РЕФЕРЕНДУМ В ДРАМАТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Кыргызстан продолжает оставаться эпицентром геополитической напряженности в Центральной Азии
Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ Баку
Кыргызстан продолжает оставаться эпицентром геополитической напряженности в Центральной Азии. Ситуацию в этой стране, значительно обострившуюся в результате свержения власти уже экс-президента Курманбека Бакиева, усугубили межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, унесшие жизни более 280 человек. Шанс на стабилизацию положения в беднейшей стране региона дал референдум, изменивший ее политическую систему. Вот только будет ли этот шанс использован и есть ли вообще основание рассчитывать на подобную перспективу - таковы вопросы, на которые пока нет ответа.
Межэтнические столкновения начались с массовой драки на юге Кыргызстана в ночь на 11 июня. В течение недели происходили погромы, грабежи и поджоги жилых домов. Власти вынуждены были ввести чрезвычайное положение в ряде районов Ошской и соседней Джалал-Абадской областей, куда перекинулись беспорядки. Однако с самого начала их было ясно, что они являются продолжением событий, ознаменовавшихся крушением режима Бакиева и формированием нового правительства во главе с Розой Отунбаевой.
Собственно, по версии новых киргизских властей, за беспорядками стоят именно бакиевские силы. Силовыми структурами был взят под стражу племянник свергнутого президента Санжар Бакиев, который на допросах признал свою вину не только в организации беспорядков в Джалал-Абаде 13-14 мая (то есть по горячим следам очередной киргизской революции), но и в разжигании межнациональных столкновений.
Однако вина за произошедшее возложена новыми властями не только на прежнее руководство, но и на "международные террористические организации, которые получали деньги от клана Бакиевых". Глава службы национальной безопасности Кыргызстана Кенешбек Душебаев заявил о том, что к развязыванию трагедии на территории Ошской и Джалал-Абадской областей причастны "Исламское движение Узбекистана" (ИДУ) и "Союз исламского джихада". По его словам, в апреле нынешнего года сын Курманбека Бакиева Максим встретился в Дубае с эмиссарами "Исламского движения Узбекистана", а в мае на встрече в афганском Бадахшане представителей семьи Бакиевых и руководства движения "Талибан", ИДУ и других террористических организаций была достигнута договоренность о дестабилизации ситуации в Кыргызстане. "На эти цели Бакиевыми было обещано денежное вознаграждение в размере $30 миллионов", - подчеркнул Душебаев.
Сам Бакиев отвергает обвинения в адрес своей семьи. Однако на причастность к киргизским событиям "третьей силы" весьма прозрачно намекнул и президент Узбекистана Ислам Каримов, от которого многие ожидали резкой реакции на антиузбекские выступления в соседней стране. Взамен этого Каримов не допустил ни одного шага, который мог бы обострить отношения между двумя странами. Кроме того, он добился возвращения почти 100 тысяч беженцев-узбеков обратно в Кыргызстан. Причем многие из беженцев, перешедшие киргизско-узбекскую границу в надежде спастись от насилия, выражают недовольство в связи с их принудительной высылкой из Узбекистана. Причиной того, что Ташкент столь спешно вернул беженцев назад, была объявлена необходимость принятия ими участия в референдуме, который состоялся в Кыргызстане 27 июня. Правда, впоследствии большинство узбеков - граждан Кыргызстана так и не приняли участия во всенародном голосовании, просто оказавшись обделенными вниманием организаторов референдума.
Подобная неорганизованность была одной из причин, по которой противники референдума настаивали на неприемлемости проведения этого мероприятия в условиях, совершенно не располагающих к свободному волеизъявлению народа. Межэтническое кровопролитие, чрезвычайное положение в южных регионах страны, зачистки, проводимые правоохранительными органами в целях проверки паспортного режима и поиска оружия, действительно не представляют собой благоприятного фона для проведения референдума, призванного изменить развитие страны. Однако новые киргизские власти настояли на том, что иного выхода из политического кризиса, в котором оказался Кыргызстан, просто нет. Избирателям предложено было ответить на вопросы о предоставлении главе временного правительства Розе Отунбаевой полномочий президента страны до следующих парламентских выборов и об изменениях в Конституцию, предусматривающих ограничение президентских полномочий и переход на парламентскую форму правления. В преддверии референдума Роза Отунбаева выступила с обращением к согражданам. Призвав соотечественников принять участие в референдуме и проголосовать в поддержку нового Основного закона, она отметила, что хотя референдум пройдет в "сложное и драматическое время", новая Конституция сможет положить конец авторитаризму, эпохе безнравственных политических режимов бывших президентов - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
Примечательно, что с поддержкой временного правительства Кыргызстана выступило посольство США в Бишкеке, по мнению которого референдум "станет действенным шагом на пути к восстановлению демократии" в Кыргызстане. Киргизская тематика была одной из центральных тем обсуждения в ходе визита президента России в США, что лишний раз подтвердило наличие серьезного интереса великих держав в развитии событий в центральноазиатской стране в приемлемом для них ключе. Однако заявления Дмитрия Медведева и Барака Обамы показали, что Москва и Вашингтон не придерживаются единого взгляда относительно геополитического будущего Кыргызстана, причем вопрос о российской и американской базах в этой стране является лишь одной из "точек неприкосновения". В частности, относительно перспективы введения международного военного контингента в Кыргызстан российский президент заявил, что эта страна должна сама навести у себя порядок. При этом Медведев признал, что он, действительно, получил обращение исполняющей обязанности президента Кыргызстана Розы Отунбаевой с просьбой о военной помощи в рамках ОДКБ, но "секретари советов безопасности пока в этом надобности не усмотрели". Впрочем, глава РФ добавил: "Организация Договора о коллективной безопасности, конечно, будет реагировать на эти проблемы. В случае необходимости я, как председатель ОДКБ, в любой момент могу собрать совещание либо секретарей советов безопасности, либо президентов стран, входящих в организацию".
Президент США, со своей стороны, отметил, что "один из вопросов, который мы обсуждали, - это создание механизма, в соответствии с которым мировое сообщество обеспечивает мирный выход из сложившейся ситуации, и все действия, которые принимаются по защите гражданского населения, должны предприниматься не под флагом какой-то одной страны, а под флагом мирового сообщества".
Таким образом, расхождение в подходах Кремля и Белого дома относительно дальнейшего развития ситуации в Кыргызстане налицо. Если Россия предпочитает, чтобы Кыргызстан сам справился со своими проблемами или, в крайнем случае, возложил эти задачи на ОДКБ, то США смотрят на вопрос гораздо шире, предпочитая международный формат присутствия в Кыргызстане.
Ответ же на вопрос о том, почему Россия не стала посылать свои войска в Кыргызстан, тем более что сама Отунбаева официально попросила об этом, однозначно кроется в геополитической плоскости. Москва еще недостаточно уверена в пророссийской ориентации нового киргизского руководства, поэтому и не посчитала целесообразным входить на территорию Кыргызстана в условиях, когда, с одной стороны, внутриполитическая борьба в этой стране все еще чревата непредсказуемыми последствиями, а с другой - на ее территории продолжает функционировать американская авиабаза. Иными словами, Москва дала понять правительству Отунбаевой, что больше не желает оставаться с носом, как это не раз случалось при Бакиеве, который умудрялся выбивать у России финансовую помощь, продолжая при этом поощрять присутствие американской авиабазы на территории своей страны.
Американцы, между тем, демонстрируют свое намерение до конца держаться за авиабазу в Манасе, стратегическое значение которой возрастает по мере усугубления положения международной коалиции в Афганистане. Не попыткой ли заручиться поддержкой в этом вопросе нового киргизского руководства объясняются весьма лояльные оценки Вашингтоном претворяемых Отунбаевой политических инициатив, в частности референдума по Конституции?
О многом говорит и то, что в противоположность американской позиции российский президент Медведев выразил сомнение в потенциале новых киргизских властей. Он заявил, что их "легитимность низка" и "я не очень себе представляю, как будет работать в Кыргызстане модель парламентской республики, не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте, прихода к власти тех или иных политических сил, бесконтрольного перехода полномочий из одних рук в другие, и, в конечном счете, не будет ли это способствовать приходу к власти сил, которые имеют экстремистскую направленность".
Опасения подобного рода, действительно, имеют под собой основания. Однако на сегодняшний день факт заключается в том, что референдум в Кыргызстане состоялся, и, согласно официальным заявлениям, народ поддержал продление срока президентских полномочий Отунбаевой на переходный период до 31 декабря 2011 года, а также превращение Кыргызстана из президентской в парламентскую республику.
Сама Отунбаева сразу после референдума объявила о легитимации новых властей: "Мы сегодня приняли новую Конституцию. Референдум состоялся, несмотря на трудности и ожесточенное сопротивление противников новой Конституции. Тем самым народ поставил жирную точку на эпохе авторитарного правления двух семейных кланов - Акаевых и Бакиевых".
Конечно, легитимность референдума, который был проведен при нынешних киргизских реалиях, еще долгое время будет ставиться под вопрос. Кроме того, существует вероятность, что после окончательного формирования новой власти пути нынешних союзников, сгруппировавшихся вокруг Отунбаевой, разойдутся. Опыт размежевания среди "революционных властей" уже случался в новейшей истории Кыргызстана. Ведь даже сама Отунбаева, что называется, вышла из шинели цветной революции пятилетней давности, свергшей Акаева и приведшей к власти Бакиева. Но провал нынешних властей, выражающих, по крайней мере на уровне риторики, демократические устремления, грозит распадом всей киргизской государственности. В интересах киргизского народа, чтобы не реализовались планы тех внутренних и внешних сил, которые стремятся ввергнуть Кыргызстан в пучину непреодолимого хаоса и гражданской войны.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:







509












