СЕВЕРНЫЙ КИПР ОТВЕТИЛ ЗАПАДУ ОТКАЗОМ
Турки-киприоты разочаровались в перспективах переговоров по объединению острова и сделали выбор в пользу независимости
Автор: Рамин АБДУЛЛАЕВ Баку
Северный Кипр сделал выбор в пользу независимости. Голосование 18 апреля наглядно показало, что турки-киприоты разочаровались в перспективах переговорного процесса по объединению острова, что привело к руководству Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК) сторонника независимости - премьер-министра и лидера Партии национального единства Дервиша Эроглу. Он получил 50,38% голосов, что оказалось достаточным для победы уже в первом туре голосования. Тем самым турки-киприоты получили третьего с 1974 года президента после Рауфа Денкташа и Мехмета Али Талата. В выборах приняло участие более 76% электората, что само по себе говорит о желании людей изменить ситуацию в стране.
Был избран политик, который считает, что компромисс с греками-киприотами невозможен и необходимо изменить действия Турции в отношении Кипра. Позиция Эроглу была известна еще задолго до дня голосования. Он не исключает создания единого кипрского государства, но при сохранении двух политически равноправных секторов (турецкого и греческого), без представления жителям общего гражданства. На его взгляд, это единственный верный выход, поскольку оба живущих на острове народа имеют право на собственное государственное образование.
Особую поддержку Эроглу оказали переселенцы из Турции, которым в случае объединения острова грозит полная потеря имущества. Это подтвердили и результаты голосования в районе Ишкале, где они компактно проживают. Единственным округом, где победа оказалась за сторонниками бывшего главы государства Мехмета Али Талата, оказалась столица - Лефкоша. Талата поддержали 47% жителей столицы, Эроглу - 44%.
Политические обозреватели сходятся во мнении, что принцип "единого суверенного государства", на основе которого в последние годы велись мирные переговоры, будет надолго забыт. Это означает, что все договоренности, к которым пришли стороны в последние пять лет, сведены на нет.
Уже наутро после голосования Д.Эроглу выступил перед 10 тысячами сторонников, подтвердив, что против возвращения к ситуации, которая имела место на острове до начала открытого противостояния в 1974 году. По его словам, любые попытки подписания временного соглашения о будущем острова, как это уже было в 1963 году, когда был заключен трехлетний договор, не приемлемы. Новый президент также сказал, что возьмет четкий курс на еще большее сближение с Турцией.
Правда, новоизбранный лидер допускает проведение переговоров с греко-кипрским руководством, но при этом он, скорее всего, будет настаивать на соблюдении жесткого временного графика и пересмотре предыдущих договоренностей. В случае провала переговоров о будущем острова будет поднят вопрос о необходимости реализации модели, которая предусматривает создание конфедерации. Предполагается, что в рамках этой конфедерации обе стороны будут иметь равные политические права и осуществлять независимое управление своей частью острова.
Опросы показывают, что в большинстве своем население турецкого Кипра рассматривает избрание Эроглу в положительном ключе. Электорат считает, что сильный и жесткий лидер сможет добиться независимости и международного признания своей страны, что значительно повысит привлекательность региона для туристов и инвесторов и в течение нескольких лет поднимет экономику севера Кипра на новые высоты.
При этом турок-киприотов особенно раздражает нежелание США, Евросоюза и ООН выполнить обещания, данные туркам-киприотам в преддверии референдума 2004 года. Тогда титанические усилия сторонников объединения острова в сочетании с поддержкой Анкары и Запада привели к тому, что 24 апреля 2004 года турки-киприоты сказали "да" плану генсека ООН Кофи Аннана. За документ на севере острова проголосовали 64,90% избирателей. Однако вследствие отказа греческой общины поддержать эту международную инициативу (75,83% избирателей высказались против) план Аннана так и остался на бумаге. Непосредственно в канун голосования Вашингтон и Брюссель объявили, что в случае поддержки турками плана генсека ООН об объединении острова предпримут конкретные шаги по снятию режима международной изоляции ТРСК. Но воз и ныне там. Как результат, из семи кандидатов, баллотировавшихся на пост президента ТРСК, выбор пал на сторонника независимости.
Между тем Мехмет Али Талат был именно той политической фигурой, которая в последние 6 лет была готова пойти на явные уступки в вопросе сближения с греческой частью острова. Впервые с 1974 года за столом переговоров оказался человек, отвечавший требованиям Запада. Причем позиция Талата во много совпадала с мнением премьер-министра Турции Реджепа Тайиба Эрдогана, желающего скорейшего разрешения кипрского вопроса, что облегчило бы путь Анкары в ЕС, - за последние годы греческая община наложила вето на целый ряд пунктов повестки дня переговоров о членстве Турции в ЕС.
Наличие кипрской проблемы является серьезной преградой на пути стремления Анкары к региональному лидерству и политике "обнуления" проблем с соседями, а ее разрешение ослабило бы нагрузку на турецкую экономику, которая ежегодно выделяет многомиллиардные субсидии на поддержку северокипрской экономики.
Не случайно в поздравительном послании на имя Эроглу официальная Анкара сделала особый акцент на поддержку переговорного процесса, однако уже понятно, что негативных последствий выборов 18 апреля не избежать.
Не секрет, что за последние десять лет позиции Турции в мире усилились. Избрание в состав непостоянных членов Совбеза ООН, поддержка кандидатуры Мевлуда Чавушоглу на пост президента ПАСЕ, а также процесса мирного урегулирования на Кипре усилили имидж Анкары, которая выступает против срыва мирного процесса, а значит, не окажет поддержки Дервишу Эроглу.
Хотя лидеры двух общин встречались более 70 раз за последние годы, но так и не смогли согласовать проект документа, который можно было бы вынести на референдум. Переговоры с участием нового президента возобновятся уже в мае, однако в их положительный исход, как минимум в среднесрочной перспективе, уже никто не верит.
В то же время слабые попытки Вашингтона предотвратить "неизбежное" не привели к желаемому. К примеру, 6 апреля, то есть всего за 12 дней до голосования, госсекретарь США Хиллари Клинтон позвонила М.А.Талату, пригласив его "сразу после выборов" в Вашингтон.
Это дало ему шанс громогласно объявить о поддержке мировой общественностью проводимой им политики. Однако этого оказалось недостаточно. Не помогли и посулы о преференциях от членства в Евросоюзе. Полную пассивность в данном вопросе проявил и ЕС, где даже не попытались принять торговый устав, разрешающий ввоз товаров Турецкой Республики, что сыграло бы на руку М.А.Талату. Устав был включен в повестку дня Европарламента 21 марта, но затем отложен до 1 июня, что стало ударом для сторонников сближения с ЕС.
Небезынтересной оказалась и реакция греческой общины. Сразу после оглашения результатов голосования в ТРСК президент Республики Кипр Димитрис Христофиас разослал письма в адрес генсека ООН и членов Совбеза ООН, в которых заявлял о грядущих осложнениях за столом переговоров. Тем самым лидер греков-киприотов попытался сформировать основу для возможного отказа от еще не возобновившегося переговорного процесса.
Кстати, другим итогом голосования 18 апреля стала потеря Партией национального единства, возглавляемой Д.Эроглу, парламентского большинства, а значит, и права на формирование правительства. После парламентских выборов 19 апреля 2009 года Дервиш Эроглу получил 25-й мандат в 50-местном Законодательном собрании Северного Кипра, что дало право его партии единолично сформировать Кабмин.
Теперь его партии придется пойти на коалиционное соглашение. Как ожидается, сторонники Эроглу объединятся с Демократической партией, поддерживающей курс на независимость и имеющей 5 депутатских мандатов.
По мнению аналитиков, в сложившейся ситуации, как ни странно, победа Дервиша Эроглу не выгодна ни Западу, ни Турции, а значит, нового главу ТРСК ожидает весьма непростой пятилетний срок правления.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





578












