ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ МЕРТВ, ЧЕМ ЖИВ
Планам реинтеграции постсоветского пространства вокруг России не суждено сбыться
Автор: Расим МУСАБЕКОВ, политолог Баку
В последние месяцы на постсоветском пространстве произошло два весьма показательных события. Одно из них - это провал неформального саммита СНГ в Казахстане, который проигнорировали многие из глав государств, в том числе и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Второе - прошедший на днях в Москве саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евро-Азиатского экономического содружества (ЕврАзЭС), что преподносится как важный шаг на пути подлинной интеграции входящих в него стран.
То, что СНГ как интеграционный проект исчерпал себя, вполне очевидно. Интерес к нему, вопреки дежурному официальному оптимизму, падает на глазах. Попытки выдвинуть концепцию развития Содружества и вдохнуть в него жизнь так и не дали результатов. После августовского российско-грузинского военного столкновения и противозаконного признания Москвой сепаратистских режимов в Абхазии и Южной Осетии Грузия, которая и без того позже всех вступила в СНГ, покинула его ряды. Украина за прошедшие 18 лет так и не удосужилась ратифицировать устав СНГ, а с учетом напряженных отношений с Москвой и евроатлантических устремлений руководство этой страны также не горит желанием участвовать в работе Содружества. Туркменистан, еще в бытность президентом Ниязова, дистанцировался от СНГ, мотивируя это принятием статуса "постоянного нейтралитета". Участие нового президента Туркменистана Бердымухаммедова в саммитах СНГ на уровне глав государств так и не трансформировалось в желание вернуться в Содружество. Ашгабат заявляет об ассоциированном (такого статуса СНГ не предусматривает) членстве, не более. Что же касается Азербайджана, то, участвуя в работе СНГ, Баку отказывается подписывать или делает существенные оговорки к принятым в его рамках решениям как противоречащим суверенитету и интересам нашего государства.
Миссия СНГ как "Содружества независимых государств", если исходить из его названия, заключается именно в упрочении независимости вошедших в него стран. СНГ было создано и функционировало для того, чтобы осуществить "цивилизованный развод" между республиками бывшего СССР. В этом отношении Содружество решало целый комплекс проблем: от военных до хозяйственных, от внешнеполитических до гуманитарных. Именно в его рамках происходили становление и созревание государственности новых независимых государств. СНГ подстраховывало все страны-участницы при осуществлении экономических и хозяйственных преобразований, при формировании новых рыночных и демократических механизмов. В его рамках были созданы таможенные, внешнеполитические и военные структуры новых государств.
Однако данная миссия уже во многом выполнена. Цивилизованное размежевание новых независимых государств и раздел советского наследства к концу 90-х годов были в основном завершены. Усилия же Москвы по трансформации СНГ в интеграционное объединение под своей эгидой остались безрезультатными. В этом смысле интересы России и многих, в особенности европейски ориентированных постсоветских государств, оказались прямо противоположными. Это и предопределило медленное, но неуклонное угасание СНГ.
По-видимому, осознав тщетность вынашиваемых планов в отношении СНГ, Москва решила перенести акценты своей интеграционной политики на ОДКБ и ЕврАзЭС. На первый взгляд усилия российского руководства в ходе недавнего совместного саммита этих объединений в Москве выглядят успешными. 4 февраля в Кремле собрались наиболее последовательные союзники России: президенты Армении (Серж Саркисян), Кыргызстана (Курманбек Бакиев), Казахстана (Нурсултан Назарбаев), Беларуси (Александр Лукашенко). В последний момент руководству РФ удалось уговорить приехать на саммит и президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который накануне публично выражал недовольство, что вопреки прежним договоренностям Медведев в ходе визита в Узбекистан заявил, что Москва без согласия Ташкента не будет достраивать плотину и каскад высокогорных ГЭС. Прибыл в Москву и президент Узбекистана Ислам Каримов, хотя совсем недавно Ташкент объявил о выходе из ЕврАзЭС.
На внеочередной сессии совета ОДКБ было принято решение о развертывании коллективных сил постоянной боевой готовности. Численность этих сил определена в 10 тысяч. Большую их часть, судя по всему, выделят Россия (воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду) и Казахстан (десантно-штурмовую бригаду). Остальные участники соглашения ограничатся батальоном. В мирное время эти воинские контингенты будут находиться в местах постоянной дислокации и подчиняться национальным военным структурам. Объединенный штаб ОДКБ будет лишь осуществлять координацию их деятельности.
Российская и армянская пропаганда раструбила это решение как нечто выдающееся. Так, президент России Дмитрий Медведев не побоялся противопоставить эти еще только формируемые силы быстрого реагирования аналогичным и давно существующим формированиям НАТО. "Сейчас создаются хорошо подготовленные, серьезные формирования, хорошо экипированные, с самой современной военной техникой, и их потенциал будет не хуже формирований Североатлантического блока", - сказал российский лидер. В свою очередь армянский военный аналитик, генерал-майор Катанджан бросился в рассуждения о том, что принятое решение о мобильных силах ОДКБ отрезвляюще подействует на Азербайджан в его планах военного решения карабахского конфликта.
Трудно понять, чего больше в заявлении армянского аналитика - бахвальства или самообмана. Очевидно, что бы ни было создано в рамках ОДКБ, ни один из его участников, за исключением России, ни при каких обстоятельствах не пошлет свои воинские контингенты в помощь Армении в войне с Азербайджаном. Вряд ли на такую помощь может рассчитывать и Москва в своем конфликте с Грузией. Тем более что некоторые участники ОДКБ сразу же сделали оговорки в отношении создаваемых коллективных сил безопасности. Так, Узбекистан будет участвовать в них, но не на постоянной основе, а выборочно, в зависимости от тех или иных операций. Беларусь устами пресс-секретаря МИД Андрея Попова прямо заявила, что законодательство страны запрещает участие ее граждан в военных операциях за пределами страны. То есть Минск, как и Ташкент, в состав создаваемых КСОР (коллективные силы оперативного реагирования) войска выделять не будет. Правда, Россия и Беларусь подписали в ходе февральского саммита ОДКБ долгожданный договор о создании единой системы противовоздушной обороны, и для Кремля это более важно.
Что касается прошедшего параллельно с заседанием ОДКБ саммита Евро-Азиатского экономического содружества, то и он оказался скуден на результаты. В рамках ЕврАзЭС будет создан Антикризисный фонд в размере $10 млрд., из которого участники организации смогут брать деньги в случае надобности. Между Россией и Беларусью в рамках формирования Таможенного союза в течение этого года будут окончательно сняты транзитные ограничения - таможенные посты передвинут на границы союзного государства.
Инвестиционный фонд решено организовать специально для того, чтобы упростить процесс получения стабилизационных кредитов странами Содружества для поддержки их экономик в период кризиса. Как рассказал на пресс-конференции президент Медведев, контрольный пакет фонда будет закреплен за Россией. Она внесет самый большой вклад в размере $7,5 млрд., еще миллиард обязался выделить Казахстан. Получать кредиты смогут лишь те страны, которые примут финансовое участие в образовании фонда.
"Если что и привязывает к России постсоветские страны, так это преференции и займы, которые мы даем этим республикам", - считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, уступки России вынудил сделать, прежде всего, экономический кризис, а для центральноазиатских стран еще и реальная угроза дестабилизации региона. "В Центральной Азии боятся, что американцы хаотизируют Пакистан и Афганистан, тогда усилится военное и политическое давление на постсоветские азиатские страны со стороны талибов. Вкупе с ростом социальной напряженности это для них очень опасно. По этой причине и хотят заручиться поддержкой России", - говорит Делягин.
Саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ вызвали целый шквал ироничных и язвительных комментариев в российских и зарубежных СМИ, суть которых в том, что Москва покупает "друзей". Так, президент Беларуси Александр Лукашенко выбил второй транш ранее обещанного антикризисного кредита в $2 млрд. (первый миллиард был переведен еще в ноябре), а также обещания подумать над дополнительным кредитом в 100 млрд. рублей. Кыргызстан получил от Москвы льготный кредит в $2 млрд. Полностью списан долг Бишкека и передано $150 млн. безвозмездной помощи, по существу, в обмен на вывод американской военной базы в Манасе. Армении обещано $500 млн. вместо запрошенного Саркисяном миллиарда. Однако вполне может оказаться, что финансовый кризис сократит возможности самой России, да и подачки союзникам не гарантируют их долговременную лояльность.
Так, Кремль потратил много усилий и денег на то, чтобы побудить киргизского президента Бакиева принять решение о закрытии американской базы в Манасе близ Бишкека. Но, как выяснилось, вопреки громогласным заявлениям Бишкек не торопится претворять в жизнь это решение. Во всяком случае парламент этой страны не спешит принять окончательное решение, и можно предположить, что Кыргызстан ожидает встречных предложений от НАТО и США. Одновременно другой союзник России по ОДКБ - Таджикистан немедленно заявил о готовности предоставить не только сухопутную инфраструктуру, но и воздушное пространство для транспортировки невоенных грузов НАТО в Афганистан.
Россия консолидирует вокруг себя ОДКБ и ЕврАзЭС, подписала соглашение по ПВО с Беларусью, добивается закрытия базы в Манасе, чтобы упрочить свои позиции накануне "торга" с новой администрацией США. Однако все это вряд ли произвело ожидаемое впечатление на Вашингтон. Выступления вице-президента США и генсека НАТО в ходе Мюнхенской конференции по безопасности показали, что программа развертывания американской ПРО в Европе не отменяется. Двери в НАТО для Грузии и Украины не закрыты. Подтверждено негативное отношение к признанию Москвой Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств и заявлена неприемлемость развертывания РФ там своих военных баз.
Россия по привычке подготовилась к борьбе за сферу влияния с США, тогда как геополитическая ситуация вблизи ее границ существенно меняется. В середине февраля парламент Чехии рассмотрит и, как ожидается, ратифицирует Лиссабонский договор. Ирландию, единственную из стран ЕС, отклонившую этот договор, призовут пересмотреть свое решение на новом референдуме. Таким образом, ожидаемая реорганизация Евросоюза в федерацию позволит ему повысить свою роль в вопросах международной политики и безопасности. Очевидно, что активность Брюсселя будет в первую очередь направлена на территории, прилегающие к границам объединенной Европы. Так что амбициям Москвы по обеспечению своего исключительного положения на постсоветском пространстве скоро придется столкнуться не только с противодействием США, но и Евросоюза. Одним словом, в условиях падающих цен на энергоресурсы, разразившегося финансово-экономического кризиса и перед лицом консолидированной Европы Москве будет очень трудно реализовать свои планы по восстановлению гегемонии на постсоветском пространстве. Долгие годы Россия пыталась сделать это, используя многочисленные экономические рычаги - дешевый газ, льготы, кредиты и многое другое. Но не получилось. А сегодня, когда у Москвы самой серьезные экономические проблемы, восстановление былой гегемонии вообще не представляется возможным. Вот и решили в России задействовать военные рычаги - создали коллективные силы, которые введут на территорию этих стран. Это будет вроде как "общая", но фактически российская армия.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:





506












