14 Декабря 2025

Воскресенье, 14:05

МУГАМ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ

Эльдар Искендеров: "Моя мечта - возродить жизнь виолончели в Азербайджане до такого уровня, когда в Баку будут проводить фестивали виолончелистов"

Автор:

28.07.2015

Есть лю­ди, ко­то­рые тру­дят­ся на ни­ве твор­че­с­т­ва не по­кла­дая рук, да­же не за­ду­мы­ва­ясь о том, что эта ра­бо­та мо­жет быть воз­на­граж­де­на сто­ри­цей. Эти лю­ди на­столь­ко силь­но лю­бят и це­нят твор­че­с­т­во, ко­то­ро­му они се­бя по­свя­ти­ли, что бу­к­валь­но рас­тво­ря­ют­ся в нем. На­род­но­го ар­ти­с­та Азер­бай­джа­на, ви­о­лон­че­ли­с­та Эль­да­ра Ис­кен­де­ро­ва впол­не спра­вед­ли­во можно при­чис­лить имен­но к та­ким фа­на­там сво­е­го де­ла. В на­сто­я­щее вре­мя он яв­ля­ет­ся про­фес­со­ром Стам­буль­ской го­су­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии и про­жи­ва­ет в Тур­ции. Ис­кен­де­ров - ав­тор кни­ги "Семь клас­си­че­с­ких азер­бай­джан­ских му­га­мов", ос­нов­ное со­дер­жа­ние ко­то­рой - нот­ное пе­ре­ло­же­ние для ви­о­лон­че­ли ин­стру­мен­таль­но­го му­га­ма-дест­гя­ха по вер­сии зна­то­ка му­га­ма, кя­ман­чи­с­та Ари­фа Аса­дул­ла­е­ва. В це­лом азер­бай­джан­ская ви­о­лон­чель­ная шко­ла вы­со­ко ко­ти­ру­ет­ся в ми­ре. Сме­ло мож­но ут­вер­ждать, что это про­изо­шло не толь­ко бла­го­да­ря от­цу и сы­ну Ро­с­т­ро­по­ви­чам и азер­бай­джан­ским пре­по­да­ва­те­лям-ви­о­лон­че­ли­с­там Иса­а­ку Ту­ри­чу, Вла­ди­ми­ру Ан­ше­ле­ви­чу, а так­же Са­би­ру Али­е­ву, но и Эль­да­ру Ис­кен­де­ро­ву. В ин­тер­вью R+ он рас­ска­зал о сво­ей жиз­ни, ра­бо­чих пла­нах и т.д.

- Рас­ска­жи­те не­мно­го о се­бе, сво­ей се­мье и учи­те­лях. Вы ро­ди­лись в му­зы­каль­ной се­мье?

- Нет. От­ец, Гу­сейн Ис­кен­де­ров, был ми­ни­с­т­ром ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, за­тем се­к­ре­та­рем ЦК, на­чаль­ни­ком от­де­ла Гос­пла­на Азер­бай­джан­ской ССР. Мать - Су­г­ра Га­и­бо­ва, бы­ла од­ной из пер­вых жен­щин-де­пу­та­тов Азер­бай­джа­на, неф­тя­ни­ком-ста­ха­нов­цем. Сло­вом, ро­ди­те­ли мои бы­ли весь­ма да­ле­ки от ис­кус­ства по ро­ду сво­ей де­я­тель­но­с­ти, но от­нюдь не по ду­шев­ной склон­но­с­ти - у нас в до­ме все­г­да бы­ли в че­с­ти и клас­си­че­с­кая му­зы­ка, и ба­лет, и жи­во­пись...

Что ка­са­ет­ся учи­те­лей, то в му­зы­каль­ной шко­ле-де­ся­ти­лет­ке пер­вые уро­ки ма­с­тер­ства по­лу­чил я от Вла­ди­ми­ра Це­за­ре­ви­ча Ан­ше­ле­ви­ча, конь­ком ко­то­ро­го бы­ло тех­ни­че­с­кое со­вер­шен­ство иг­ры на ин­стру­мен­те. За­тем в те­че­ние двух лет ма­с­те­ром мо­им был Иса­ак Ту­рич - уче­ник зна­ме­ни­то­го Се­ме­на Ко­зо­лу­по­ва, при­гла­шен­но­го в на­шу кон­сер­ва­то­рию Узе­и­ром Га­джи­бе­ко­вым в 1940-е го­ды. Имен­но от Ту­ри­ча уз­нал я мно­гие тай­ны зву­ко­из­вле­че­ния и на­учил­ся ос­мыс­лен­но под­хо­дить к ис­пол­не­нию каж­до­го му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния, за ко­рот­кий срок под его на­став­ни­че­с­т­вом пе­ре­иг­рав го­ру ви­о­лон­чель­ной ли­те­ра­ту­ры. На­ко­нец, Са­бир Али­ев, у ко­то­ро­го я семь лет учил­ся в шко­ле, а по­том в кон­сер­ва­то­рии, бле­с­тя­щий ви­о­лон­че­лист и не­срав­нен­ной ду­ши че­ло­век, бла­го­дар­ность и лю­бовь к ко­то­ро­му я со­хра­ню до кон­ца мо­их дней... Жизнь учи­те­ля - это все­г­да не­окон­чен­ная со­на­та, ко­то­рую обя­за­ны про­дол­жать его уче­ни­ки. Долг этот я ста­рал­ся при­леж­но блю­с­ти в те­че­ние всех лет, про­шед­ших со вре­ме­ни без­вре­мен­ной смер­ти Са­бир му­ал­ли­ма...

Я хо­тел бы со­здать по при­ме­ру сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка ан­самбль ви­о­лон­че­ли­с­тов. Имен­но в пе­ри­од обу­че­ния в его клас­се я стал ла­у­ре­а­том За­кав­каз­ско­го кон­кур­са му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей, а так­же был удо­с­то­ен По­чет­ной гра­мо­ты на Все­со­юз­ном кон­кур­се ви­о­лон­че­ли­с­тов. Ну а за­тем, пос­ле окон­ча­ния Ба­кин­ской кон­сер­ва­то­рии, я со­вер­шен­ство­вал­ся в ас­пи­ран­ту­ре Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии им. П.И.Чай­ков­ско­го у ве­ли­ко­леп­но­го про­фес­си­о­нала Та­ть­я­ны Прий­мен­ко. Мне, при­знать­ся, все­г­да вез­ло на учи­те­лей.

- Кро­ме ис­пол­ни­тель­ской и пе­да­го­ги­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти вы еще из­да­е­те сбор­ни­ки пе­ре­ло­же­ний азер­бай­джан­ских му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний для ви­о­лон­че­ли. На­сколь­ко за­пад­ные ин­стру­мен­ты год­ны для пол­но­цен­но­го вос­про­из­ве­де­ния спе­ци­фи­че­с­ки ори­ен­таль­ной му­зы­ки?

- Да, в сбор­ни­ке "Семь азер­бай­джан­ских клас­си­че­с­ких му­га­мов" для ви­о­лон­че­ли со­ло я по­ста­рал­ся мак­си­маль­но про­де­мон­стри­ро­вать тех­ни­че­с­кие воз­мож­но­с­ти род­но­го мне ин­стру­мен­та. Пи­цик­ка­то, глис­сан­до, фла­жо­ле­то, двой­ные но­ты… Еще Узе­ир Га­джи­бе­ков го­во­рил о воз­мож­но­с­ти и не­об­хо­ди­мо­с­ти пе­ре­ло­же­ния му­га­мов для ев­ро­пей­ских ин­стру­мен­тов. Мо­гу ска­зать, что ин­стру­мен­ты эти не­обы­чай­но бо­га­ты и сво­и­ми тех­ни­че­с­ки­ми воз­мож­но­с­тя­ми, и тем­браль­но. Так, Га­джи­бе­ков на­ибо­лее под­хо­дя­щи­ми счи­тал, в пер­вую оче­редь, тру­бу и тром­бон - с их яр­ки­ми и фан­фар­ны­ми зву­ка­ми они хо­ро­ши для ис­пол­не­ния му­га­ма "Раст". В то же вре­мя мяг­кое зву­ча­ние вал­тор­ны и низ­кий глу­бо­кий тембр фа­го­та пре­вос­ход­но пе­ре­да­ют зву­ча­ние и ха­рак­тер му­га­ма "Шур". На­ибо­лее при­бли­жен­ным ин­стру­мен­том к кя­ман­че яв­ля­ет­ся скрип­ка. Бла­го­да­ря толь­ко ей при­су­ще­му соч­но­му и яр­ко­му зву­ку и осо­бен­но­му тем­бру каж­дой стру­ны му­гам "Се­гях", ис­пол­ня­е­мый на скрип­ке, зву­чит очень впе­чат­ля­ю­ще. Бо­лее гру­ст­ный, с чуть при­глу­шен­ным ма­то­вым зву­ча­ни­ем альт пре­крас­но под­хо­дит для ис­пол­не­ния му­га­ма "Ча­хар­гях". Ви­о­лон­чель же с ее уни­каль­ным ча­ру­ю­щим, вол­шеб­ным зву­ком и див­ным тем­бром бу­к­валь­но со­зда­на для ис­пол­не­ния му­га­мов "Шу­ш­тер", "Ба­я­ты-Ши­раз" и "Ху­ма­юн"... Ис­сле­до­ва­тель азер­бай­джан­ской на­род­ной му­зы­ки про­фес­сор Ма­мед Са­лех Ис­май­лов об­раз­но на­звал му­гам-дест­гях мо­ну­мен­таль­ным му­зы­каль­ным хра­мом. Со­став­ля­ю­щие дест­гях "раз­де­лы" и "гю­ше" он срав­нил с ко­лон­на­ми хра­ма, а ис­поль­зу­е­мые при его ис­пол­не­нии раз­лич­ные ви­ды ме­лиз­мов - сво­е­го ро­да "ар­хи­тек­тур­ным" де­ко­ром. Но лю­бой храм, для то­го что­бы он со­хра­нил свою ве­ли­че­с­т­вен­ность, ра­но или позд­но под­ле­жит ре­кон­струк­ции. И му­гам в этом смыс­ле не мо­жет быть ис­клю­че­ни­ем. Что ка­са­ет­ся книг, то то­же впер­вые из­да­ны "Про­из­ве­де­ния азер­бай­джан­ских ком­по­зи­то­ров для ви­о­лон­че­ли и фор­те­пи­а­но" в двух то­мах, а так­же "Ду­э­ты для двух ви­о­лон­че­лей для на­чи­на­ю­щих" и "Пер­вые ша­ги на ви­о­лон­че­ли". Пре­зен­та­ция сбор­ни­ков про­шла в Азер­бай­джан­ском го­су­дар­ствен­ном му­зее му­зы­каль­ной куль­ту­ры и вы­зва­ла боль­шой ин­те­рес. Иг­ра­ли юные ви­о­лон­че­ли­с­ты.

- Вам по­счаст­ли­ви­лось об­щать­ся с вы­да­ю­щи­ми­ся му­зы­кан­та­ми Ни­я­зи, Мстис­ла­вом Ро­с­т­ро­по­ви­чем. Что вспо­ми­на­ет­ся?

- Я иг­рал в сим­фо­ни­че­с­ком ор­ке­с­т­ре под ру­ко­вод­ством Ни­я­зи. По­мню его ма­ги­че­с­кие ру­ки, за ко­то­ры­ми не­от­рыв­но сле­ду­ешь, за­бы­вая обо всем. А сво­е­му ку­ми­ру Ро­с­т­ро­по­ви­чу по прось­бе Мин­куль­ту­ры я да­же од­наж­ды одол­жил свой ин­стру­мент во вре­мя его пре­бы­ва­ния в Ба­ку. И ни­ко­г­да не за­бу­ду, как он по­мог мне спра­вить­ся с тех­ни­че­с­ки слож­ным эпи­зо­дом кон­цер­та, по­со­ве­то­вав спеть, не пре­ры­вая иг­ры, пар­тию флей­ты. И все тех­ни­че­с­ки раз­ре­ши­лось. Вот та­кой это был ге­ни­аль­ный че­ло­век во всем. При боль­шой за­гру­жен­но­с­ти он ус­пе­вал ре­пе­ти­ро­вать с ор­ке­с­т­ром, да­вать ма­с­тер-клас­сы и за 5 ве­че­ров сы­г­рать 10 ле­ген­дар­ных кон­цер­тов, в ко­то­рых не по­вто­ря­лось ни од­но из про­из­ве­де­ний. Фе­но­ме­наль­но!

- Из­ве­ст­но, что вы уча­с­т­ву­е­те в так на­зы­ва­е­мом ор­ке­с­т­ре трех мо­рей. Рас­ска­жи­те об этом по­по­дроб­нее…

- В Тек­фе­нов­ском "объ­еди­нен­ном ор­ке­с­т­ре друж­бы" со­бра­ны луч­шие му­зы­кан­ты из 23 стран ми­ра. В нем каж­дый му­зы­кант - со­лист и мо­жет со­ли­ро­вать с этим ор­ке­с­т­ром. Для не­го пи­шут про­из­ве­де­ния, вклю­чая на­род­ные ин­стру­мен­ты, из­ве­ст­ные ком­по­зи­то­ры. Об­ща­ешь­ся с раз­ны­ми му­зы­кан­та­ми, об­ме­ни­ва­ешь­ся впе­чат­ле­ни­я­ми и но­та­ми. На­сто­я­щая друж­ба му­зы­кан­тов. За­ра­нее нам вы­сы­ла­ют­ся но­ты для оз­на­ком­ле­ния с ре­пер­ту­а­ром, за­тем встре­ча­ем­ся обыч­но в Стам­бу­ле, ре­пе­ти­ру­ем и от­прав­ля­ем­ся в га­с­т­ро­льное тур­не.

- Вы бы­ли пер­вым ис­пол­ни­те­лем со­чи­не­ний Фи­к­ре­та Ами­ро­ва, Аш­ра­фа Аб­ба­со­ва, Сев­ды Иб­ра­ги­мо­вой, Азе­ра Рза­е­ва, Фар­хан­га Гу­сей­но­ва, а так­же дру­гих азер­бай­джан­ских ком­по­зи­то­ров. Пла­с­тин­ки, ди­с­ки, бес­ко­неч­ные га­с­т­ро­ли по раз­ным стра­нам... Ре­пер­ту­ар, вклю­ча­ю­щий в се­бя Те­ле­ма­на, Ви­валь­ди, Гай­дна, Чай­ков­ско­го, Шо­с­та­ко­ви­ча... Ва­ми пе­ре­ло­же­ны для ви­о­лон­че­ли со­чи­не­ния мно­гих ве­ли­чай­ших ком­по­зи­то­ров, в ча­ст­но­с­ти Мо­цар­та, Па­га­ни­ни, К.Ка­ра­е­ва... Как на все это хва­та­ет вре­ме­ни?

- Мо­же­те к это­му при­ба­вить пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность... Все то, чем я за­ни­ма­юсь, со­став­ля­ет глав­ный смысл мо­ей жиз­ни. Ко­г­да что-то силь­но лю­бишь, пред­ме­ту сво­ей люб­ви слу­жить бы­ва­ет не­об­ре­ме­ни­тель­но и... слад­ко. В Тур­ции, к при­ме­ру, вы­сок ин­те­рес к му­зы­каль­но­му ис­кус­ству, и в ча­ст­но­с­ти к ви­о­лон­че­ли. По­жа­луй, к уве­ли­че­нию ре­пер­ту­а­ра ви­о­лон­че­ли из азер­бай­джан­ских со­чи­не­ний я и го­тов­лю свои сбор­ни­ки, ко­то­рые за­ча­с­тую из­даю на свои сред­ства. Я это де­лаю для всех му­зы­кан­тов, что­бы по­ка­зать кра­со­ту и со­вер­шен­ство это­го пре­крас­но­го ин­стру­мен­та и азер­бай­джан­ской му­зы­ки.

- В га­с­т­ро­лях по Бель­гии и Гол­лан­дии, Фран­ции и Ан­г­лии, Гер­ма­нии и Ис­па­нии, Япо­нии и США вы вы­сту­па­ли в пре­стиж­ных за­лах. На­вер­ня­ка про­ис­хо­ди­ли ку­рь­ез­ные слу­чаи, ко­то­рые так лю­бят рас­ска­зы­вать му­зы­кан­ты…

- Вы­ез­жая на га­с­т­ро­ли струн­ным квар­те­том за гра­ни­цу, мы все­г­да бе­рем не 4 авиа­би­ле­та, а 5 в рас­че­те один для ви­о­лон­че­ли. То­г­да, в со­вет­ское вре­мя, нам де­ла­лась скид­ка, ко­то­рая по­че­му-то не рас­про­стра­ня­лась на ви­о­лон­чель. И на во­прос - по­че­му, от­ве­ти­ли ре­зон­но: она не граж­дан­ка СССР. За­то на об­рат­ном пу­ти в лон­дон­ском аэ­ро­пор­ту Хи­т­роу ме­ня спро­си­ли, где ва­ша да­ма, я ука­зал на фут­ляр с ви­о­лон­че­лью. А они не хо­те­ли про­пу­с­кать ин­стру­мент в са­мо­лет, объ­яс­няя это тем, что это не мис­сис Ви­о­лон­чель, а чел­ло (так там зо­вет­ся ви­о­лон­чель).

- Од­на­ко шут­ки шут­ка­ми, а ес­ли се­рь­ез­но - ка­ко­вы пла­ны, про­ек­ты?

- На­ме­ча­ют­ся кон­цер­ты в Поль­ше, за­кан­чи­ваю пе­ре­ло­же­ние со­нат Па­га­ни­ни для двух ги­тар и ви­о­лон­че­ли, с ко­то­ры­ми я и мои уче­ни­ки при­мем уча­с­тие в ги­тар­ном фе­с­ти­ва­ле в Тур­ции.

- Вы фа­нат сво­е­го де­ла, счи­та­е­те ли вы се­бя счаст­ли­вым че­ло­ве­ком?

- Все мне уда­ет­ся с тру­дом, но я все­г­да стрем­люсь за­вер­шить на­ча­тое. Но есть у ме­ня од­на меч­та - воз­ро­дить жизнь ви­о­лон­че­ли в Азер­бай­джа­не до та­ко­го вы­со­ко­го уров­ня, ко­г­да мож­но бу­дет в Ба­ку про­во­дить меж­ду­на­род­ные кон­кур­сы и фе­с­ти­ва­ли ви­о­лон­че­ли­с­тов. Для это­го я и тру­жусь, по­мо­гаю ба­кин­ским му­зы­кан­там, про­во­жу ма­с­тер-клас­сы, из­даю ори­ги­наль­ные пе­ре­ло­же­ния для ви­о­лон­че­ли и ре­дак­ти­рую но­вые про­из­ве­де­ния азер­бай­джан­ских ав­то­ров.

- Кро­ме вы­со­ко­про­фес­си­о­наль­но­го за­ня­тия му­зы­кой вы не ме­нее про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­е­тесь шаш­ка­ми (кан­ди­дат в ма­с­те­ра спор­та), гор­ным ту­риз­мом, фи­ла­те­ли­ей, пуб­ли­ци­с­ти­кой.

- По мо­е­му мне­нию, лю­бой твор­че­с­кой лич­но­с­ти на­до пе­ри­оди­че­с­ки раз­но­об­ра­зить свои за­ня­тия. Так со­хра­ня­ет­ся све­жесть вос­при­ятия ми­ра.

- А ко­го осо­бен­но вы лю­би­те иг­рать?

- Ба­ха... Его му­зы­ка стро­га и вме­с­те с тем воз­вы­шен­на. Для ме­ня са­мое глав­ное в Ба­хе - его со­вре­мен­ность. А со­вре­ме­нен он тем, что в му­зы­ке его нет ме­с­та слу­чай­но­му и пре­хо­дя­ще­му. Чув­ство Ба­ха ус­т­рем­ле­но в бу­ду­щее, и по­то­му му­зы­ка его не зна­ет го­ри­зон­тов.

- А что, по-ва­ше­му, са­мое глав­ное для ис­пол­ни­те­ля?

- Ис­крен­ность.

- Ка­ко­вы на­пут­ствия юным му­зы­кан­там…

- Це­ни­те сво­их пе­да­го­гов, до­маш­ние за­ня­тия строй­те с умом. Ведь тру­до­лю­бие - это тот же та­лант. Тру­дить­ся и еще раз тру­дить­ся.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

210


Актуально