МИР В ЛЕС, ЕРЕВАН ПО ДРОВА
Армения всячески старается загнать переговоры по карабахскому урегулированию в тупик
Автор: Расим МУСАБЕКОВ, политолог Баку
17 июля в бывшей столице Казахстана - городе Алматы в рамках неофициального СМИД ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна с участием глав внешнеполитических ведомств стран - сопредседателей МГ ОБСЕ Сергея Лаврова (Россия), Бернара Кушнера (Франция), заместителя госсекретаря США Джеймса Стейнберга, а также сопредседателей Минской группы.
Как и предполагалось, эта встреча не стала прорывом. Комментируя ее результаты, Э.Мамедъяров сказал журналистам, что "…министр иностранных дел Армении, выразив свое несогласие с рядом положений, не дал возможности принять совместное заявление, в связи с чем заявление было принято от имени министров трех стран-сопредседателей".
В целом же Эльмар Мамедъяров выразил сомнение в стремлении Армении урегулировать армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт: "Лично у меня сложилось мнение, что Армения не хочет достигнуть какого-либо согласия, чтобы были мир и стабильность. В ходе переговоров достигаешь согласия по какому-то вопросу и считаешь, что этот вопрос закрыт и можно переходить к рассмотрению другого вопроса. При рассмотрении другого вопроса, например через две встречи, смотришь, армянская сторона вновь возвращается к уже согласованному вопросу. Поэтому переговоры идут тяжело".
Между тем главы делегаций стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором напомнили сторонам об их обязательстве прийти к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в заключительном Хельсинкском акте, где говорится, в частности, о воздержании от угрозы силы или ее применения, территориальной целостности государств, а также равных правах и самоопределении народов. Сопредседатели подтвердили, что принципы, сформулированные в заявлении президентов России, Франции и США 10 июля 2009 года в итальянской Аквилле и вновь озвученные 26 июня 2010 года в Маскоке, должны быть основой для любого справедливого и прочного урегулирования конфликта. Они представляют собой единое целое, и любая попытка выделить из них несколько элементов сделает невозможным достижение сбалансированного решения.
Казалось бы, в данном случае не может быть места домыслам, но армяне стали придумывать их сразу же по завершении встречи в Алматы. Словесной эквилибристикой непосредственно занялся глава МИД Армении Эдвард Налбандян, самовольно "препарировав" заявление стран - сопредседателей Минской группы, в котором сбалансированно говорится об обеспечении мира и безопасности, территориальной целостности и равных правах и самоопределении народов. Но для Налбандяна помимо "самоопределения" все остальное несущественно. Он с легкостью отмахивается от важного момента, заключенного в понятии "равные права", которое было включено в Мадридские принципы по настоянию Баку и предполагающего, что в волеизъявлении по статусу Нагорного Карабаха в равной мере с армянской общиной должны участвовать изгнанные оттуда азербайджанцы.
Налбандян самозванно берет на себя роль интерпретатора заявления сопредседателей Минской группы, якобы считающих требование Баку об освобождении оккупированных семи районов до определения окончательного статуса Нагорного Карабаха неконструктивным, поскольку все эти принципы были разработаны как единое целое. Но при этом сам алогично настаивает на том, чтобы предрешить вопрос статуса Нагорного Карабаха до восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Следует обратить внимание на то, что страны - сопредседатели Минской группы всякий раз подчеркивают, что мирное урегулирование конфликта лежит через выполнение принципов, содержащихся в заключительном Хельсинкском акте. Вряд ли это добавляет оптимизма Еревану, который постоянно апеллирует к прецедентам (Косово, Южная Осетия и Абхазия), случившимся в обход, а если говорить прямо, в нарушение этих принципов. Выступать против великих держав и всего международного сообщества армяне не осмеливаются и пытаются затянуть переговоры, надеясь если и не сейчас, то в будущем добиться легализации отделения Нагорного Карабаха и присоединения его к Армении. Пока же политики и идеологи в Ереване подбадривают себя и собственное население, которое в условиях переговорного тупика справедливо опасается возобновления военных действий, утверждениями, что великие державы не допустят этого.
Так, ставший в последнее время "говорящей головой" армянских властей секретарь фракции Республиканской партии Эдуард Шармазанов сожаление, выраженное в заявлении глав МИД стран - сопредседателей Минской группы в связи с вооруженным инцидентом, произошедшим 18-19 июня 2010 года, и предостережение по поводу силовых действий интерпретировал в качестве показанной Азербайджану "желтой карточки". В действительности же это заявление является предостережением Еревану, который, саботируя переговоры, может лишиться поддержки своих покровителей и остаться лицом к лицу с Баку. Ведь самостоятельно Армения, в силу своего ограниченного демографического и экономического потенциала, противостоять Азербайджану и рассчитывать на успех в долгосрочном плане не может.
Это хорошо понимают дальновидные политики и в самой Армении. Так, выступая на 16-м съезде АОД, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян сразу же после Алматинской встречи сказал: "Если какая-либо политика не основана на фактах, то от нее можно ожидать все, кроме политики". По его мнению, армянские власти сегодня используют последние дипломатические возможности, однако не исключено, что в случае затягивания решения конфликта ситуация может выйти из-под контроля. "Если не Армения, то Азербайджан не может не иметь в своих расчетах варианты решения проблемы путем войны", - заявил Левон Тер-Петросян, отметив, что Армения думала бы так же, если бы была стороной, теряющей территории. "Я не против сохранения статус-кво, но они должны ответить на один вопрос, каким образом власти собираются прекратить продолжающуюся эмиграцию, которая ведет к обезлюдению Армении", - отметил Тер-Петросян.
Факты действительно говорят о том, что с каждым годом демографическое, геополитическое, финансово-экономическое, а в последнее время и военное превосходство Азербайджана над Арменией увеличивается. Но карабахский клан, захвативший власть в Армении, упорствует в надежде добиться легализации отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана, а до поры до времени максимально продлить существующее положение. В этом, судя по всему, они получили некоторую поддержку от России на последней встрече в Санкт-Петербурге.
Не случайно Серж Саргсян, недавно встречавшийся с молодыми представителями армянской диаспоры, заговорил о том, что на столе переговоров в Санкт-Петербурге появились новые предложения, и далее в ультимативном тоне заявил: "Когда Азербайджан скажет "да, принимаю принципы Минской группы, переговоры продолжатся, а если нет, то тогда будут избраны другие пути". Что означают эти "другие пути", сказать сложно, но, скорее всего, речь идет о давно обсуждаемом в армянском обществе предложении "признать" так называемую "НКР". Однако как бы ни спекулировали армяне на косовском прецеденте, духа на это, без разрешения своих патронов, и в первую очередь России, осудившей постановление Международного суда ООН по Косово, у них не хватит. Провокационное решение о "признании" разрушит переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта и приведет к военному обострению и вмешательству Совбеза ООН, которое с высокой степенью вероятности отвергнет односторонние действия армян, как это в свое время было сделано в отношении Северного Кипра и Южной Родезии.
Понять логику армян, которые апеллируют к Мадридским принципам и одновременно отказываются признать их, трудно. Азербайджан же, по существу, принял эти принципы в том виде, в каком они были сформулированы и представлены Минской группой на СМИД ОБСЕ в Афинах еще год назад. Так что "резину тянут" именно армяне. Оговорка Баку "принимаю, за некоторым исключением" всего лишь резервирует возможность для ужесточения позиции на случай, если посредники в угоду армянам начнут вновь перекраивать обновленные Мадридские принципы. Тем более что принципы не предполагают прямую реализацию. Баку предлагает завершить работу по обсуждению принципов и перейти к следующему этапу, то есть к работе над текстом мирного соглашения, а армяне склонны вести бесплодные переговоры и не желают связывать себя какими-либо договоренностями.
"Все последние события вокруг карабахского урегулирования показывают, что Армения хочет провалить мирный процесс с целью затянуть решение этого конфликта до 2015 года. Дело в том, что в 2015 году армяне намерены отметить столетие так называемого "геноцида" и к этому времени они хотят выйти как из турецко-армянского процесса, так и из карабахского процесса с выигрышем. Вся их стратегия нацелена на это", - заявил 1news.az директор Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа (TURKSAM) Синан Оган.
Оценка турецкого аналитика не так уж далека от истины. Но что будет с обремененной долгами и не восстановившей уровень докризисного 2008 года экономикой Армении, особенно в условиях, когда нужно изыскивать средства для обеспечения паритета со стремительно усиливающим свой военный потенциал Азербайджаном? Да и сами расчеты на то, что в атмосфере сочувствия в связи со 100-летием так называемого "геноцида 1915 года" армянам удастся реализовать свои амбиции в отношении Турции и Азербайджана, как говорится, вилами на воде писаны. Сочувствие сочувствием, но конкретные планы, предложения, обусловленные национальными интересами мировых и региональных держав, обращены к Турции и Азербайджану. Как показывает история, желающих приносить их в жертву мифическим притязаниям армян и в прошлом, и в настоящем находилось мало.
В этой связи армянам и их покровителям следовало бы со всей серьезностью воспринять предупреждение, публично сделанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, что пражский переговорный раунд, который стал самым длительным за всю 15-летнюю историю посреднических усилий Минской группы и который привел к обновленным Мадридским принципам, - последний шанс для мирного урегулирования конфликта. Если он будет упущен, то процесс может пойти по негативному сценарию, причем гораздо быстрей, чем это некоторые предполагают. Но пока не случилось худшее, а двери для достижения прогресса в урегулировании открыты, можно ожидать, что президент России Дмитрий Медведев, чей визит ожидается в августе в Армению, а в сентябре в Азербайджан, предпримет еще одно усилие для сближения позиций конфликтующих сторон. Ведь поддержка территориальных амбиций армян ничего не дает России, но сужает возможности для реализации тех предложений, с которыми Москва настойчиво обращается к Баку.
В свою очередь администрация президента США Барака Обамы начинает осознавать значение Азербайджана, свидетельством чему являются недавние визиты главы Пентагона Роберта Гейтса и госсекретаря Хиллари Клинтон, а также ускорение вопроса назначения Мэтью Брайзы на пост посла в Баку.
Да и разночтения между английским и русским текстами заявления по вопросу карабахского урегулирования президентов Обамы, Саркози и Медведева в Канаде, в котором английский (основной) более приемлем для нас, а русский - для армян, выглядят очень симптоматично.
Если разночтения среди сопредседателей Минской группы углубятся, то ждать результата от их посреднических усилий будет сложно. Но возобновление военных действий между Азербайджаном и Арменией на данном этапе противоречит интересам всех мировых и региональных держав (исключая Иран), и это может подвигнуть посредников и международные структуры предпринять последнее решительное усилие, чтобы вывести процесс урегулирования на основе Мадридских принципов из тупика, в который его загнали провинциальные дипломатические уловки армян. Шансы для этого еще есть.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




614












