5 Декабря 2025

Пятница, 22:20

"КРОВАВЫЙ" ПОНЕДЕЛЬНИК

Теракты в столице России: разовая акция мести или начало новой волны?

Автор:

01.04.2010

29 марта террористки-смертницы совершили два взрыва в поездах Московского метрополитена, следовавших по Сокольнической линии. 

Как минимум 39 человек погибли, еще более 70 получили ранения различной степени тяжести. Правоохранительные органы, по данным российских СМИ, располагали информацией о возможных терактах на объектах транспорта. Со ссылкой на очевидцев сообщается, что незадолго до взрывов в метро милиция проводила массовые проверки документов. Однако демонстративно одетым в черное смертницам все же удалось без проблем добраться до ближайшей к центральному офису ФСБ России станции метро "Лубянка" и, по одной из версий, "отомстить" за одну из спецопераций, проведенных этой службой. 

Первый взрыв прогремел в 7.56 утра в поезде "Красная стрела". После того как машинист поезда, остановившегося на станции "Лубянка", открыл двери, стоявшая у второго вагона женщина подорвала себя. Два десятка человек, как находившиеся в вагоне рядом со смертницей, так и те, кто только что вышел на платформу, погибли сразу же. Сила  взрывной волны была такова, что оторвало головы тем, кто сидел или стоял рядом с террористкой. Остальных поразили осколки. 

Как установило следствие, в момент первого теракта смертница номер два уже ехала в том же направлении, отставая от первой всего на несколько перегонов. 

Сразу после взрыва движение всех находящихся на линии поездов "по техническим причинам", как было объявлено, остановили. А затем составы с людьми начали медленно подтягивать до ближайших станций, чтобы высадить и вывести пассажиров наверх. В 8.39, когда один из составов добрался до станции "Парк культуры" и машинист попросил пассажиров освободить вагоны, открыв двери, сработала вторая "живая бомба". Мощность взрывного устройства, начиненного поражающими элементами, составила около 1,5 кг в тротиловом эквиваленте.

Уверенность силовиков в совершении терактов именно смертницами основывается на том, что на местах происшествий были обнаружены фрагменты тел с характерными, в случае подрыва взрывных устройств прямо на теле, повреждениями. По словам участников расследования, тела смертниц им пришлось собирать из фрагментов, как мозаику. 

Версия о "кавказском следе" появилась раньше, чем какие-либо косвенные улики, которые указывали  бы на исполнителей или организаторов терактов. Это, с одной стороны, понятно, если учесть, что  в последнее время лидер так называемого Имарата Кавказ Доку Умаров несколько раз сообщал о готовящихся терактах за пределами Северо-Кавказского региона. "Россияне думают, что война происходит где-то далеко на Кавказе и она их не касается, мы собираемся доказать, что это не так, когда война придет к ним домой", - утверждал Умаров. 

Вместе с тем эта версия, как и следовало ожидать, сразу же спровоцировала озлобленность к лицам кавказской национальности и мусульманам.  Первые признаки этого проявились уже через несколько часов после взрывов в той же подземке, где неизвестные избили двух мусульманок.

С другой стороны, по мнению западных и ряда российских экспертов, очень велика вероятность того, что страх перед террористами вновь будет использован для демонстрации невозможности управления Россией иначе, как с помощью жестких методов, суровых законов и без всяких демократических "излишеств". 

Оппозиционные российские издания не исключают, что московские взрывы могут быть использованы как предлог для введения новых мер, усиливающих контроль над обществом, например, сбор всевозможных данных о гражданах - от отпечатков пальцев до генетического материала. Тем более что за последние месяцы участились акции протеста общественности, направляемой оппозиционными партиями. 

Сторонники этой версии отмечают, что террористическая угроза не раз использовалась Кремлем как повод для сворачивания демократических реформ и консолидации власти. "К примеру, Владимир Путин в свое время именно по этой причине отменил закон о выборах губернаторов регионов", - напоминает Washington Post.

Западная пресса также окрестила взрывы "прямым вызовом Медведеву", на которого теперь будут давить с тем, чтобы он "подражал своему предшественнику Владимиру Путину, в 1999 году начавшему в Чечне беспощадную войну с сепаратистами". 

К примеру, The Times написала, что избранная прежним президентом РФ Владимиром Путиным тактика "чеченизации" конфликта, в рамках которой борьба с террористами была поручена президенту республики Рамзану Кадырову, хотя и принесла некоторый успех, но в то же время привела к вытеснению части повстанцев в соседние Дагестан и Ингушетию. При этом дополнительным стимулом для активизации сепаратистов послужило решение Дмитрия Медведева признать независимость Абхазии и Южной Осетии. 

А New York Times выразила уверенность, что у Владимира Путина будет большой соблазн ответить на нынешние теракты в прежней манере. Издание напоминает, что в 2004 году, вслед за волной кровавых терактов в российских городах, Путин провел драматическую реорганизацию властных структур, объясняя это необходимостью объединения ради борьбы с террором.

Между тем шквал критики обрушился и на правоохранительные органы России, которых, как написал "Московский комсомолец", "жизнь ничему не учит". Газета подчеркнула, что, несмотря на все реляции и громогласные генеральские заверения, спецслужбы не в силах защитить российское общество от террористов.  Не случайно один из взрывов произошел именно на станции с хорошо всем известным названием "Лубянка" и именно в период масштабной реформы МВД. "Люди в погонах настолько погрязли в коррупции и интригах, что у них просто нет времени заниматься своей основной работой", - утверждает издание. 

В московских терактах некоторые эксперты узрели также опасность для Олимпиады в Сочи и других масштабных международных проектов российского руководства.  "Взрывы в Москве ставят под сомнение мегапроекты, которые затевает руководство России. В первую очередь Олимпиаду в Сочи", - заявил "Росбалту" старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД России Вадим Муханов. 

Небезынтересно также, что абсолютное большинство аналитиков и изданий как в самой России, так и за рубежом отказались поддерживать версию главы МИД Сергея Лаврова, связавшего взрывы в Москве с происками внешних сил. К примеру, "Ежедневный журнал" написал, что подобный тип терактов не был принесен в Россию извне "Аль-Каидой" или другими международными организациями, и первый подрыв в истории шахидки-смертницы случился не в Палестине, а в Чечне, когда в июне 2000 года две чеченки взорвали военную базу в Алхан-Юрте. Это явление имеет местные корни, и в спецслужбах должны были осознавать, что рано или поздно смертницы вернутся в столицу.

Тем не менее, по мнению основной массы российских журналистов и политиков, трагедия в Москве вряд ли повлечет изменение подхода к борьбе с терроризмом. По их мнению, теракты в столичной подземке влияют на массовое сознание, вызывают панику у населения и порождают фобии в обществе, но не у власти.

В связи с произошедшими актами президент России Дмитрий Медведев не исключил возможности ужесточения законодательства по статьям Уголовного кодекса РФ, связанным с терроризмом. "Есть резон еще раз вернуться к проблематике отправления правосудия по террористическим статьям, по статьям "терроризм" и примыкающим преступлениям и поговорить о совершенствовании такого рода практики", - сказал глава государства на совещании по совершенствованию судебной системы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

543


Актуально