25 Ноября 2024

Понедельник, 22:49

ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ГАЗ ВРОЗЬ

Газовый конфликт между Россией и Беларусью вновь вывел на первый план необходимость диверсификации энергетических поставок

Автор:

01.07.2010

"У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас есть постоянные вечные интересы, и мы им должны следовать". Данное высказывание известного английского государственного деятеля XIX века лорда Пальмерстона в полной мере проявилось в кратковременной газовой войне между Россией и Беларусью во второй половине июня. 

Причем в данном случае конфликтовали не государства со взаимными политическими и экономическими претензиями, а страны, образовавшие союзное государство, договорившиеся о создании Таможенного союза. 

 

Обо всем по порядку 

В начале июня российский газовый монополист "Газпром" заявил о долге Беларуси в размере $192 млн. за поставки газа в январе-апреле 2010 года. 

По данным "Газпрома", долг возник из-за того, что Беларусь платила в 2010 году по $150 за 1000 кубометров газа, то есть по среднегодовой цене 2009 года, тогда как должна была платить по контрактной цене в $174. 

Но у Беларуси есть свои аргументы. Так, Минск ссылается на договоренности о единовременном переходе на европейские цены как для российских потребителей, так и для белорусских, которые были достигнуты при продаже "Газпрому" 50% акций "Белтрансгаза" - монополиста в сфере поставок и транзита газа в Беларуси. А для потребителей РФ срок перехода на европейские цены отсрочен с 2011 года на 2015-й. 

В "Газпроме" не отрицают наличия такой договоренности, однако утверждают, что речь идет лишь об устной договоренности о единовременном переходе на европейские цены. Посему оплаты белорусской стороной должны вестись по контракту, который подразумевает поэтапный и льготный переход на европейские цены. Российский гигант объявил также о возможном повышении цены газа для Беларуси с 2011 года до $250 за 1 тыс. кубометров.

Активная фаза газовой войны началась с благословения президента РФ Дмитрия Медведева на применение строгих мер в отношении Беларуси в случае неуплаты долга до 21 июня. Беларусь же запросила время до 5 июля. 

На встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером президент РФ отметил, что обсуждал вопрос задолженности с Александром Лукашенко. Судя по последовавшим событиям, президенты так ни к чему и не пришли. 

"Я разговаривал с Александром Григорьевичем (Лукашенко). Он сказал, что ситуация определяется трудным финансовым положением. Но, если честно, сейчас всем трудно, и у "Газпрома" много проблем", - сказал Д.Медведев.

Глава "Газпрома" при этом заметил, что у Беларуси есть средства для оплаты долга, так как объем приобретаемых акций "Белтрансгаза" на сумму $2,5 млрд. был направлен на компенсацию повышения цены на газ. 

В результате с 21 июня "Газпром" начал уменьшать поставки газа в Беларусь, введя сначала 15-процентное ограничение и угрожая довести его до 85%. В активной фазе конфликта ограничение достигло 60%.

В ответ Беларусь выставила "Газпрому" требование по оплате транзита за газ в Европу на сумму $260 млн., угрожая перекрыть транзит. 

"Газпром" должен $260 млн., с учетом мая, за транзит. Я приказал правительству перекрыть транзит газа через Беларусь, пока не заплатит "Газпром". Они нам за полгода ни копейки не заплатили", - заявил А.Лукашенко в Минске на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

"Не мы должны "Газпрому". "Газпром" должен нам $70 млн., если произвести зачет $260 млн. за транзит, и $190 млн. долг Беларуси за 4 месяца, которые образовались, пока мы вели переговоры", - сказал президент.

Он подчеркнул, что Беларусь "пыталась договориться с российскими партнерами, в том числе и на высшем уровне" о сохранении условий оплаты. "На 1 мая мы не договорились", - сказал А.Лукашенко.

Президент Беларуси также предлагал провести взаимозачет долгов и закрыть вопрос. По его словам, российскую сторону данное предложение не устраивает, и она настаивает на "мгновенном" погашении Беларусью долга за поставленный газ.

В связи с этим А.Лукашенко сделал вывод о наличии в этой ситуации "неприкрытого давления" с российской стороны.

Кроме того, Беларусь выставила требование повысить ставку за транзит газа с $1,45 за 1000 кубометров газа на 100 км до $1,88. По данным Минска, график повышения тарифов был определен в контракте на закупку газа и уже в 2009 году должен был составить $1,74, хотя "Газпром" платил по $1,45. "Газпром" заявлял, что готов был платить, однако Беларусь с начала года не подписывала акты выполненных работ по транзиту газа. Вопрос же повышения тарифов на транзит газа "Газпром" увязывал с необходимостью повышения наценок на газ для потребителей Беларуси в целях обеспечения эффективности деятельности ОАО "Белтрансгаз", на что не соглашался Минск. 

В результате Беларусь хоть и не прекратила в целом транзит газа, но начала уменьшать его объемы соответственно с объемами ограничения, применяемыми со стороны "Газпрома".

Отметим, что в отличие от газового кризиса с Украиной ограничение или прекращение транзита могло коснуться лишь трех стран - Литвы, Польши и части Германии. Ежегодно через Беларусь прокачивается около 50 млрд. кубометров газа в Европу, что составляет 6,25% потребляемого в ЕС газа. 

Больше всех от прекращения транзита пострадала бы Литва, которая на 100% зависит от поставок из Беларуси. В кульминационной фазе газовой войны 23-24 июня в Литву поставлялось лишь 50% предусмотренных объемов газа. Литва в свою очередь перекрыла газ для Калининградской области РФ, и в итоге Россия получила эффект бумеранга. Литва собиралась обратиться к Латвии, которая могла бы на неделю покрыть недостачу газа, но ситуация, как и прогнозировалось, разрешилась быстро. 

Вопрос же с поставками в Польшу и Германию "Газпром" предполагал решить через Украину, где условия позволяют прокачивать дополнительно 30 млрд. кубометров к ныне прокачиваемым 100 млрд. кубометров. Украина в свою очередь предложила свои возможности для обеспечения европейских потребителей. 

Ситуация в российско-белорусском противостоянии облегчалась еще и разгаром лета, когда потребности в "голубом топливе" значительно снижаются. Но даже ограничение поставок в Литву всполошило "старушку" Европу. 

"Международные обязательства по поставкам газа должны выполняться неукоснительно. Отмечаемое ныне сокращение поставок в некоторые страны ЕС недопустимо. Это вызов всему Европейскому союзу", - заявил европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.

"В последние дни Еврокомиссия неоднократно призывала, что контракты должны выполняться и спор между Россией и Беларусью не должен оказать какого-либо негативного влияния на страны ЕС", - говорилось в коммюнике ЕС.

Призыв к беспокойству у Евросоюза к повторяющимся энергетическим спорам между Россией и другими странами обнародовала президент Литвы Даля Грибаускайте.

"Повторяющиеся формы выяснения отношений, особенно в энергетике, между странами, главное - Россией и другими, действительно должны вызывать беспокойство у всей Европы. Речь идет о безопасности поставок газа и других энергоресурсов в Европе, чтобы это было обеспечено, особенно государствам ЕС. Это общее дело", - сказала она.

Но конфликт, как уже отмечалось выше, затух быстро. Уже 23 июня Беларусь оплатила $187 млн. долга, а через день получила от России $228 млн. В итоге с 24 июня и поставки газа в Беларусь, и транзит газа в Европу уже осуществлялись в полном режиме. Подобная синхронность позволила белорусской стороне заявить о безосновательности и надуманности газового кризиса. 

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко считает, что оплата "Газпромом" задолженности за транзит газа является признанием российской стороной необоснованных действий по ограничению поставок газа и несоблюдения условий контракта.

"Такими действиями "Газпром" признал незаконность и необоснованность своих действий, несоответствие их условиям контракта. Очевидный нонсенс эти ограничения, кто кому был больше должен?" - заметил В.Семашко. 

Президент Беларуси Александр Лукашенко также считает, что не было причин для конфликта. По его мнению, "это спор абсолютно беспочвенный с позиции России".

Стороны также согласовали дополнение к контракту по поставкам и транзиту газа и ожидается скорейшее его подписание. 

В принципе это не первый случай газового конфликта между двумя странами. Похожая ситуация в расчетах за газ уже была в 2007 году, когда Беларусь в I полугодии оплачивала 55% его стоимости, в результате чего к августу просроченный долг перед "Газпромом" составил около $460 млн. Тогда "Газпром" заявил о готовности сократить поставки газа на 45% в случае неуплаты долга. Белорусская сторона пыталась договориться с правительством РФ и "Газпромом" об отсрочке оплаты, так как руководством России в начале года был обещан стабилизационный кредит на $1,5-2 млрд. в связи с более чем двукратным повышением цены на газ с 2007 года.

Тогда белорусская сторона погасила задолженность перед "Газпромом" по личному решению президента А.Лукашенко в течение нескольких дней.

В данном случае не удалось избежать практического исполнения взаимных угроз, и эта газовая война еще раз вывела на первый план необходимость диверсификации энергетических поставок.  

А наиболее реальная альтернатива есть, как известно, в Каспийском бассейне, и в частности в Азербайджане. Не случайно в разгар газовой войны А.Лукашенко позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и главе Казахстана Нурсултану Назарбаеву и проинформировал их о газовом споре с РФ. 

Данный шаг показывает значимость Каспийского бассейна в контексте энергобезопасности Европы. Хоть крупные энергоресурсы Каспия не станут полноценной заменой российского газа для Европы, но могут улучшить ситуацию с диверсификацией поставок и избежать проблем в периоды газовых "войн", которые в последнее время слишком уж участились. 

Со своей стороны Азербайджан уже практически устранил возможные препятствия для выхода на европейский газовый рынок. Договоренности с Турцией по транзиту газа в Европу открывают дорогу для полномасштабной разработки месторождения "Шахдениз". При этом потенциал Азербайджана не ограничивается лишь этим месторождением, есть еще много других структур ("Нахчыван", "Абшерон", "Бабек", глубокозалегающие газовые пласты месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли" и другие), которые ожидают своего часа. Сейчас дело за европейскими покупателями, и чем быстрее они договорятся с Азербайджаном, тем скорее обеспечат свою энергобезопасность. Учитывая также проекты по поставкам сжиженного газа из Азербайджана, даже Беларусь может получать энергоресурсы из нашей страны. 

Так, в разгар газового конфликта с РФ министр энергетики Беларуси Александр Озерец высказал интерес по участию в проекте строительства терминала сжиженного газа в Литве.

"Мы, так же как и вы, хотим диверсифицировать энергетические источники и сократить зависимость от российского газа", - сказал А.Озерец на встрече со своим литовским коллегой Арвидасом Сякмокасом.

В конце концов получает же Беларусь нефть из Венесуэлы, почему бы не договориться с Азербайджаном по газу.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

486


Актуально