соглашение о российской военной базе в Армении не меняет баланс сил в регионе
Автор: Расим МУСАБЕКОВ, политолог Баку
Сообщения военно-технического и военно-политического характера, касающиеся отношений России с Азербайджаном и Арменией, вызвали в СМИ целый шквал комментариев. Первым из них стало сообщение о якобы готовящейся масштабной военной сделке, а именно о поставке Россией Азербайджану двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит". Сумма возможного контракта достигает $300 млн. По данным источника "Независимой газеты" в российском военном ведомстве, в Военной академии воздушно-космической обороны в Твери уже несколько лет обучаются азербайджанские курсанты, в том числе изучающие ЗРК С-300. Хотя официальный представитель "Рособоронэкспорта" опроверг сообщения о продаже Баку данных установок, некоторые эксперты утверждают, что до полного завершения сделки это обычная тактика поставщиков вооружений. Тем более что реакция МИД России, выраженная Департаментом информации и печати, свелась к тому, что "С-300 с военной точки зрения является сугубо оборонительным видом вооружений и соответственно не может повлиять на региональный баланс сил". Для чрезвычайно осмотрительного и аккуратного в выражениях МИД такой комментарий косвенно подтверждает версию о том, что политических проблем в вопросе поставки С-300 Азербайджану нет.
В армянских СМИ в этой связи поднялась большая шумиха, зазвучали обвинения в предательстве и ненадежности союзничества с Москвой. Известный своей зоологической ненавистью к азербайджанцам, один из главных "поджигателей" нагорно-карабахского конфликта Игорь Мурадян, не выбирая выражений, обрушился на Россию. В интервью интернет-газете Lragir.am Мурадян, в частности, утверждает, что "Россия хотела бы подвести Армению к согласию на примирение с Азербайджаном, в результате частичной или полной и окончательной утраты ею Карабаха, как условия попадания Азербайджана в орбиту российской политики".
"…Мы являемся свидетелями попыток русских переиграть самих себя и заполучить новых союзников и партнеров в лице платежеспособных государств. …Армению же хотят свести к положению безмолвного сателлита России, что уже будет устраивать и Турцию, и Азербайджан", - говорит Мурадян.
Далее же он в яростном ослеплении и вовсе понес уже нечто невразумительное: "Русские очень скоро упрутся мордами в дерьмо и захлебнутся от своей глупости и торгашеского поведения. Конечно, если бы власти Армении и организации армянской диаспоры не проводили бы столь бессодержательную и капитулянтскую политику и не вовлекли бы страну в обязательства по процессу карабахского урегулирования, а также заняли бы более решительную политику в отношениях с Россией, можно было бы избежать столь плачевных результатов".
Затем последовали слова, которые должны привлечь внимание российской прокуратуры и ФСБ: "Немногие должны пожертвовать жизнью, чтобы Родина была в безопасности. ЗРК С-300 должны быть уничтожены либо на предприятии-изготовителе, либо при транспортировке, либо на территории Азербайджана. Этим нужно было заняться давно, по крайней мере четыре года назад. Неужели нельзя было сделать выводы из опыта чеченского сопротивления?.. Чтобы ни произошло в дальнейшем, если Россия не получит по мозгам в связи со своими подлыми шагами, Армении незачем быть обозначенной как государство". Комментарии, как говорится, излишни.
Легко прогнозируемая негативная реакция Еревана, между тем, побудила Россию синхронизировать расширяющееся военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном действиями по укреплению союзнических связей с Арменией в сфере безопасности. Как сообщили официальные представители Министерства обороны Армении, обсуждается проект соглашения, в соответствии с которым вносятся изменения в договор о российской военной базе в Гюмри. Документом, в частности, предусматривается, помимо осуществления функций по защите интересов России, и обеспечение безопасности Армении во взаимодействии с вооруженными силами этой республики. С этой целью предполагается, что Россия будет осуществлять содействие в обеспечении Армении современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой. Срок действия договора 49 лет, с возможностью автоматического продления на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон не уведомит письменно не менее чем за шесть месяцев до истечения очередного срока действия договора другую сторону о намерении прекратить его действие.
В реальности это соглашение не меняет сложившийся баланс сил в регионе, не увеличивает военное присутствие России в Армении. Что же касается обязательства снабжать Армению оружием, то и без этого договора Москва это ранее делала либо бесплатно, либо за символическую цену. Личный состав 102-й базы чуть ли не наполовину состоит из этнических армян и всегда рассматривался Ереваном как сила, которая при необходимости незамедлительно выступит для обеспечения безопасности Армении. Поэтому не удивительно, что сообщение о дополнении в договор по российской базе в Гюмри не только не вызвало удовлетворение в Армении, но и сопровождалось критическим брюзжанием. Так, эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян прямо отметил, что этим договором армяне "фактически распрощались с последними проблесками суверенитета Армении". Негативно комментировали данное соглашение даже пророссийские дашнаки. В Ереване не без основания полагают, что Москва не столько пытается успокоить армян, сколько стремится упрочить на долговременной основе свои позиции в этой стране и исключить даже намек на возможное изменение вектора ее геополитической ориентации.
Почувствовав, что прежней безоговорочной поддержке со стороны России приходит конец, армянские лидеры стали в последнее время делать нелепые телодвижения, имитируя готовность устремиться в объятия НАТО. Очевидно, что серьезно это никем не воспринимается. Тем более что США, Евросоюз и НАТО, как и Россия, все более настойчиво требуют положить конец оккупации азербайджанских территорий. Свидетельством тому являются принятая весной резолюция Европарламента, готовящего обсуждение карабахского конфликта на Парламентской ассамблее НАТО, заявление Сената Италии и др.
Как утопающие хватаются за соломинку, армяне, в стремлении заручиться хотя бы какой-то поддержкой, в последнее время все чаще обращают свой взор на Иран. Сюда зачастили высокопоставленные армянские лица. С начала года в Тегеране побывали с визитом секретарь Совбеза Армении Артур Багдасарян, затем министр обороны Сейран Оганян, а теперь собирается посетить глава МИД Эдвард Налбандян. Что ищут армянские визитеры в Иране, непонятно. Объем экономических связей между сторонами ничтожен. Им, по существу, нечего предложить друг другу, за исключением сомнительных и тщательно скрываемых от мира сделок военного и финансового характера. Возможно, что для находящегося в глубокой международной изоляции и под санкциями ООН Ирана такого рода услуги со стороны Армении и диаспоры не лишние. В свою очередь Ереван явно желает заручиться поддержкой Ирана на тот случай, если мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта на базе Мадридских принципов будет сорвано и силовое восстановление Азербайджаном территориальной целостности страны встанет на повестку дня. Однако дальше зондажа почвы армяне пойти вряд ли решатся, так как Москва все еще достаточно плотно контролирует ситуацию в Армении.
На первый взгляд может сложиться впечатление о непоследовательности поведения России в регионе и что Москва будто бы разрывается между Арменией и Азербайджаном. В действительности она желает удержать обе страны на своей военно-политической орбите и проводит политику так называемых "качелей". Но вести эту политику бесконечно долго, оставляя в стороне болезненный карабахский конфликт в его нынешнем тупиковом состоянии, Москве чем дальше, тем трудней.
Ожидается, что в августе-сентябре российский президент в ходе своего визита в Армению и Азербайджан должен предпринять решающее усилие для продвижения урегулирования вперед. По некоторым признакам можно предположить, что позиция и предложения России не очень придутся по вкусу армянам. Ведь даже проводя в отношении наших стран сбалансированную политику, в Москве отдают себе отчет в потенциале сторон, а также в том, кто является источником выгоды, а кто - вечным просителем. Соответственно формируется и разное отношение к союзной, но подручной Армении и к самостоятельному, но способному к взаимовыгодному партнерству Азербайджану.
Свидетельством тому опять-таки является приезд в начале августа руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина в Баку. Не афишируемая, но очевидная цель этого визита - проработка вопросов предстоящего в первой половине сентября визита Дмитрия Медведева в Азербайджан. Объем экономических отношений, значимость совместных проектов велики, а внешнеполитическая повестка так обширна, что требует подготовки визита российского президента именно на таком высоком уровне. Вопреки наметившемуся после санкт-петербургской встречи некоторого охлаждения между сторонами российско-азербайджанские отношения сохранили значительный позитивный потенциал. "Позиции наших двух стран на международной арене очень схожи, а по большинству ключевых вопросов международной жизни полностью совпадают", - заявил журналистам Сергей Нарышкин. Он также охарактеризовал перспективы сотрудничества Баку и Москвы в различных областях как очень хорошие, особенно выделив сферу энергетики и газа.
То есть повестка российско-азербайджанских переговоров не исчерпывается карабахской тематикой, хотя, по крайней мере для Баку, она является основополагающей. По Еревану же совершенно иная картина. Там помимо карабахского урегулирования на двустороннем уровне президенту Медведеву с армянами нечего и обсуждать. Следует отметить, что его визит в Ереван не имеет самостоятельного значения, а связан с участием в саммите президентов стран - членов ОДКБ, который планируется провести 20-22 августа. В дипломатических кругах Армении отмечается, что если визит не состоится, это будет означать, что все вопросы по карабахскому урегулированию не были улажены.
Таким образом, вопрос продвижения карабахского урегулирования не просто созрел, а даже перезрел. Тянуть и оставлять ситуацию в нынешнем неустойчивом статус-кво опасно для собственных интересов России и других великих и региональных держав. К саммиту ОБСЕ на высшем уровне, который планируется провести до конца года в Казахстане, международному сообществу нужно определиться с принципами карабахского урегулирования и выразить свою волю. В противном случае вера в посредничество Минской группы будет полностью подорвана и ситуация с высокой степенью вероятности может начать развиваться по негативным и опасным для мира и безопасности сценариям.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




610












