ОПАСНЫЙ СОЮЗНИК
Членство Армении в ОДКБ может привести к непредсказуемым последствиям
Автор: НУРАНИ Баку
Еще на заре создания Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ) Армения относилась к этому весьма прохладно. Доходило до того, что президент этой страны просто игнорировал саммиты, где от него требовалось дать четкий ответ относительно участия его страны в формировании КСОР.
Но теперь ситуация, похоже, изменилась и Армения демаршей более не устраивает. Но вот радоваться ли по этому поводу партнерам из ОДКБ или нет - вопрос открытый.
Так, КСОР ОДКБ в Таджикистане приступили к отработке согласованных действий подразделений, а также практических навыков с элементами боевой стрельбы по условному противнику, передает РИА "Новости". В маневрах вблизи таджикско-афганской границы были задействованы в общей сложности свыше 2 тыс. военнослужащих и более 150 единиц техники из состава воинских контингентов КСОР ОДКБ - России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. В состав КСОР ОДКБ входит один батальон армянских вооруженных сил.
Можно, конечно, поинтересоваться, как были переброшены в тот же Таджикистан армянские военнослужащие. Как известно, сухопутной связи у Армении с другими партнерами по ОДКБ нет. Надежной "военно-воздушной", впрочем, тоже. Да, у Армении и России есть воздушное сообщение, но транзит военных самолетов в воздушном пространстве Азербайджана и Грузии выглядит маловероятным. Есть версия, что армянских десантников в Таджикистан перебросили через воздушное пространство Ирана. Есть, наконец, версия, что воспользовались гражданским авиарейсом. Другой вопрос, удастся ли обеспечить быструю переброску войск из Армении в тот же Таджикистан в случае реального кризиса?
В том же НАТО действует правило: членом блока может быть только страна, имеющая протяженную границу с другим государством, входящим в Альянс, или же имеющая выход к открытому морю. Условие для военного союза вполне логичное. А вот Армения выхода к морю не имеет, как и границ со странами, входящими в ОДКБ. И в случае реальной "военной ситуации" вполне может оказаться изолированной от своих партнеров. И самое опасное, что спровоцировать эту самую "военную ситуацию" в регионе с наибольшей вероятностью может сама Армения, руководство которой постоянно выступает с претензиями на территории соседних стран - за исключением разве что Ирана.
Армения продолжает оккупацию 20% территории Азербайджана и с пугающей периодичностью устраивает на линии фронта локальные провокации. С Грузией войны у Армении вроде бы нет, но здесь, как уже не раз указывалось в СМИ, наличествуют и территориальные претензии на Джавахетию, и острое недовольство тесным сотрудничеством Грузии с Азербайджаном и Турцией. Наконец, есть еще территориальные претензии Армении к Турции, которая входит в НАТО. Красноречивым доказательством этого является изображение на гербе Армении Агрыдага, или, если угодно, Арарата, расположенного на территории Турции. Карсский договор, закрепивший нынешнюю границу Турции и Армении, в Ереване так официально и не признали. Когда в 1991 году Турция, первой признав после распада СССР независимость всех бывших союзных республик, высказала обеспокоенность, что Армения может предъявить к ней территориальные претензии, в мире этого постарались не заметить. Однако и после старта "футбольной дипломатии" в Армении не заявили о готовности признать границы с Турцией.
Наконец, все это обилие конфликтов по периметру границ в Армении сочетается с неоправданной уверенностью, что партнеры по ОДКБ, и прежде всего Россия, находятся в "моральном долгу" перед Арменией. В Ереване надеются на помощь ОДКБ в случае решения Азербайджана силовым путем освободить свои оккупированные территории. И при этом почему-то забывают, что устав ОДКБ предписывает оказание помощи при внешней агрессии. Но руководство Азербайджана неоднократно заявляло, что не претендует ни на чьи территории, но оставляет за собой право провести антитеррористическую операцию на своей международно признанной территории против экстремистско-сепаратистских бандформирований в Нагорном Карабахе. А значит, юридического повода для привлечения сил ОДКБ к помощи Армении Азербайджан никак не даст.
Но армянские дельцы имеют хороший опыт в подталкивании своих заступников к более решительным действиям при помощи провоцирования конфликта, что они делали еще в конце позапрошлого века. Во всяком случае Уильям Л.Лангер в своем труде "Дипломатия империализма" указывал: "Один из революционеров сказал в 1890 году доктору Хамлину, основателю Роберт-колледжа, что банды Гнчака будут "искать возможность убивать турок и курдов, поджигать их села, а затем уйдут в горы". А разъяренные мусульмане "набросятся на беззащитных местных армян и начнут такую варварскую резню, что Россия под знаменем гуманности и христианской цивилизации вторгнется и захватит эти земли". Когда ужаснувшийся миссионер назвал этот план самым зверским и дьявольским из когда-либо известных, ему ответили: "Это так вам кажется, но мы, армяне, твердо решили освободиться. Европа услышала болгарские ужасы и освободила Болгарию. Она услышит и наш плач, когда он дойдет до воплей и крови женщин и детей... Мы отчаялись. Мы сделаем это".
И вот здесь уже вероятность того, что ОДКБ в результате членства Армении окажется втянутым в войну то ли с Турцией, то ли с Азербайджаном, то ли с Грузией, пугающе велика. И это слишком серьезное доказательство, что Армения из союзника превращается в угрозу коллективной безопасности.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


778












