МУГАМ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ
Эльдар Искендеров: "Моя мечта - возродить жизнь виолончели в Азербайджане до такого уровня, когда в Баку будут проводить фестивали виолончелистов"
Автор: Эля ЭНВЕРЛИ Баку
Есть люди, которые трудятся на ниве творчества не покладая рук, даже не задумываясь о том, что эта работа может быть вознаграждена сторицей. Эти люди настолько сильно любят и ценят творчество, которому они себя посвятили, что буквально растворяются в нем. Народного артиста Азербайджана, виолончелиста Эльдара Искендерова вполне справедливо можно причислить именно к таким фанатам своего дела. В настоящее время он является профессором Стамбульской государственной консерватории и проживает в Турции. Искендеров - автор книги "Семь классических азербайджанских мугамов", основное содержание которой - нотное переложение для виолончели инструментального мугама-дестгяха по версии знатока мугама, кяманчиста Арифа Асадуллаева. В целом азербайджанская виолончельная школа высоко котируется в мире. Смело можно утверждать, что это произошло не только благодаря отцу и сыну Ростроповичам и азербайджанским преподавателям-виолончелистам Исааку Туричу, Владимиру Аншелевичу, а также Сабиру Алиеву, но и Эльдару Искендерову. В интервью R+ он рассказал о своей жизни, рабочих планах и т.д.
- Расскажите немного о себе, своей семье и учителях. Вы родились в музыкальной семье?
- Нет. Отец, Гусейн Искендеров, был министром автомобильного транспорта, затем секретарем ЦК, начальником отдела Госплана Азербайджанской ССР. Мать - Сугра Гаибова, была одной из первых женщин-депутатов Азербайджана, нефтяником-стахановцем. Словом, родители мои были весьма далеки от искусства по роду своей деятельности, но отнюдь не по душевной склонности - у нас в доме всегда были в чести и классическая музыка, и балет, и живопись...
Что касается учителей, то в музыкальной школе-десятилетке первые уроки мастерства получил я от Владимира Цезаревича Аншелевича, коньком которого было техническое совершенство игры на инструменте. Затем в течение двух лет мастером моим был Исаак Турич - ученик знаменитого Семена Козолупова, приглашенного в нашу консерваторию Узеиром Гаджибековым в 1940-е годы. Именно от Турича узнал я многие тайны звукоизвлечения и научился осмысленно подходить к исполнению каждого музыкального произведения, за короткий срок под его наставничеством переиграв гору виолончельной литературы. Наконец, Сабир Алиев, у которого я семь лет учился в школе, а потом в консерватории, блестящий виолончелист и несравненной души человек, благодарность и любовь к которому я сохраню до конца моих дней... Жизнь учителя - это всегда неоконченная соната, которую обязаны продолжать его ученики. Долг этот я старался прилежно блюсти в течение всех лет, прошедших со времени безвременной смерти Сабир муаллима...
Я хотел бы создать по примеру своего любимого наставника ансамбль виолончелистов. Именно в период обучения в его классе я стал лауреатом Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей, а также был удостоен Почетной грамоты на Всесоюзном конкурсе виолончелистов. Ну а затем, после окончания Бакинской консерватории, я совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории им. П.И.Чайковского у великолепного профессионала Татьяны Прийменко. Мне, признаться, всегда везло на учителей.
- Кроме исполнительской и педагогической деятельности вы еще издаете сборники переложений азербайджанских музыкальных произведений для виолончели. Насколько западные инструменты годны для полноценного воспроизведения специфически ориентальной музыки?
- Да, в сборнике "Семь азербайджанских классических мугамов" для виолончели соло я постарался максимально продемонстрировать технические возможности родного мне инструмента. Пициккато, глиссандо, флажолето, двойные ноты… Еще Узеир Гаджибеков говорил о возможности и необходимости переложения мугамов для европейских инструментов. Могу сказать, что инструменты эти необычайно богаты и своими техническими возможностями, и тембрально. Так, Гаджибеков наиболее подходящими считал, в первую очередь, трубу и тромбон - с их яркими и фанфарными звуками они хороши для исполнения мугама "Раст". В то же время мягкое звучание валторны и низкий глубокий тембр фагота превосходно передают звучание и характер мугама "Шур". Наиболее приближенным инструментом к кяманче является скрипка. Благодаря только ей присущему сочному и яркому звуку и особенному тембру каждой струны мугам "Сегях", исполняемый на скрипке, звучит очень впечатляюще. Более грустный, с чуть приглушенным матовым звучанием альт прекрасно подходит для исполнения мугама "Чахаргях". Виолончель же с ее уникальным чарующим, волшебным звуком и дивным тембром буквально создана для исполнения мугамов "Шуштер", "Баяты-Шираз" и "Хумаюн"... Исследователь азербайджанской народной музыки профессор Мамед Салех Исмайлов образно назвал мугам-дестгях монументальным музыкальным храмом. Составляющие дестгях "разделы" и "гюше" он сравнил с колоннами храма, а используемые при его исполнении различные виды мелизмов - своего рода "архитектурным" декором. Но любой храм, для того чтобы он сохранил свою величественность, рано или поздно подлежит реконструкции. И мугам в этом смысле не может быть исключением. Что касается книг, то тоже впервые изданы "Произведения азербайджанских композиторов для виолончели и фортепиано" в двух томах, а также "Дуэты для двух виолончелей для начинающих" и "Первые шаги на виолончели". Презентация сборников прошла в Азербайджанском государственном музее музыкальной культуры и вызвала большой интерес. Играли юные виолончелисты.
- Вам посчастливилось общаться с выдающимися музыкантами Ниязи, Мстиславом Ростроповичем. Что вспоминается?
- Я играл в симфоническом оркестре под руководством Ниязи. Помню его магические руки, за которыми неотрывно следуешь, забывая обо всем. А своему кумиру Ростроповичу по просьбе Минкультуры я даже однажды одолжил свой инструмент во время его пребывания в Баку. И никогда не забуду, как он помог мне справиться с технически сложным эпизодом концерта, посоветовав спеть, не прерывая игры, партию флейты. И все технически разрешилось. Вот такой это был гениальный человек во всем. При большой загруженности он успевал репетировать с оркестром, давать мастер-классы и за 5 вечеров сыграть 10 легендарных концертов, в которых не повторялось ни одно из произведений. Феноменально!
- Известно, что вы участвуете в так называемом оркестре трех морей. Расскажите об этом поподробнее…
- В Текфеновском "объединенном оркестре дружбы" собраны лучшие музыканты из 23 стран мира. В нем каждый музыкант - солист и может солировать с этим оркестром. Для него пишут произведения, включая народные инструменты, известные композиторы. Общаешься с разными музыкантами, обмениваешься впечатлениями и нотами. Настоящая дружба музыкантов. Заранее нам высылаются ноты для ознакомления с репертуаром, затем встречаемся обычно в Стамбуле, репетируем и отправляемся в гастрольное турне.
- Вы были первым исполнителем сочинений Фикрета Амирова, Ашрафа Аббасова, Севды Ибрагимовой, Азера Рзаева, Фарханга Гусейнова, а также других азербайджанских композиторов. Пластинки, диски, бесконечные гастроли по разным странам... Репертуар, включающий в себя Телемана, Вивальди, Гайдна, Чайковского, Шостаковича... Вами переложены для виолончели сочинения многих величайших композиторов, в частности Моцарта, Паганини, К.Караева... Как на все это хватает времени?
- Можете к этому прибавить преподавательскую деятельность... Все то, чем я занимаюсь, составляет главный смысл моей жизни. Когда что-то сильно любишь, предмету своей любви служить бывает необременительно и... сладко. В Турции, к примеру, высок интерес к музыкальному искусству, и в частности к виолончели. Пожалуй, к увеличению репертуара виолончели из азербайджанских сочинений я и готовлю свои сборники, которые зачастую издаю на свои средства. Я это делаю для всех музыкантов, чтобы показать красоту и совершенство этого прекрасного инструмента и азербайджанской музыки.
- В гастролях по Бельгии и Голландии, Франции и Англии, Германии и Испании, Японии и США вы выступали в престижных залах. Наверняка происходили курьезные случаи, которые так любят рассказывать музыканты…
- Выезжая на гастроли струнным квартетом за границу, мы всегда берем не 4 авиабилета, а 5 в расчете один для виолончели. Тогда, в советское время, нам делалась скидка, которая почему-то не распространялась на виолончель. И на вопрос - почему, ответили резонно: она не гражданка СССР. Зато на обратном пути в лондонском аэропорту Хитроу меня спросили, где ваша дама, я указал на футляр с виолончелью. А они не хотели пропускать инструмент в самолет, объясняя это тем, что это не миссис Виолончель, а челло (так там зовется виолончель).
- Однако шутки шутками, а если серьезно - каковы планы, проекты?
- Намечаются концерты в Польше, заканчиваю переложение сонат Паганини для двух гитар и виолончели, с которыми я и мои ученики примем участие в гитарном фестивале в Турции.
- Вы фанат своего дела, считаете ли вы себя счастливым человеком?
- Все мне удается с трудом, но я всегда стремлюсь завершить начатое. Но есть у меня одна мечта - возродить жизнь виолончели в Азербайджане до такого высокого уровня, когда можно будет в Баку проводить международные конкурсы и фестивали виолончелистов. Для этого я и тружусь, помогаю бакинским музыкантам, провожу мастер-классы, издаю оригинальные переложения для виолончели и редактирую новые произведения азербайджанских авторов.
- Кроме высокопрофессионального занятия музыкой вы не менее профессионально занимаетесь шашками (кандидат в мастера спорта), горным туризмом, филателией, публицистикой.
- По моему мнению, любой творческой личности надо периодически разнообразить свои занятия. Так сохраняется свежесть восприятия мира.
- А кого особенно вы любите играть?
- Баха... Его музыка строга и вместе с тем возвышенна. Для меня самое главное в Бахе - его современность. А современен он тем, что в музыке его нет места случайному и преходящему. Чувство Баха устремлено в будущее, и потому музыка его не знает горизонтов.
- А что, по-вашему, самое главное для исполнителя?
- Искренность.
- Каковы напутствия юным музыкантам…
- Цените своих педагогов, домашние занятия стройте с умом. Ведь трудолюбие - это тот же талант. Трудиться и еще раз трудиться.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:




210












