ЗАТЯНУВШАЯСЯ ПАУЗА
МГ ОБСЕ пора поторопить Армению с ответом по поводу обновленных Мадридских принципов
Автор: Расим МУСАБЕКОВ, политолог Баку
Пауза, образовавшаяся в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, чрезмерно затянулась. На это обстоятельство особо обратил внимание президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с представителями СМИ: "После переговоров в Сочи никаких встреч не проводилось. Несмотря на то, что президент Армении попросил две недели на выражение позиции по представленным предложениям, прошло уже шесть месяцев. С тех пор нет никаких вестей. В настоящее время мы столкнулись с ситуацией, когда армянская сторона не говорит обновленным Мадридским принципам ни "нет", ни "да".
Далее президент отметил, что "страны-сопредседатели должны выразить свою четкую позицию по этому вопросу".
"Как долго Азербайджану придется ждать ответа? Вернее, как долго страны-сопредседатели будут ждать этого ответа? Надеюсь, сопредседатели с уважением отнесутся к своим предложениям и в ходе переговорного процесса окажут серьезное давление на Армению. Если мы все заинтересованы в продолжении переговоров, то должны быть предприняты какие-либо шаги. Если этого не произойдет или же армянская сторона продолжит тактику затягивания времени, ответит отрицательно на эти принципы в официальном порядке, то тогда Азербайджану, естественно, предстоит всерьез задуматься о перспективе своего участия в переговорах и, в целом, в данном процессе. Мы рассматриваем различные варианты и постараемся любым способом восстановить территориальную целостность Азербайджана. Я лично не сомневаюсь, что территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена. Мы хотим скорейшего и мирного решения этого вопроса. Если армянская сторона захочет продолжать захватническую политику и вести процесс переговоров ради имитации, то Азербайджан серьезно изменит свою позицию", - заявил Ильхам Алиев.
К сожалению, Минская группа должной принципиальности пока что не демонстрирует. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров после встречи с сопредседателями МГ ОБСЕ в Венеции отметил, что "…после представления Мадридских принципов в Афинах проведенные встречи оказались безрезультатными, хотя все считали, что этот документ, над которым велась работа в течение двух лет, создаст возможности для начала работы над основным документом, но согласия с армянской стороны не последовало".
Далее глава МИД сообщил, что по определенным причинам сопредседатели предложили устроить перерыв в переговорах. "Но этот перерыв слишком долго длится. Еще раз повторяю, этот документ не упал с неба, два года велось согласование. Не случайно руководители стран - сопредседателей МГ ОБСЕ во время саммита "большой восьмерки" в Италии подчеркнули, что составляющие базу этого документа шесть основных принципов отражают общую и единую позицию сопредседателей", - отметил Э.Мамедъяров.
Очевидно, что армяне не хотят принимать обновленные Мадридские принципы, но прямо отвергнуть их смелости также не хватает. Вот и тянут Серж Саргсян и его команда время в надежде на то, что "авось рассосется". Однако словесная эквилибристика, которой занимается глава МИД Армении Эдвард Налбандян, ничего, по существу, в ситуации не меняет. Так, выступая 9 июня на Национальном собрании республики, он заявил, что "Мадридские принципы, стержневым (?) элементом которых является право на свободное волеизъявление карабахского народа на основе принципов международного права, принимаются Арменией в качестве основы для переговоров по урегулированию карабахского конфликта". И добавил далее в свойственном армянам духе: "Всем ясно, что карабахский народ отныне не будет жить в составе Азербайджана".
Интересно, о каком таком "карабахском народе" разглагольствует Налбандян? Ведь в действительности есть армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха. Так вопрос понимается не только в Баку, но и во всех странах, где имеется мало-мальски объективная осведомленность о существе карабахского конфликта. Но это так, к слову. Обращает внимание, что свое заявление в парламенте Налбандян сделал сразу же после состоявшегося накануне разговора по телефону со своим российским коллегой, а точнее патроном, Сергеем Лавровым. Всем памятна прошлогодняя записка Лаврова Налбандяну в Цюрихе, где тот почти в приказном тоне посоветовал: "Эдвард, подписывай протоколы без выступления", что и было тотчас исполнено. Теперь Лавров пытается убедить Ереван в необходимости более гибкой реакции, так как отказ от принятия одобренных странами-сопредседателями Мадридских принципов поставит армян в тяжелое положение. Тем не менее слова Налбандяна еще не означают согласие армян на Мадридские принципы в их последней редакции. Во всяком случае сопредседатели Минской группы четкого ответа на этот счет до сих пор не имеют.
Однако уход Еревана в молчаливый отказ не остановил международных усилий по выводу процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта из тупика. Просто армяне поставили себя в положение "вне игры", а диалог продолжается без их непосредственного участия на уровне президентов, премьер-министров, глав МИД России, Турции, Франции, США, Евросоюза.
Так, в ходе саммита по мерам доверия в Азии, прошедшем 8 июня в Стамбуле, состоялась четырехсторонняя встреча с участием президента и премьер-министра Турции, президентов Азербайджана и Казахстана с премьер-министром России, на которой была обсуждена ситуация, сложившаяся в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Следует принять во внимание, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не только имеет личный опыт участия в карабахском урегулировании, но как действующий председатель ОБСЕ, от имени которой действует Минская группа, Астана на протяжении своих полномочий проявляет большую заинтересованность в том, чтобы от бесконечных переговоров перейти к конкретным решениям и действиям.
Публично премьер-министр РФ Владимир Путин занял осторожную позицию, сказав на пресс-конференции, что при урегулировании нагорно-карабахского конфликта найти компромисс могут только сами Армения и Азербайджан.
"И Россия, и другие участники процесса готовы подставить плечо, но мы не можем подменять Армению или Азербайджан. Потом мы будем виноваты перед одной или другой стороной. Только оба эти государства могут найти компромисс. Что является приемлемым для Армении и Азербайджана, могут сказать только они сами", - заявил российский премьер. По его словам, остальные страны могут выступать гарантами: "Так мы и намерены действовать".
По-видимому, находясь на саммите в Турции, на котором не была представлена Армения, Владимир Путин не мог публично выступить иначе, чтобы окончательно не разочаровать своего армянского союзника-форпоста. Но вряд ли эта заявленная позиция преобладала на двусторонних и многосторонних встречах. Ведь очевидно, что для продвижения карабахского урегулирования необходимы не только внешние гарантии вовлеченных в процесс держав, но и приведение в действие инструментов давления и стимулирования сторон к компромиссу. В данном же конкретном случае вразумлению подлежит Армения, так как Баку принял обновленные Мадридские принципы и готов на этой базе двигаться дальше.
То, что Москва в отличие от Еревана не объявила паузу в поиске возможности достижения прогресса в карабахском урегулировании, видно и по тому, что Россия ведет интенсивные консультации с другими странами - сопредседателями Минской группы. Так, 7 июня главы МИД РФ Сергей Лавров и Франции Бернар Кушнер обсудили по телефону ситуацию в нагорно-карабахском урегулировании. Затем российский премьер-министр Путин обсудил вопрос Нагорного Карабаха в ходе своего визита во Францию.
Несколько пассивно в вопросе карабахского урегулирования, после смены администрации в Вашингтоне, держали себя США. Но и здесь в последнее время намечаются позитивные перемены. Вопреки утверждениям ряда СМИ о том, что администрация президента Обамы чуть ли не сдала постсоветское пространство на откуп России, летом стали наблюдаться признаки активизации американской политики в отношении Азербайджана и Южного Кавказа в целом. Свидетельством тому неожиданный для многих визит министра обороны США Роберта Гейтса в Баку.
Глава Пентагона провел в Азербайджане два дня. 6-7 июня он встретился с президентом Ильхамом Алиевым, а затем со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым. Официально было объявлено, что визит связан с обеспечением устойчивости афганского транзита. Главное же - заверить руководство Азербайджана в приверженности США развитию двусторонних отношений. Об этом сказано и в письме президента Барака Обамы, которое передал Ильхаму Алиеву глава Пентагона.
Содержание этого письма обнародовано. Поэтому, не повторяясь, обращу внимание лишь на некоторые моменты. Это признание президентом Обамой наличия, как отмечается в письме, "определенных вопросов" в двусторонних отношениях и твердое желание преодолевать их совместными усилиями. Также чрезвычайно важно звучит заверение в том, что мирное урегулирование карабахского конфликта усилиями Минской группы будет приоритетным для США.
Понятно, что главу Пентагона, в силу его положения, больше всего интересовали вопросы безопасности и военного сотрудничества. Карабахской проблематикой занимается Госдепартамент. Но Роберт Гейтс сообщил о намечаемом визите госсекретаря США Хиллари Клинтон в Азербайджан. Ее региональное турне, по информации в СМИ, планируется на июль. О намерении США активизировать свое участие в карабахском урегулировании косвенно свидетельствует и то, что администрация президента Обамы наконец-таки приняла решение о назначении бывшего сопредседателя от США в Минской группе Мэтью Брайзы послом в Азербайджан.
Таким образом, дипломатическая и пропагандистская игра, которую при активной поддержке своих лоббистов в американском Конгрессе и Госдепартаменте вели армяне с тем, чтобы усилить свои позиции в противоборстве через принуждение Турции к открытию границ без учета интересов Азербайджана или же проведение признания так называемого "геноцида 1915 года", провалилась. Теперь в дело вступают, скажем так, "азербайджанские лоббисты", каковыми в США в определенной мере являются Пентагон и Министерство энергетики.
В отличие от Армении, где выступают в роли вечных нытиков и просителей, Азербайджан ведет свою дипломатическую игру "по-крупному". Баку не оперирует историческими мифами, не спекулирует на эмоциях, а опирается на реальные интересы, впрямую затрагивающие такие важные сферы, как безопасность, энергетика. Азербайджану есть что предложить или в чем отказать заинтересованным державам. Причем Баку сохраняет перспективы для всех вариантов, ведя переговоры и подготовительные действия по всем направлениям. Энергетический, экономический и геостратегический потенциалы Азербайджана настолько велики, что мы можем вознаградить конкурирующие между собой державы в случае их поддержки продвижения мирного, основанного на принципах международного права и справедливости, урегулирования карабахского конфликта.
Но Азербайджан одновременно демонстрирует, что не намерен бесконечно долго ждать и довольствоваться переговорами, не приводящими к результатам. На днях Милли меджлис утвердил военную доктрину Азербайджанской Республики, в которой прямо указано, что вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы силой оружия восстановить территориальную целостность страны и освободить захваченные территории от армянских оккупантов. Следует обратить внимание на то, что этот документ принят после визитов в Азербайджан министра обороны России и чуть ли не во время нахождения главы Пентагона Роберта Гейтса в Баку.
Это серьезный сигнал, что дело не сводится к военной риторике, а может принять нежелательный для армян и их покровителей оборот. Страны - сопредседатели Минской группы располагают рычагами воздействия на Армению, чтобы побудить ее к конструктивности и двинуть процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта вперед. Но времени для этого остается все меньше и меньше. Во всяком случае устраивать в такой ситуации летние каникулы и откладывать решение на более поздний срок было бы опрометчиво.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




608












