НОВИНКИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ
Израилю придется доказать, что новшества в его политике имеют сущностный характер
Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ Баку
Ближний Восток продолжает бурлить. Несмотря на периодически появляющиеся надежды на урегулирование самого болезненного конфликта на планете, противостояние в этом регионе принимает новые формы. Об этом, в частности, свидетельствует и продолжающееся обострение турецко-израильских отношений.
Тайные переговоры и открытая конфронтация
Нападение израильского спецназа на турецкий корабль, двигавшийся в составе "Флотилии свободы" к берегам блокированной Газы, привело к разрыву отношений двух некогда союзных государств. Президент Турции Абдулла Гюль заявил, что его страна никогда не простит убийства своих граждан Израилю, совершившему "одну из самых грубых ошибок в своей истории, о цене которой он еще очень пожалеет".
Сразу после трагического инцидента в Средиземном море Турция отозвала посла из Израиля и объявила о сокращении политического и экономического сотрудничества с этой страной. Анкара также заморозила все проекты в сфере военного сотрудничества с Израилем и объявила о закрытии воздушного пространства Турции для военной авиации еврейского государства. Последнее решение, кстати, ставит израильские ВВС в неудобное положение, поскольку военные пилоты Израиля, не имея возможности осуществлять полноценные учения над небольшой территорией своей страны, многие годы тренировались в небе Турции. В окружении Израиля нет другого государства, которое могло бы теперь предоставить свое воздушное пространство для еврейских военных пилотов в целях совершенствования ими боевых навыков.
Между тем Анкара грозит полным разрывом отношений с Израилем, если последний не принесет официальные извинения за гибель девяти турецких граждан и не согласится на проведение международного расследования трагедии в Средиземном море. Более того, Турция дала понять, что не примет никаких результатов проводимого самим Израилем расследования спецоперации против "Флотилии свободы".
Однако израильская сторона не собирается выполнять требования Турции. Секретариат премьер-министра Израиля категорично заявил, что "Израиль не намерен извиняться за то, что защищал своих граждан". И все же, несмотря на накал разворачивающегося между Анкарой и Тель-Авивом противостояния, правящие круги этих стран допускают еще возможность примирения и с этой целью предпринимают попытки договориться. "Тайные переговоры" провели глава МИД Турции Ахмет Давутоглу и министр торговли Израиля Беньямин Бен-Элиезер. Оценивая итоги встречи, израильский премьер Беньямин Нетаньяху заявил: "Хотя мы не достигли никаких успехов, я считаю эту встречу важной. Мы не должны упускать возможность восстановить отношения". Правда, выяснилось, что встреча привела к трениям в израильской правительственной коалиции, поскольку о ней не был поставлен в известность министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, назвавший ее впоследствии "ошибкой со всех точек зрения". Вместе с тем нет сомнений, что к организации "тайных переговоров" приложила руку администрация США, чрезвычайно обеспокоенная разладом в отношениях двух своих ближайших союзников на Ближнем Востоке.
Продолжая демонстрировать свою готовность до конца защищать интересы Израиля и пытаясь сдержать весьма требовательный тон Анкары в отношении Тель-Авива, Вашингтон, между тем, дает понять, что отнюдь не в восторге от операции израильских спецслужб против турецких правозащитников. Для США сейчас главное заключается в том, чтобы не допустить разрастания турецко-израильского противостояния, в условиях которого американцам сложно будет отдать кому-либо свое предпочтение без ущерба для своих стратегических позиций в этом важнейшем регионе. Интересно отметить в данной связи, что в ходе своего состоявшегося недавно визита в США израильский премьер Нетаньяху заявил, что "ищет любой предлог для нормализации отношений с Турцией". А уже сразу после визита израильский Генштаб заявил о возможности сохранения с Турцией прежнего уровня взаимоотношений в военной сфере. На закрытом заседании израильского парламента начальник Генштаба Израиля Габи Ашкенази также проинформировал законодателей о том, что после инцидента с турецким кораблем "Мави Мармара" "он осуществлял личные контакты с главой Генштаба Турции Илькером Башбугом".
"Нерушимые узы"
Визит премьер-министра Израиля в США оказался примечательным и в контексте текущих отношений между Вашингтоном и Тель-Авивом, которые при американском президенте Бараке Обаме переживают далеко не лучшие времена. Они даже стали несколько прохладными после того, как израильское правительство, несмотря на обещание, данное вице-президенту США Джозефу Байдену во время его мартовского визита в Израиль, одобрило планы расширения строительства новых поселений в Восточном Иерусалиме. И это в ситуации, когда американская администрация уже все подготовила для начала палестино-израильских переговоров под своим патронажем. Подобная выходка израильского руководства явно не понравилась хозяину Белого дома, и когда Нетаньяху вскоре прибыл в Вашингтон для сглаживания острых узлов, Обама даже не пригласил телерепортеров для освещения этой встречи.
Однако новый прием Нетаньяху в Белом доме прошел совсем в иной атмосфере. Обама заявил, что Америку и Израиль связывают "нерушимые узы", которые соответствуют стратегическим интересам обоих государств. Причина подобного радушия Обамы представляется достаточно очевидной: Нетаньяху согласился начать прямые переговоры с палестинцами уже этим летом.
В награду за миролюбивые порывы Нетаньяху, имеющего репутацию "ястреба" в израильском политическом истеблишменте, Обама даже выразил готовность поддержать Израиль по ядерному вопросу. По словам президента США, любые обвинения в сокрытии Израилем своей ядерной программы могут привести к срыву намеченного на 2012 год международного саммита по ядерной безопасности на Ближнем Востоке. Обама пообещал поддержать Израиль по этому вопросу, причем даже в том случае, если претензии к еврейскому государству появятся у МАГАТЭ. "Израиль, учитывая геополитическую ситуацию, вправе заботиться о собственной безопасности. Мы, как и прежде, обеспокоены безопасностью еврейского государства и хотим быть уверены в его обороноспособности", - подчеркнул Обама.
Правда, столь мощная демонстративная поддержка Израиля со стороны Белого дома дала основание считать ее причиной не только последнюю мирную инициативу Израиля в конфликте с Палестиной. Нельзя не учитывать приближение ноябрьских выборов в американский Конгресс, и демократическая администрация США, очевидно, посчитала нецелесообразным и далее сохранять двусмысленность в отношениях с правительством Нетаньяху - двусмысленность, которую так остро переживает еврейское лобби.
Все же, добившись от Нетаньяху хотя бы некоторого смягчения его позиции в ближневосточном урегулировании, администрация Обамы, так сказать, с высоко поднятой головой, решилась подтвердить свою приверженность "вечному союзу" с Израилем. Тем более что именно палестино-израильский конфликт остается, по сути, главным препятствием для налаживания доверия между Соединенными Штатами и исламским миром, к чему так стремится Обама, а также восстановления стабильности в Ираке и Афганистане.
О прямом и непрямом диалоге
Тель-Авив действительно смягчил свою доселе бескомпромиссную позицию в отношении Палестины и теперь пытается убедить мировое сообщество в своей готовности открыть новую страницу в мирном урегулировании на Ближнем Востоке. Хотя причиной смягчения политики Нетаньяху стало не только давление Вашингтона, но и существенное ухудшение внешнеполитических позиций Израиля после предпринятой им атаки на гуманитарный конвой у берегов Газы. Во всяком случае Израиль объявил о смягчении условий блокады Газы, расширив список предметов, разрешенных к ввозу в этот палестинский сектор, и выразив готовность упростить режим въезда и выезда жителей сектора в Израиль.
Более того, Израиль предложил странам Европейского союза построить в секторе Газа электростанцию и установки для опреснения воды. Комментируя этот шаг, глава израильского МИД Авигдор Либерман отметил: "Я предложил европейцам не просто говорить "ребята, давайте жить мирно", а начинайте реализовывать проекты, берите ответственность, постройте электростанцию, опреснительные установки в секторе Газа. Мы не хотим вечно поставлять палестинцам воду и электричество". Показательно, что раньше Израиль не только не инициировал подобные проекты, но и в большинстве случаев отвечал отказом на просьбы зарубежных, в том числе и европейских, политиков допустить их в палестинский анклав.
Но главным новшеством в политике Израиля стало упомянутое выше согласие премьера Нетаньяху провести прямые переговоры с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом. При этом Нетаньяху даже не исключил, что мирное соглашение с Палестиной может быть подписано уже через год.
Тем не менее начало прямого диалога между израильтянами и палестинцами все еще представляется проблематичным. "Палестине и Израилю необходимо добиться прогресса в проведении непрямых переговоров по Ближнему Востоку, прежде чем приступать к прямым, к началу которых призывают обе стороны Соединенные Штаты Америки", - заявил Махмуд Аббас. Его позиция мотивируется тем, что на непрямых переговорах пока не было достигнуто никаких результатов. Представители Израиля отказываются обсуждать вопрос о границах будущего палестинского государства, судьбе Восточного Иерусалима, который, согласно международно-правовым документам, должен стать столицей Палестины. Этот отказ решить проблемы, составляющие, собственно, суть ближневосточного конфликта, значительно снижает шансы на успех мирного процесса, в который желают вдохнуть новую жизнь те же американцы.
Так что Израиль теперь должен доказать, что определенные новшества в его политике имеют сущностный характер, а не являются попыткой добиться, посредством косметических мер, улучшения для себя внешнеполитической конъюнктуры. И несомненно, что в случае прорыва палестино-израильского урегулирования можно будет развязать и другие проблемные узлы на Ближнем Востоке. Во всяком случае уж точно появится возможность и для нормализации турецко-израильского диалога.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




519












