ЯНУКОВИЧ КРУТО ПОВЕРНУЛ,
или Украина после "периода упущенных возможностей"
Автор: Азер ХУДИЕВ, политолог Баку
Грядущие изменения во внешнеполитическом курсе Украины, связанные с приходом к власти пророссийски настроенного политика Виктора Януковича, стали в последние месяцы объектом пристального внимания мировой политики. Все с интересом наблюдают за первыми шагами нового президента Украины. Предварительное впечатление: В.Янукович стремится занять сбалансированную позицию, его внешняя политика будет не столь пророссийской и не столь антизападной, как поначалу предполагалось. Однако, учитывая роль Украины в качестве буфера между Западом и Россией, а также то, что внешнеполитический курс нового президента будет не столь простым, как кажется, однозначное прогнозирование этого курса представляется занятием, далеким от реальности. И все же стоит задуматься над тем, какую позицию может занять Украина - влиятельное государство Черноморского бассейна в вопросах безопасности региона.
Янукович - второй Лукашенко?
Аналитик португальской газеты Publico Жозе Мильхазес считает, что во внешней политике В.Янукович станет фактически вторым Лукашенко. Другими словами, он также будет стремиться извлечь максимальную выгоду из противоречий между Россией и Европейским союзом. Этот, на первый взгляд, простой вывод интересен в другом аспекте: почти все аналитики утверждают, что политика В.Януковича будет в корне отличаться от политики В.Ющенко и главной особенностью его курса будет сбалансированность. В какой степени он этого добьется, покажет время. Но уже сегодня некоторые действия украинского президента отражают зачатки этой политики. К примеру, сразу после принесения присяги В.Янукович совершил свой первый визит в качестве президента Украины не в Москву, как ожидали многие, а в Брюссель, одновременно употребив в своем выступлении там выражение "все дороги ведут в Москву". Однако, несмотря на это высказывание, на призыв В.Путина вступить в ряды Таможенного союза (премьер-министр России имел в виду Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Беларусью) В.Янукович хотя и не сказал твердого "нет", но и не выразил своего согласия, отделавшись неопределенным выражением "Украина должна достичь уровня России".
Принимая во внимание все эти обстоятельства, можно уверенно сказать, что сравнение "В.Янукович - второй Лукашенко" далеко от реальности. Здесь просматривается более сложный сценарий. По сути общие принципы предполагаемого внешнеполитического курса В.Януковича выглядят не столь уж и сложными: во-первых, сближая Украину с Россией, параллельно ускоренно перенимать европейские ценности; во-вторых, отдавать в этом процессе предпочтение не военному (вроде раздражающего Москву намерения вступить в НАТО), а социально-экономическим и культурным аспектам.
Надо отметить, что Украина не может проводить однозначно пророссийскую политику. Однако она не должна упускать из виду и перспективы налаживания более тесных связей с Россией, ведь авторитет этой страны на постсоветском пространстве продолжает расти. Растет также значение российского фактора и в вопросах безопасности. Это следует и из заявлений президента России Дмитрия Медведева по поводу новой концепции европейской безопасности. Политики подходят к этой идее вполне серьезно. В глобальном же масштабе идея о "смещении" центра геополитической тяжести с Запада на Восток была озвучена ранее влиятельными политиками и политологами. А значит, российский фактор нужен Западу как с учетом ее активной геополитической позиции, так и в аспекте предрекаемого на разных уровнях мирового лидерства Китая. Зачем же в таком случае Украине - славянской и восточноевропейской стране - отворачиваться от Кремля?
Следует обратить внимание и на то, что все больше аналитиков говорят о сдаче США своих позиций на постсоветском пространстве России. К примеру, Алексей Власов выдвинул следующий тезис: "Последние события показывают, что постсоветское пространство уже мало интересует США, и они обратили все свое внимание на Афганистан, Ирак и Иран. Создалась уникальная ситуация, когда Москва и Париж могут восполнить эту нишу, но все будет зависеть от того, что они могут предложить Турции, Азербайджану и Грузии". О предложениях России Турции и Азербайджану в целом догадаться можно. Недавно прошла также информация о встрече главы российского внешнеполитического ведомства с лидером грузинской оппозиции Нино Бурджанадзе. Вероятно, в сложившейся ситуации В.Янукович также будет придавать приоритетное значение отношениям с Россией. После прошедших в Москве переговоров с В.Януковичем В.Путин заявил, что "черная полоса", он надеется, в отношениях между двумя странами осталась позади. А президент Д.Медведев подчеркнул готовность сторон сотрудничать во всех областях. В свою очередь В.Янукович окрестил последние пять лет для Украины как "период упущенных возможностей", намекнув тем самым, что намерен устранить все моменты, вызывающие недовольство России. К примеру, будет пересмотрен вопрос о статусе русского языка в Украине, ликвидирован присужденный С.Бандере статус национального героя. Ожидается также серьезное сближение позиций Украины и России и в вопросах безопасности.
Новые аспекты безопасности Черноморского бассейна
В вопросе безопасности бассейна Черного моря Запад отдает предпочтение роли НАТО, а Россия - соответственно своего Черноморского флота (ЧФ). В силу этого с 1991 года между сторонами идет напряженная борьба за влияние в этом бассейне. НАТО придерживается курса вытеснения ЧФ из Севастополя. Впоследствии в этот курс были внесены некоторые поправки. Параллельно Россия искала совместно с Украиной модель правового решения вопроса ЧФ, и 28 мая 1997 года в Киеве был подписан соответствующий договор. В соответствии с ним ЧФ делится между Украиной и Россией, и российский ЧФ остается в Севастополе до 2017 года. Однако ратифицировать это соглашение удалось только спустя два года - 1 апреля 1999 года, а связанные с ним консультации продолжались до последнего времени. Прогнозы о том, что сразу после избрания Виктора Януковича президентом Украины Москва и Киев достигнут согласия в вопросе о ЧФ, полностью оправдались. В апреле В.Янукович и Д.Медведев подписали в Харькове соглашение "О размещении Черноморского флота России в Украине", согласно которому сроки пребывания российского флота в Севастополе продлены еще на 25 лет после 2017 года. Причем при согласии сторон срок действия соглашения может быть продлен еще на 5 лет.
Реакция политических кругов последовала незамедлительно. В самой Украине ряд экспертов обвинили В.Януковича в разделе страны. Сторонники же Ю.Тимошенко заявили о том, что документ не пройдет через парламент. Однако на скандальном заседании Верховной рады Украины 27 апреля 2010 года он был все-таки ратифицирован. Глава украинского государства заявил, что, учитывая нынешнее состояние страны, иного пути у них не было. В.Янукович также расценил как достижение украинской стороны ответные уступки со стороны России. Необходимо отметить и то, что взамен на уступки в цене за поставляемый газ Россия получила в аренду энергетическую инфраструктуру Крыма. Президент России Д.Медведев расценил эти соглашения как шаги, сделанные сторонами навстречу друг другу. Довольно интересна нейтральная реакция Запада на происходящее. Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о проводимой Украиной сбалансированной политике. А генеральный секретарь НАТО Андерс фон Расмуссен выразил надежду, что подписанное соглашение о военно-морском флоте в Севастополе не станет препятствием для вступления Украины в НАТО.
Таким образом, продолжавшаяся несколько лет и являвшаяся угрозой для Черноморского бассейна проблема на первый взгляд нашла свое решение. Однако, несмотря на внешнее спокойствие, не совсем ясно, какие проблемы может породить это событие во внутриполитической ситуации Украины и в ее отношениях, а также между НАТО и Россией. Фактор риска все еще продолжает иметь место.
Москва рассматривает вопрос размещения своего ЧФ в Севастополе в свете обеспечения своих стратегических интересов. В Морской доктрине РФ бассейн Черного моря отнесен к "категории высших государственных интересов" ("Морской сборник", 2001, №9, с.5). На посвященном военно-дипломатическим вопросам Азовско-Черноморского региона совещании, проведенном 17 сентября 2003 года, В.Путин особо подчеркнул, что эта зона находится в сфере стратегических интересов России. Он сказал, что "бассейн Черного моря обеспечивает выход России к важным глобальным маршрутам, в том числе к энергетическим маршрутам". Именно поэтому с 1991 года российская дипломатия ведет напряженную борьбу за размещенный в Севастополе флот. Довольно тонкие моменты, политические и геополитические аспекты этой борьбы обстоятельно прокомментированы в книге непосредственного участника этих событий, заместителя министра иностранных дел РФ, профессора Московского государственного института международных отношений Ю.Ю.Дубинина "Дипломатический марафон".
Ясно и то, что ЧФ имеет важное значение для Украины и России не только на уровне межгосударственных отношений. Этот вопрос имеет прямое отношение и к созданию системы безопасности бассейна Черного моря, а также к перспективам вступления Украины в НАТО. В период президентства Виктора Ющенко оба аспекта оказались "замороженными". Поэтому позиция, которую займет в этом вопросе Виктор Янукович, имеет принципиальное значение. Тезисы же последнего довольно просты: во-первых, Украина должна стать одним из нейтральных государств Европы. В связи с этим украинский президент высказался в Москве следующим образом: "Как государство, не присоединившееся к блокам, Украина будет строить свои отношения с НАТО в соответствии с национальными интересами Украины. И так будет всегда". Яснее не скажешь - В.Янукович не предусматривает вступление Украины в НАТО. Во-вторых, консультации о дальнейшем нахождении ЧФ в Севастополе будут вестись на основе соглашений, отраженных в Договоре от 1997 года. Подтекст этого тезиса - готовность согласиться с "принятием приоритета России на Черном море".
Как видим, в случае проведения консультаций на основе указанного документа главными объектами обсуждения станут вопрос долговременной дислокации ЧФ в Севастополе и создание украинско-российского тандема для обеспечения безопасности.
Подписанное главами Украины и России соглашение по поводу ЧФ России еще раз подтверждает последнее предположение. А означает ли оно фиаско предложенных США моделей безопасности в бассейне Черного моря - покажет время. Пока ясно одно - Украина стала серьезно считаться со стратегическими интересами России в вопросе обеспечения безопасности в регионе.
"Мы готовы вместе круто повернуть"…
Эти слова В.Янукович произнес во время своего первого визита в Москву в качестве президента. На что Дмитрий Медведев немедленно ответил репликой: "В верном направлении". Затем он дал более обстоятельное разъяснение: "…главное, чтобы мы смогли предпринять самые решительные шаги в области экономики, по проблеме безопасности, в политической области, по вопросам наших отношений с Европой, по созданию современного пространства безопасности (включая подготовку и подписание соответствующих европейских документов)".
Данные факты явно демонстрируют, что в модели безопасности Черноморского бассейна ожидаются, по меньшей мере, серьезные изменения. Довольно расплывчата в этом плане и дальнейшая судьба ГУАМ. Ни для кого не секрет отрицательное отношение к этой организации В.Януковича. ГУАМ имеет непосредственное отношение к бассейну Черного моря и именно в данном качестве активно поддерживался Западом. Достаточно большое внимание в рамках ГУАМ уделялось и вопросу энергетической безопасности, занимающему важное место в современных моделях безопасности. Проводились определенные расчеты в связи с выходом берущего свое начало на Каспии "энергетического пути" в Европу и Прибалтийский регион через Черное море. Теперь же в вопросе безопасности на Черном море Украина согласилась с привилегиями ЧФ России, а также с ее нахождением в регионе в долгосрочной перспективе. Значит, меняется и модель создания системы безопасности. Теперь уже нельзя говорить об однозначной перспективе поддерживаемых Западом структур с участием Украины, в том числе и ГУАМ. Утверждавший в Брюсселе, что "во внешней политике Украины не будет радикальных изменений", В.Янукович в Москве обещал В.Путину "серьезные изменения во внутренней и внешней политике". Вопрос безопасности в бассейне Черного моря, вне всякого сомнения, относится к категории "серьезных изменений". Еще более укрепляют этот вывод высказывания Д.Медведева о создании нового пространства безопасности. В более широком аспекте Украина предпочтет предложенную Россией модель новой архитектуры безопасности Европы. Обеспечение интересов России на Черном море на новом уровне может вызвать широкомасштабное изменение баланса сил. В том числе может быть положен конец 2,5-кратному превосходству ЧФ Турции над ЧФ России после распада СССР. Косвенно будет нанесен серьезный удар по превосходству НАТО в бассейне Черного моря. В свою очередь это усиливает вероятность возникновения новых факторов и в вопросах безопасности в бассейне Каспийского моря. Становится более актуальной также проблема развития системы безопасности Черноморско-Каспийского бассейна. Можно ожидать и новых моментов в вопросе участия Азербайджана в этом деле. По нашему мнению, здесь еще раз проявится рациональность реализуемой Азербайджаном тактики дипломатии диалога. Другими словами, украинско-российское сближение, по сути, может привести к дальнейшему усилению роли Азербайджана в огромном геополитическом пространстве. Азербайджан играет решающую роль в моделях энергетической и геополитической безопасности. В случае присоединения к успешно развивающимся азербайджано-российским энергетическим программам Украина сможет заработать больше политических и экономических дивидендов. Параллельно могут возникнуть новые направления в диверсификации энергетических маршрутов Азербайджана. Это усилит и значение Азербайджана в проектах типа Nabucco. В итоге все эти факторы поднимут на новый уровень роль и значение Азербайджана в новой архитектуре безопасности Европы. В качестве наглядного примера тому можно назвать подписанный 13 апреля этого года между Азербайджаном, Грузией и Румынией "Меморандум о намерениях по сотрудничеству в области сжиженного природного газа и его транспортировки". Этот документ является одним из факторов, подтверждающих расширение возможностей Азербайджана действовать в качестве важного партнера в области энергетической безопасности на огромном геополитическом пространстве. Следует отметить, что Азербайджан уже до этого имел соглашения о сотрудничестве в области энергии с Турцией, Россией, Ираном, Грузией, Украиной и балтийскими странами. Официальный Баку синхронизировал курс на участие в развитии инфраструктур с политикой диверсификации своих энергетических маршрутов. А это, в конечном cчете, увеличивает шанс занять важное место в системе безопасности Европы в целом. В этом плане наблюдаемые изменения во внешнеполитическом курсе Украины еще раз подчеркнут геополитический авторитет Азербайджана.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





436












