24 Ноября 2024

Воскресенье, 20:46

ОТ ХАЗАРА НЕ УБУДЕТ

Отечественные ученые подсчитали, что к 2015 году уровень Каспийского моря повысится на метр

Автор:

01.02.2008

Одно из самых серьез-ных и одновременно самых наглядных проявлений глобального потепления - повышение уровня моря. Согласно прогнозам межправительственной группы экспертов по изменению климата, состоящей из 2000 ученых различных стран мира, к 2100 году из-за активного таяния ледников Антарктиды и Гренландии уровень Мирового океана повысится на 18-59 сантиметров, что приведет к затоплению некоторых островных государств и прибрежных городов. В дальнейшем скорость этого процесса, по сведениям того же источника, достигнет одного метра (и более) в столетие. Да уж, перспективка еще та…

 

Каспий - модель Мирового кеана

"Легко любить все человечество - соседа полюбить сумей", - сказал поэт. Действительно, рассуждать о всей планете в целом легко. Гораздо тяжелее, когда то, что казалось таким далеким и почти нереальным, вдруг проявится в твоем городе или селе. И подъем уровня моря - не исключение. Вообще любые явления глобального масштаба человек способен оценить, прежде всего, по событиям в своем окружении. 

Азербайджану в этом смысле повезло - и трудно однозначно сказать, стоит ли здесь закавычивать слово "повезло". У нас буквально под боком есть, так сказать, живая модель Мирового океана - Каспийское море. Более того, в этой модели уменьшен не только географический масштаб оригинала, но и временной масштаб демонстрируемых явлений. То, что происходило с Мировым океаном за тысячи лет, Каспий демонстрирует нам (пускай и несколько приближенно) за десятилетия. Проблема в том, что десятилетия для человеческой жизни - тоже многовато. Поэтому опыт одного поколения, пострадавшего от капризов седого Хазара, следующее поколение благополучно забывает. А потом хватается за голову. И лишь ученые, скрупулезно ведя наблюдения и подсчеты, не устают предупреждать нас о грядущих проблемах. Государство их предостережения обычно принимает в расчет, тогда как  частные лица - отнюдь не всегда. А страдает в конечном счете опять-таки государство…

Об этом и о многом другом рассказал доктор географических наук Амир Алиев, директор Центра морской гидрометеорологии Национального департамента гидрометеорологии Министерства экологии и природных ресурсов. Но насколько правильно, пусть даже по журналистской привычке, ради красного словца, именовать Каспий моделью Мирового океана? Для того чтобы это делать с полным правом, зададим прежде ученому вопрос, какие факторы регулируют изменение уровня Каспия. Ответ подтверждает предположения: Амир Алиев заявил, что наибольшая доля "заслуг" в этом - целых 85% - принадлежит именно климатическому фактору. В том числе и глобальным климатическим изменениям. Эти изменения - повышение общего уровня воды в Мировом океане, увеличение осадков и т.д. Кроме того, Каспий, будучи, строго говоря, озером (хотя и крупнейшим в мире), сильно "завязан" на собственном водосборочном бассейне, площадь которого в 10 раз превосходит площадь самого Каспия. Пополняется наше море на 85% именно за счет рек этого самого бассейна, а также за счет циклонов и антициклонов, приносящих влагу, превращающуюся в воду. Основным же способом расхода воды в Каспии служит испарение (95%). Соотношение между "приходом" и "расходом" воды и определяет уровень Каспия.

 

Тектонический фактор: угроза преувеличена 

Однако климатический фактор хоть и перевешивает остальные, однако не является единственным, определяющим уровень воды в Каспийском море. Роль в этом процессе другого фактора - тектонического - ничтожно мала: всего 5%. Это дает основание утверждать, что истерия по поводу "разломов под Каспием", регулярно возникающая в нашем обществе после каждого очередного подземного толчка в столице, мягко говоря, необоснованна. И то сказать: если бы тектонический фактор был в данном случае определяющим, старик Хазар давно поглотил бы нас, как Кронос, пожирающий своих детей, - пикнуть не успели бы. Но он почти никогда не меняет свой уровень резко, в одночасье. Словно терпеливое живое существо, превосходящее нас разумом, он мягко, исподволь пытается доказать нам, что с природой не стоит спорить.

Третий, последний фактор, определяющий изменение уровня воды в Каспии, - антропогенный. Его доля в данном процессе - 10%. Немного, в общем-то. Но и немало. Хотя, по мнению Амира Алиева, со временем роль этого фактора будет возрастать. Легко догадаться, что связано это, прежде всего, с наращиванием объема нефте- и газодобычи на море. Правда, соблюдение нефтедобывающими компаниями норм охраны окружающей среды способно несколько затормозить рост значимости "человеческого фактора" в процессе повышения уровня моря.

Кстати, еще о "человеческом факторе". Из пяти государств, которые "сплели хоровод" вокруг Каспия, Азербайджан наиболее заинтересован в точном прогнозировании изменения уровня этого моря. Потому что из 15 млн. человек, проживающих на побережье Каспия, 4,5 - жители нашей страны. Уже само по себе внушительно. Но главное, что это ни много ни мало 60% населения Азербайджана. Конечно, россиян на берегах Каспия проживает тоже предостаточно - 3,3 млн., а иранцев - так вообще 6 млн., но для РФ это всего 2,3% населения, а для Ирана - 9%. Между прочим бросается в глаза любопытный факт: в свете этого показателя Азербайджан составляет единую с Каспием "модель Земли". Если Каспий в этой модели, по изложенным выше причинам, символизирует Мировой океан, то Азербайджан - все человечество. Потому что именно 60% населения земного шара проживает в прибрежной зоне.

 

Подсчитали - прослезились…

На протяжении тысячелетий уровень Каспия - и, соответственно, абрис его береговой линии и площадь акватории - менялись в гигантских масштабах. Трансгрессия, имевшая место 32-22 тыс. лет назад, и регрессия, произошедшая 9-8 тыс. лет назад, стали пиками этого процесса. Но это все произошло слишком давно (и, главное, слишком медленно) для того, чтобы научить современных обитателей каспийского побережья успешно и оперативно разгадывать "многоходовки", составленные коварным морем. Гораздо нагляднее выглядят наблюдения за более короткий промежуток времени. Например, за последний век (регулярные наблюдения уровня Каспия при помощи инструментов проводятся с 1837 года). В первые три десятилетия минувшего века уровень моря был стабильно высоким - 26 м ниже уровня Мирового океана (по балтийской системе). В 1930-1942 годах, резко снизившись до 28 метров, он не остановился на этом. В 1977 году была достигнута отметка в 29 м - самый низкий уровень за последние 500 лет. Затем наблюдается тенденция к повышению. И в 2006 году уровень Каспия уже составил 26,75 м. По прогнозам Амира Алиева и специалистов его центра, до 2015 года уровень Каспия поднимется еще приблизительно на целый метр. Это очень серьезно, но ученый настаивает на точности расчетов и бьет в набат.

Если этот прогноз сбудется, то надо готовиться к большим убыткам и постараться заранее минимизировать потери. В качестве примера и предостережения Амир Алиев озвучил печальные экономические итоги резкого повышения уровня Каспия в 1978-1995 годах. В течение этого, в общем-то, не столь уж долгого периода в прибрежных районах Азербайджана были затоплены 50 населенных пунктов. Под водой остались 250 промышленных предприятий, 60 км автомобильных дорог, 10 км железных дорог, 30 тыс. га зимних пастбищ, 10 тыс. га орошаемых земель, а также множество рекреационных объектов (санатории, пляжи и т.п.) в общей сложности на 200 тыс. человек. В денежном эквиваленте сумма этого ущерба исчисляется в размере примерно $2 млрд. 

Вследствие подъема уровня моря, начиная с 1978 года, Азербайджан потерял 484,5 тыс. га земли. Амир Алиев отметил, что при прогнозируемом им и его коллегами повышении уровня моря на один метр к 2015 году дополнительно под угрозой затопления или подтопления оказываются около 80 тыс. га земли. А общая цифра утраченных полезных земель в этом случае вырастет втрое и достигнет 1309,6 тыс. га.

Итак, над береговой линией Азербайджана с большой вероятностью нависла угроза затопления. Но угроза эта распределена неравномерно. Сотрудники Центра морской гидрометеорологии на основе проведенных ими исследований разработали атлас затопления прибрежной зоны страны, разделив ее на четыре участка (от реки Самур до Абшеронского полуострова, сам Абшеронский полуостров, от него до реки Куры и от Куры до реки Астарачай). Исследования показали, что на острие удара в случае подтверждения прогноза о поднятии уровня моря на целый метр оказываются  Гызылагачский заповедник и Нефтчалинский район. 

У жителей столицы наверняка может возникнуть вопрос, что же в этом случае будет с Абшероном. Сухая цифирь отчетности рисует следующую картину. Общая длина береговой линии Азербайджана на Каспии составляет около 740 км. Из них около 290 км приписано к Бакинской мэрии. Это больше, чем длина береговой линии в любом другом административном районе страны (даже в огромном Гызылагачском заповеднике она составляет лишь около 100 км). Тем не менее в связи с геоморфологическими особенностями побережья в случае поднятия уровня моря на один метр расклад потерь получается отнюдь не пропорциональный длине береговой линии. Площадь затопления в Гызылагачском заповеднике окажется в 10 раз большей, чем на территории, подвластной Бакинской мэрии. А на территории Бакинской мэрии она составит примерно 60 тыс. га, что в свою очередь в 30 раз больше, чем в Астаринском районе, и в 50 раз больше, чем в Сальянском. Вот такие пироги…

Кстати, определение "планового" для Каспия повышения уровня моря - это хоть и главный, но не единственный инструмент расчета площади ожидаемого затопления. Есть и побочные, более мелкие, но оттого не менее неприятные факторы, влияющие на этот процесс. И важнейший среди них, говорит Амир Алиев, восточный ветер, вызывающий временное затопление. Мелочь на фоне основной проблемы? Ну это как посмотреть. Временное затопление - это ведь тоже убытки. Еще одна "мелочь" - это такой сопутствующий фактор, как уровень грунтовых вод. Он, по словам Амира Алиева, находится в прямой зависимости от уровня моря. Нетрудно представить, к чему это ведет. Трудно рассчитать точную сумму убытков.

 

Гонка за прибрежными дивидендами

В общем, очередная "многоходовка" ждет своего решения. Но так ли уж коварен Каспий? Ведь он по-своему честен, когда дает понять, что некоторые участки суши никогда не оставит человеку насовсем. И то, что десятилетиями эти территории являются именно сушей, еще ничего не значит. Все может измениться за один-единственный год. Надо просто не забывать, что эти места не всегда были сушей, - и тогда не будет трагедий.

Амир Алиев вспоминает: "Как-то в Лянкяране, когда речь зашла о проблеме затопления, один из аксакалов махнул рукой в сторону побережья и сказал: "Еще наши деды-прадеды знали и нам заповедали, что по ту сторону вон той дороги, на самом берегу, дома строить нельзя. Они и не строили. И мы не строили. Знали, что Каспий, отступив, потом всегда возвращается. А сейчас там виллы…". Для наглядности, как государство реагировало на изменение уровня воды в Каспии, Амир Алиев привел следующий пример из советских лет. Изначально сваи Нефтяных Камней были высотой 7 м над водою. Но после гибели бригады Михаила Каверочкина (в сильный шторм спасательные суда не смогли приблизиться к буровой, которую буквально "смело" с поверхности моря сильными волнами) высоту свай увеличили почти вдвое - до 12 м.

Самое грустное даже не в том, что изменение уровня Каспия - процесс, неподконтрольный человеку. Это само по себе, если вдуматься, как раз-таки хорошо (а то представьте, какое бы это было страшное "чудо-оружие"!). Самое грустное в том, что человек в данном случае зачастую не желает признавать свое бессилие. И не желает умерить свою жадность. Сколько людей упорно стремятся к "завоеванию" периодически затопляемых местностей в погоне за сиюминутной прибылью! Они не думают о грядущих убытках и человеческих жертвах. 

Кстати говоря, освоение находящихся в динамике береговых районов (а также пойм рек) - проблема не только Азербайджана. Нет практически ни одной страны в мире, где не нашлось бы многочисленных "камикадзе", желающих поселиться на "временно арендованной" у воды территории или завести там бизнес. Ясное дело, в прибрежных районах испокон веков были отменное земледелие и отличные возможности для рыболовства и мореходства. Да и рекреационный бизнес и туризм в таких местах идут особенно бойко. Все это понятно. И все же стоит ли игра свеч?

P.S. Работа ученого Амира Алиева войдет во второй национальный отчет Азербайджана по изменению климата.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

453


Актуально