5 Декабря 2025

Пятница, 15:28

ПОБЕДА "МОЛОДОГО ВОЛКА"

Избрание Анджея Дуды новым президентом Польши стало знаковым событием в жизни страны и всей Европы

Автор:

02.06.2015

Президентские выборы в Польше поистине можно считать знаковыми. Приход Анджея Дуды к руководству Польским государством обещает повлиять не только на судьбы самой страны, но и всего европейского пространства.

Кандидат от оппозиционной партии "Закон и справедливость" Анджей Дуда избран новым президентом Польши в результате победы над действующим главой Польши Брониславом Коморовским, представляющим партию "Гражданская платформа". Избранный президент в прошлом занимал должности заместителя министра юстиции, заместителя госсекретаря в администрации президента Леха Качиньского (2008-2010), трагически погибшего в авиакатастрофе над Смоленском, а также являлся депутатом Европейского парламента (фракция "Европейские консерваторы и реформисты").

Анджей Дуда позиционирует себя как консервативный деятель, проповедующий традиционные, религиозные ценности. Не удивительно, что на президентских выборах он заручился поддержкой, прежде всего, традиционного электората консерваторов - жителей сельской местности и небольших городов. За Дуду проголосовала и немалая часть молодежи, критически настроенная в отношении "Гражданской платформы", находившейся у руля власти в Польше с 2007 года.

Польские аналитики расценивают победу Анджея Дуды как "результат недовольства и усталости от президентства Коморовского и восьми лет правления "Гражданской платформы". По их мнению, президентство Дуды станет началом новой эпохи в истории Польши. Впрочем, перемены во властной элите Польского государства, судя по всему, не ограничатся лишь восшествием Дуды на президентский пост. Возможно, за успехом представителя "Закона и справедливости" на президентских выборах последует триумф самой организации на осенних выборах в парламент. Кроме того, уже в скором времени новая власть может усилиться приходом на пост главы правительства лидера партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского (брата погибшего Леха Качиньского), ставленником которого, собственно, и считают Анджея Дуду.

Между тем при оценке триумфа Дуды на президентских выборах нельзя обойти справедливое замечание легендарной персоны в польской политике, основателя движения "Солидарность", экс-президента Леха Валенсы: "Когда политические должности очень долго занимают одни и те же люди, их связь с народом ослабевает. И победу одерживают молодые волки".

Дуда и окружающие его "молодые волки", несомненно, постараются привнести определенные перемены во внутриполитический уклад страны, как на кадровом и организационном уровнях, так и на стезе текущей стратегии, которая, как ожидается, станет одновременно более консервативной и социально ориентированной. Приход к власти Дуды обернется последствиями и для внешней политики Польши, прежде всего к ее роли в жизни Европы.

Избранный президент Польши слывет евроскептиком, что сказалось и в его отрицательном отношении к переходу страны на евро. По мнению Дуды, отказ от польской валюты (злотого) приведет к росту цен, как это произошло в других вошедших в еврозону государствах Восточной Европы. Между тем избрание Дуды президентом Польши вновь подтвердило тенденцию неприятия европейцами политики Евросоюза. Результаты выборов не только в Польше, но и Испании, где на региональном и местном уровнях победили ультралевые и евроскептики (первые выступают против евроатлантического единства, вторые критикуют политику ЕС), а также последние события в Греции и Великобритании, власти которой приняли решение о проведении референдума по вопросу членства в Евросоюзе, указывают на общеконтинентальную тенденцию. Суть ее - в усилении политических позиций и даже приходе к государственному руководству деятелей, не ассоциирующихся в глазах большей части населения с системной властью.

Показательно в этой связи заявление главы внешнеполитического ведомства Федерики Могерини, что результаты выборов в Польше доказывают необходимость пересмотра проекта Евросоюза. Подчеркнув факты участившихся побед евроскептиков на выборах, Могерини призвала к "переосмыслению нашего существования как европейцев, если мы хотим сохранить проект отцов-основателей". "Это будет не Европа, если она заполнится новыми гетто, новыми маргиналами, если мы будем жить, боясь друг друга. Наша история, история Европы, учит нас, что другие - это тоже мы", - пояснила она.

Федерика Могерини не стала конкретизировать, каковы будут конкретные меры Брюсселя с учетом необходимости "переосмысления" европейской идеи. Зато Анджей Дуда четко дал понять, что Варшава не станет играть под дудочку Брюсселя, а также намерена положить конец практике, когда Германия играла особую роль в политике Польши. Однако новый польский президент, стремящийся ослабить влияние Брюсселя и Берлина на политику страны, не видит ничего предосудительного в усилении стратегического союза с Вашингтоном. Свою проамериканскую позицию Дуда мотивирует необходимостью противостояния России, к которой немалое число его соотечественников питают отнюдь не дружеские чувства. Стремлением усилить взаимодействие с Вашингтоном объясняется и инициатива Дуды о размещении на территории Польши постоянных военных баз НАТО. Именно этого решения он обещает добиться на предстоящем в следующем году в Варшаве саммите Североатлантического альянса.

Тем самым при новом президенте не претерпит особых изменений политика Польши на российском направлении. Варшава как выступала, так и будет выступать одним из самых резких критиков Москвы на международной арене. Прежней останется и позиция Польши по украинскому кризису. Не исключено даже, что она может еще более радикализироваться, поскольку Дуда зачастую выражает взгляды националистических кругов, приверженцев идеи "Большой Польши", которые выступают за восстановление страны в границах до пакта Молотова-Риббентропа от 1939 года, то есть включавших в себя западные районы нынешней Украины. Впрочем, никаких официальных территориальных претензий к Киеву Дуда, разумеется, предъявлять не станет. При всей своей "националистичности" он создает впечатление прагматика, который никогда не станет предпринимать шагов, идущих вразрез с сегодняшними реалиями. Другое дело, что при всей своей "антироссийскости" Дуда может ударить и по интересам Украины. Так, новый президент в одном из предвыборных выступлений пообещал "поднять тему героизации УПА в диалоге с Киевом". Речь идет о неприятии Дудой реабилитации украинскими властями "Украинской повстанческой армии", ответственной за гибель 80 тысяч волынских поляков в 1943 году.

Между тем и "антироссийскость" нового польского президента, скорее всего, не будет выходить за пределы реалистичной политики. Эксперты обращают внимание на то, что высказывания Дуды, сделанные им во время предвыборной кампании, носили более примирительный тон по отношению к России по сравнению с риторикой действующего президента Бронислава Коморовского. Кроме того, сама Москва выражает надежду на выстраивание "добрых, неангажированных, свободных от стереотипов взаимовыгодных отношений" с Польшей как с ближайшим соседом. Правда, некоторые усматривают в лояльном отношении Кремля к победе Анджея Дуды на выборах стремление Москвы использовать евроскептицизм избранного польского президента для "изолирования Польши от остальной Европы". Однако маловероятно, чтобы российское руководство всерьез рассматривало подобную перспективу. Евроскепсис Дуды - всего лишь элемент польской и общеевропейской политики, не более того. Другое дело, что и в Москве, и в Варшаве понимают важность поддержания более-менее конструктивного диалога в интересах сторон и всего региона. С этим и связаны относительно сдержанная риторика Дуды по вопросу об отношениях с Россией, а также нескрываемое удовлетворение Кремля в связи с приходом к руководству Польшей новых лиц.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

694


Актуально