"НАДЕЖДА" В НЕБЕ И ПРОБЛЕМЫ НА ЗЕМЛЕ
«Космический прорыв» может обойтись Тегерану слишком дорого
Автор: НУРАНИ Баку
Кадры, запечатлевшие президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который трижды произнес в микрофон "Аллах акбар", дав тем самым команду на взлет ракете "Сафир" с первым иранским спутником "Омид" ("Надежда"), обошли все телеканалы мира. Запуск иранского спутника, вполне по-советски, был приурочен к 30-й годовщине антишахской революции в Иране, которая, строго говоря, стала исламской только после захвата американского посольства в Тегеране в ноябре того же 1979 года. Официальный комментарий гласил, что спутник - это "еще одно достижение иранских ученых, работающих в условиях санкций". Как указали местные СМИ, "Омид" должен послужить для "исследований и работ в сфере телекоммуникаций", он оснащен также аппаратурой, позволяющей делать съемку местности. Данные со спутника возвратятся на Землю после одного-трех месяцев работы на орбите. "Спутник" должен принести с собой информацию, которая поможет иранским экспертам послать еще один работающий спутник в космос", - отметило телевидение ИРИ. По словам самого иранского лидера, этот прорыв иранской науки должен способствовать "распространению единобожия, мира и справедливости во всем мире".
Запуска спутника вообще-то ждали. Еще 17 августа 2008 года Тегеран сообщил об испытаниях ракеты "Сафир" для вывода на орбиту спутников в будущем. В феврале того же года состоялось испытание ракеты "Кавешгяр-1" ("Исследователь-1"), которая тоже могла служить носителем для вывода спутников на орбиту. А 26 ноября 2008 года иранские власти заявили о втором в истории страны успешном запуске в космос ракеты "Кавешгяр-2", которая после завершения своей миссии через 40 минут вернулась на Землю с научными данными на специальном парашюте.
Но обещания и испытания - это одно, а вот запуск спутника - совсем другое. И, по меньшей мере, показательно, что, в отличие от спутника, о запуске которого несколько лет назад объявила КНДР, в том, что иранский спутник действительно летает, никто не сомневается, по крайней мере публично. И это при том, что однажды Тегеран обвиняли в использовании убедительных макетов вместо реальной военной техники. Нет пока также данных, насколько этот спутник действительно иранский.
Однако примечательно все же другое. В те же дни официальный представитель иранского МИД Хасан Гашгави заявил, что, дескать, "шестерке" международных посредников в решении иранской ядерной проблемы следует смириться с тем, что Иран овладел мирными ядерными технологиями. "Иран не намерен приостанавливать свою ядерную деятельность, - цитирует слова дипломата РИА "Новости". - В связи с этим "шестерка" должна выработать "логичный подход" и принять действительность, то есть тот факт, что Иран является ядерной державой".
По мнению большинства экспертов, не исключено, что такая демонстрация успехов имеет в Иране еще и внутриполитические причины. 12 июня в этой стране пройдут президентские выборы. Действующий президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил, что выдвинет свою кандидатуру, и его главным соперником, по всей видимости, станет бывший президент ИРИ Мохаммед Хатами. Представить же лучший предвыборный "пиар", чем запуск спутника и подтверждение статуса "ядерной державы", честно говоря, трудно.
Однако выбранный Махмудом Ахмадинежадом способ предвыборного пиара может оказаться слишком опасным для страны. Насколько иранская ядерная программа на самом деле мирная, вопрос открытый: если этой стране нечего скрывать, там вряд ли затеяли бы игру в "кошки-мышки" с МАГАТЭ. В особенности на фоне печального примера Ирака. Можно, конечно, строить десятки предположений о том, началась бы вторая война в Заливе, если бы Ирак не обладал крупнейшими запасами нефти. Однако факт остается фактом: именно противодействие, которое официальный Багдад оказывал инспекторам ООН, и послужило главным доказательством того, что властям Ирака есть что скрывать и иракское оружие массового поражения действительно существует. Тем более что до 1991 года такие программы в саддамовском Ираке существовали. Причем, как пришли к выводу инспектора ООН уже после первой войны, Багдад весьма эффективно обманывал мировое сообщество. Теперь, после того как по следам второй иракской войны ОМУ в Ираке не нашли, все эти разговоры вызывают понятный скептицизм. Но в том, что "игра в прятки" с инспекторами ООН и МАГАТЭ может оказаться весьма опасной, сомневаться не приходится.
На Западе, не говоря уже об Израиле, запуск иранского спутника вызвал нешуточное беспокойство. Как напоминают эксперты, вывод ракеты-носителя на околоземную орбиту и запуск собственного спутника свидетельствуют о серьезном развитии ракетной техники: такая ракета, как "Сафир", в качестве полезной нагрузки может нести на себе не только спутник, но и ядерную боеголовку. При этом Иран, без сомнения, относится к тем самым "пороговым странам" - в те дни, пока одни технические специалисты анализировали запуск спутника, другие лихорадочно искали ответа на вопрос, сколько осталось Тегерану до "ядерного порога". Прогнозы носят неутешительный характер.
В Иране получается самый опасный "коктейль", о котором только можно подумать: ядерное оружие и средства его доставки в руках режима, чей лидер уже обещал "стереть Израиль с карты мира" и где околоофициозные газеты уже предъявляли претензии на всю территорию Азербайджана.
Так или иначе, комментируя запуск иранского спутника, американское издание Investor"s Business Daily задается вопросом: "Станут ли теперь США и их союзники серьезнее относиться к стремлению Ирана стать ядерной державой?". "Одним дерзким шагом, как СССР, запустивший в 1957 г. свой спутник, Иран заявил о намерении стать мировой военной державой и - потенциально - глобальной угрозой", - отмечает издание и тут же цитирует официального представителя Министерства иностранных дел Франции Эрика Шевалье. Тот отметил "схожесть" иранской ракетной технологии с той, что используется при создании баллистических ракет. Пожелавший остаться неизвестным офицер НАТО заявил: "Если это будет подтверждено, то будет означать, что дальность их ракет составляет от 2 до 3 тысяч километров, поэтому они смогут поражать объекты в Европе и Израиле. Это будет подтверждением их потенциала". В Investor"s Business Daily уверены, что "те, кто заявляет, что это несправедливо по отношению к Ирану, поскольку у него нет ядерного оружия, немного неискренни. Буквально на прошлой неделе респектабельный Институт международных и стратегических исследований в Лондоне предупредил, что к 2010 г. у Ирана будет достаточно расщепляющегося материала для создания ядерной бомбы, - несмотря на неоднократные требования ООН о прекращении его ядерной программы". Показательно и другое. "Комментируя запуск спутника, - продолжает издание, - пресс-секретарь Барака Обамы Роберт Гиббс сказал, что США "воспользуются всеми элементами национальной силы" для того, чтобы взять ситуацию под контроль. А государственный секретарь Хиллари Клинтон предупредила о "последствиях" для Ирана в том случае, если он продолжит свою ядерную программу.
Газета напомнила, что Иран "в полной мере разыграл карту устрашения" как раз накануне очередных переговоров "шестерки" в Германии и после примиренческого призыва Барака Обамы, который пообещал в своей инаугурационной речи протянуть Ирану руку сотрудничества, если его лидеры "разожмут кулак".
Так или иначе, на запуск иранского спутника официальные круги среагировали вполне ожидаемым способом. "Подходы США и Европы к Ирану в ближайшее время будут сближаться. Между США, нашими европейскими союзниками, друзьями на Ближнем Востоке существует все большее понимание того, что нам необходим более эффективный совместный подход к Ирану", - заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон после переговоров с министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером.
"Усилия по созданию баллистических ракет, по продолжению незаконной ядерной программы, угрозы со стороны Ирана в адрес Израиля, а также поддержка Тегераном терроризма вызывают серьезную обеспокоенность нынешней администрации", - отметил в свою очередь на регулярном брифинге для журналистов пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс.
По словам же официального представителя Пентагона Джеффа Моррелла, некоторые технологии, использованные при запуске спутника, могут также быть применены для создания баллистических ракет. "Безусловно, это для нас причина для беспокойства в отношении Ирана и его продолжающейся программы создания баллистических ракет все большей дальности", - подчеркнул Моррелл. Он добавил, что Израиль, арабские страны региона и союзники США в Европе также обеспокоены реализацией Ираном космической программы.
При этом в США уже дают понять, чего именно они ожидают от европейских партнеров Ирана. Влиятельная американская The Wall Street Journal опубликовала статью берлинского корреспондента Jerusalem Post Бенджамина Вейнтала о том, как европейские компании способствуют созданию иранской бомбы. Сам факт предоставления слова израильскому журналисту весьма показателен, пусть даже по понятным причинам израильтяне осведомлены об иранской ядерной программе лучше кого бы то ни было на Западе. По мнению Вейнтала, похоже, у Тегерана нет никаких проблем с приобретением необходимых для его ядерной программы технологий. И это заставляет задуматься о том, насколько эффективны в реальности введенные ООН санкции против ИРИ. Как указывает Вейнтал, на фоне попыток США усилить давление на Тегеран и предотвратить создание иранской атомной бомбы европейские компании беспечно имеют дело с этим режимом, который, среди прочего, также финансирует террористические группировки ХАМАС и "Хезболла".
Так, австрийский нефтяной гигант OMV заявил, что готов приступить к реализации заключенного в апреле 2007 года соглашения стоимостью 22 млрд. евро, касающегося производства сжиженного природного газа. Руководство компании лишь ждет "политических изменений в США". В свою очередь австрийский банк Raiffeisen, третий по величине в этой стране, активно ведет дела в Иране. Как стало известно, он принял на себя транзакции ключевых европейских банков, которые были вынуждены их прекратить из-за санкций. А в конце января этого года Паоло Скарони, генеральный директор итальянской энергетической корпорации Eni SpA, заявил информационному агентству Associated Press, что его компания намерена продолжать в полной мере выполнять обязательства по контракту с Ираном.
Автор статьи считает, что Германия, экономический двигатель объединенной Европы, занимает особое место - ее санкции могли бы действительно больно ударить по Тегерану. Впрочем, очевидная угроза создания ядерного оружия в Иране не остановила Германию, сетует он. В прошлом году товарооборот между двумя странами составил 4 млрд. евро, и динамика является положительной. Только немецкая компания Siemens на прошлой неделе на конференции в Мюнхене признала, что заключила с Ираном в 2008 году контрактов более чем на 400 млн. евро.
Теоретически, конечно, можно предположить, что США и Израиль просто намекают европейским компаниям на необходимость строже контролировать сотрудничество своих фирм с Ираном. Однако также не лишено оснований предположение, что в реальности речь идет о серьезном размывании позиций тех, кто выступает за санкции в сочетании с дипломатией. Режим санкций, как показывает статья в The Wall Street Journal, не работает, дипломатический нажим на Иран не действует, попытки же "протянуть руку" вызывают только новые кампании устрашения.
Как полагают многие эксперты, многое в этой ситуации зависит от позиции и поведения России. Однако итоги мюнхенской конференции не оставили сомнений - запуск иранского спутника, увы, не заставил Москву оценить угрозу иранского ракетного удара по "третьим странам" и изменить свою позицию относительно ПРО США. The Washington Post в этой связи напоминает, что "за прошлый год Россия вторглась в суверенное государство Грузию и до сих пор оккупирует часть его территории. В самый разгар зимы перекрыла поставки природного газа в ряд европейских стран; продавала оружие Ирану и Венесуэле, да и по другим вопросам вела себя не самым приятным образом". В результате издание приходит к выводу, что "Россия хочет "пустить под откос" проект противоракетной обороны НАТО, направленный против Ирана. Не потому, что он будет угрожать России или ее ядерному арсеналу - опасности он для них представлять не будет, - а потому, что эта система будет развернута в Польше и Чешской Республике, двух бывших странах - участницах Варшавского договора". И продолжает: "Россия хочет удержать Грузию и Украину от вступления в Европейский союз или НАТО, потому что обе страны входили в состав Советского Союза. Она не хочет, чтобы Европа строила газопровод в сторону Азербайджана и Каспийского моря, потому что это поставит под угрозу монополию России, при помощи которой она укрепляет свое политическое влияние".
Как ни парадоксально это звучит, но чем больше упорствует Москва, тем больше шансов, что в США возьмут верх сторонники "силового варианта". Учитывая, что Иран упорно продвигает свои ракетные и ядерные программы, а "шестерка" переговорщиков не в состоянии договориться даже между собой, растет число тех, кто связывает последние надежды с авианосцами. А это самый нежелательный вариант для всего региона.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




497












