5 Декабря 2025

Пятница, 22:21

КИРГИЗСКИЙ СИНДРОМ

Пытаясь сыграть на интересах геополитических центров, Бакиев, в конечном счете, лишился власти

Автор:

01.05.2010

Вторая киргизская революция, судя по всему, окончательно обернулась новой сменой власти в самом бедном государстве Центральноазиатского региона. Свержение Курманбека Бакиева произошло спустя 9 месяцев с момента избрания его на второй президентский срок. Но, быть может, куда больший срок понадобится для того, чтобы полностью разобраться в киргизской ситуации. Сейчас же не вызывает сомнений лишь то, что эти события - составная часть геополитического противоборства, развернутого крупнейшими игроками международной политики на постсоветском пространстве.

 

Революция без тюльпанов

Оппозиция, взявшая власть в Бишкеке в результате волнений 6-7 апреля, создала временное правительство Кыргызстана, которое объявило о роспуске парламента и взятии на себя функций президента и Кабинета министров. Происходящее во многом напомнило события пятилетней давности, завершившиеся свержением тогдашнего киргизского президента Аскара Акаева. Отличие в том, что в период "тюльпановой революции" Бакиев свергал Акаева, а сейчас свергли его самого. Но главное - нынешняя революция в Кыргызстане сопровождается большими жертвами. По различным данным, в ходе беспорядков, приведших к бегству Бакиева из Бишкека, погибли от 70 до 100 человек, около 500 получили ранения. Новые жертвы были принесены на алтарь новой киргизской революции и в "постбакиевский период". Пять человек были убиты и 28 ранены в результате стихийных захватов земель, от которых больше всего досталось туркам-месхетинцам и русским. Временное правительство во главе с Розой Отунбаевой пообещало жестко пресекать титульный шовинизм, но сами по себе новые факты насилия показали, что Кыргызстан стоит чуть ли не на грани анархии и до стабилизации ситуации в этой стране еще очень далеко.

Очередной взрыв всенародного недовольства в Кыргызстане произошел вследствие провала осуществлявшегося при Бакиеве экономического и социального курса. В течение пяти лет своей власти он смог вызвать большое недовольство своей политикой. Судя по всему, при Бакиеве невиданных для Кыргызстана масштабов достигли коррупция и кумовство. Экс-президент и его семья нажили себе врагов даже в родной Джалал-Абадской области, которой, как выясняется, безраздельно правил брат Бакиева - Ахмат. Временное правительство сразу отменило ряд постановлений, принятых прежней властью, таких, как значительное повышение тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ. В свое время эти решения Бакиева связали с переходом крупных пакетов акций многих госкомпаний к бизнес-структурам его сына Максима.

Однако немаловажное воздействие на процессы в этой стране оказали и внешние факторы. Кыргызстан играет большую роль в политике России и США в этом регионе, не говоря уже о растущем влиянии Китая, заинтересованного в лояльном к себе отношении со стороны государства, находящегося по соседству с мятежным Синьцзян-Уйгурским районом КНР. На киргизской территории располагаются американская и российская военные базы. И все указывает на то, что Бакиеву оказалась не по силам взваленная им на себя ноша сбалансированной политики. Сначала он обещал закрыть американскую базу "Манас", но затем внезапно изменил свое мнение, согласившись на ее преобразование в Американский центр транзитных перевозок. К слову сказать, как указывает The Wall Street Journal, через "Манас" только в марте нынешнего года прошли более 50 тысяч военнослужащих США и их союзников на пути в Афганистан.

Вместе с тем Кыргызстан сохранял союзнические отношения с Россией в рамках СНГ и ОДКБ. Однако Москву все больше раздражала непоследовательная линия Бакиева, проявившаяся, в частности, в решении киргизских властей открыть еще один военный объект США на территории страны - учебный антитеррористический центр в Баткенской области. Не забыли в Кремле и то, что Бакиев, обещая закрыть базу "Манас", выбил у России грант на $150 миллионов и льготный кредит на $300 миллионов. Однако закрытия "Манаса" так и не произошло.

Неудивительны поэтому заявления российских лидеров в связи со свержением бакиевского руководства. Президент Дмитрий Медведев отметил, что выбранная форма протестов свидетельствует о крайнем возмущении действующей властью со стороны киргизского народа. А российский премьер Владимир Путин напомнил: "Когда господин Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного от власти президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике и политической сфере Кыргызстана кругом сидели родственники либо близкие связи Акаевых. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же самые грабли".

Столь обстоятельная реакция точь-в-точь напоминает пример проамериканских "оранжевых революций", одним из последствий которых, собственно, и был приход к власти в Кыргызстане пять лет назад Курманбека Бакиева. 

 

Бакиев без кресла

Возможность стабилизации ситуации в Кыргызстане открылась перед этой страной после отставки Курманбека Бакиева с поста президента. Письмо с заявлением о своей отставке Бакиев отправил временному кыргызскому правительству по факсу из Казахстана, куда он прибыл из родного Джалал-Абада. Этому предшествовала неудачная попытка Бакиева вернуть себе власть при поддержке своих земляков на юге Кыргызстана. В результате он вынужден был бежать в соседний Казахстан, причем его перелет в эту страну был обеспечен российскими военными по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. Правда, помощник госсекретаря США Роберт Блейк, находясь в Бишкеке, признался, что Вашингтон, наряду с Москвой и Астаной, также участвовал в обсуждении дальнейшей судьбы Бакиева.

Из Казахстана Бакиев прибыл с семьей в Минск, где его приютил белорусский президент Александр Лукашенко. Здесь свергнутый киргизский президент сделал целый ряд заявлений, в которых изложил свой взгляд на происходящее. Он также официально отрекся от своей отставки, заявив о том, что остается президентом Кыргызстана и что его решение об отставке было принято по рекомендации Владимира Путина. "Я тогда четко сказал, что готов уйти в отставку, если будут соблюдены условия: прекратятся гонения на моих соратников и близких. Но до сегодняшнего дня все происходило наоборот: мои сторонники подвергаются жесточайшим гонениям. Где выполнение обещаний?" - задался вопросом Бакиев.

Вместе с тем он заявил, что "не держится за кресло президента", "не намерен возвращаться в Кыргызстан в качестве президента" и готов даже поддержать кандидатуру новых властей, "чтобы назначить временную легитимную власть, решения которой обретут юридическую силу, и их никто не сможет оспаривать в будущем". Тем самым он предложил "свои услуги как легитимного президента", использовать его полномочия "для того, чтобы нормализовать ситуацию, позволить Кыргызстану войти в правовое русло". Правда, при этом Бакиев не пояснил, насколько легитимными могут считаться его услуги после собственноручно подписанного им заявления об отставке.

Зато он ясно дал понять, что в нем как в президенте Кыргызстана не была заинтересована Россия. "Не стану скрывать, - заявил Бакиев, - российскому руководству не нравилось, что нашу базу "Манас" арендуют американцы. Хотя вблизи, в Канте, военную базу арендовали под российские истребители. А база "Манас" использовалась США исключительно для транспортировки грузов в Афганистан". По словам киргизского лидера, у него был обстоятельный разговор с Медведевым и Путиным, и ему открыто сказали, что Москву эта ситуация не устраивает. При этом Бакиев посетовал на то, что после его решения расторгнуть соглашение с США об аренде базы и оказания финансовой помощи со стороны России последняя вместе с Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном "в один голос заявили, что готовы предоставить свои базы для транспортировки американских грузов в Афганистан. Получается, что только один Кыргызстан высказался против, а все остальные - за. По сути это была оплеуха от российского руководства".

Еще больше возмутило Бакиева решение руководства России ввести таможенные пошлины на горюче-смазочные материалы для Кыргызстана, в результате чего в этой стране резко выросли цены: "Это шок для киргизской экономики. Тем более что Кыргызстан - член ВТО. Также я неоднократно заявлял, что Кыргызстан готов войти в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью. И наши эксперты уже работали в этом направлении. И я возмутился, спрашивал у российского руководства: как же так, мы же являемся членами ЕврАзЭС, и все санкции в отношении друг друга должны предварительно согласовываться. То есть, по сути, это был удар России по нашей экономике".

Таким образом, Бакиев просто оказался пешкой в большой геополитической игре, которая развернулась вокруг его страны по правилам великих держав. Пытаясь, причем весьма неумело, сыграть на их интересах, он в конечном счете оказался неприемлемой фигурой не только для России, недовольной его заигрываниями с нею, но и США, разочаровавшимися в способности Бакиева быть надежным союзником (не говоря уже о раздражавших Вашингтон авторитаризме и коррупционном характере бакиевского режима). Американцы отреклись от него, понимая, что делать ставку на этого политика уже лишено какой бы то ни было перспективы. Изначально осудив действия киргизских оппозиционеров, США предпочли приостановить свою критическую риторику и тем самым заложить основу для налаживания отношений с новым руководством Кыргызстана, которому, впрочем, еще предстоит пройти этап окончательного оформления.

Ну а новым киргизским властям Бакиев, предлагающий свои "легитимные услуги", не нужен вовсе. Они заявляют, что Бакиев больше не вернется в страну, в противном случае ему грозят задержание и допрос по ряду уголовных дел относительно убийств десятков мирных жителей в ходе массовых протестов на улицах Бишкека.

Само же временное правительство намерено в ближайшее время подготовить новую Конституцию страны. Речь идет о преобразовании Кыргызстана из президентской в парламентскую республику. Нa 27 июня назначен референдум по конституционной реформе. С формированием новых властных структур, прежде всего парламента, увязывается и решение такого весьма важного для будущей геополитической судьбы этой страны вопроса, как пребывание на ее территории американской военной базы. Вице-премьер временного правительства Алмазбек Атамбаев уже заявил, что Бишкек вскоре рассмотрит вопрос о целесообразности функционирования в стране американской базы в аэропорту "Манас". Правда, американские военные в любом случае останутся в Кыргызстане, как минимум, еще на один год. Поскольку решение относительно "Манаса" может принять лишь новый парламент, выборы которого запланированы на 10 октября текущего года.

Как бы там ни было, новым властям Кыргызстана еще следует доказать свою способность повести страну в направлении, отличном от того, которому следовало бакиевское руководство. И, что не менее важно, превратить Кыргызстан в страну, развитие которой не подвержено прихотям великих держав.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

573


Актуально