25 Ноября 2024

Понедельник, 18:50

ПРОВОКАЦИЯ У "СТОРОЖЕВОЙ ГОРЫ"

Силы, желающие помешать развитию Азербайджана и Грузии, прибегают к помощи пещерного национализма

Автор:

15.05.2019

Стратегическое партнерство и добрососедские отношения между Азербайджаном и Грузией переживают очередное испытание на прочность. На сей раз это вызвано искусственно раздутой напряженностью вокруг приграничного храмового комплекса Кешикчидаг. 

 

Храм на "Сторожевой горе"

Храмовый комплекс Кешикчидаг, что в переводе с азербайджанского означает "Сторожевая гора", или Давид Гареджи, как его называет грузинская сторона, разделен холмами на две части. Он включает в себя многочисленные исторические, архитектурные и религиозные объекты, которые буквально рассыпаны на 25-километровом участке азербайджано-грузинской границы. Монастыри Кешикчидага являются наследием одного из древних государств на территории Азербайджана - Кавказской Албании, которая, кстати, первой в истории возвела христианство в ранг официальной религии. С принятием ислама большинство населения Азербайджана потеряло интерес к этой святыне, позиции Албанской церкви значительно ослабли. Однако в правовом отношении данный процесс нашел свое, так сказать, логическое завершение после завоевания Южного Кавказа Россией и упразднения Албанской церкви указом российского императора Николая I.

В 1995 году, спустя несколько лет после восстановления Азербайджаном и Грузией своей независимости, стороны приступили к переговорам по делимитации государственной границы. До окончательного оформления делимитации было решено считать, что государственная граница проходит по существовавшей в период СССР бывшей административной пограничной линии. Государственные комиссии обеих стран согласовали делимитацию 66% границы (314 из 480 км госграницы), и в настоящее время продолжается переговорный процесс с целью окончательного определения пограничной линии.

 

Делимитация границы необходима

В целом совершенно безоблачную ситуацию на азербайджано-грузинской границе накалили сообщения ряда грузинских СМИ о временном ограничении азербайджанскими пограничниками доступа к монастырскому комплексу Кешикчидаг. Примечательно, что при этом не называлась причина подобного решения Баку, вследствие которого грузинские священнослужители и паломники буквально на считанные дни оказались лишены возможности посещать христианскую святыню. Более того, страсти не улеглись даже после снятия этого ограничения спустя короткое время, что окончательно убедило в том, что определенные силы в Грузии во что бы то ни стало пытаются подтолкнуть две дружественные страны к обострению взаимоотношений.

Между тем Азербайджан изначально дал понять, что принятое решение о кратковременном ограничении доступа к комплексу Кешикчидаг никоим образом не направлено против грузинской стороны. И то спокойствие, с которым азербайджанские пограничники выполнили данную задачу, лишь подтвердило правдивость данного утверждения, суть которого в следующем: Баку в принципе не совершает шагов, ущемляющих интересы Тбилиси как своего ближайшего соседа и партнера. Уместно привести в этой связи мнение председателя Национального конгресса азербайджанцев Грузии Али Бабаева, согласно которому руководство Азербайджана могло принять решение о временном закрытии участка границы на время проведения в Баку "Формулы-1", "в контртеррористических целях, чтобы не допустить возможного проникновения на территорию Азербайджана злоумышленников, действующих в интересах одного из сопредельных государств". Иными словами, решение Азербайджана мотивируется соображениями безопасности, что, само собой разумеется, не идет вразрез с интересами дружественной Грузии. Тем более что какого-либо реального повода для демонстрации силы, чреватой эскалацией напряженности вокруг Кешикчидага, не было и нет.

Азербайджан всегда подходил к данному вопросу исключительно в духе дружбы и добрососедства. Баку с должным уважением относится к почитанию древнеалбанского монастырского комплекса христианами соседней Грузии. Поэтому, делая исключение из правил, Азербайджан разрешает грузинским священникам и паломникам свободно переходить границу и посещать храмы Кешикчидага. Равно как и признает необходимость скорейшего решения вопроса делимитации азербайджано-грузинской границы. 

К слову, 14 мая в Баку состоялась первая рабочая встреча председателей комиссий по делимитации государственной границы Грузии и Азербайджана. От Грузии во встрече принимал участие спецпредставитель премьер-министра, первый заместитель главы МИД Лаша Дарсалия, а от Азербайджана - замминистра иностранных дел, спецпредставитель президента страны Халаф Халафов. По итогам встречи, как сообщает грузинский МИД, "стороны выразили готовность к конструктивному подходу по ведению переговоров и подчеркнули необходимость учитывать в рабочем процессе добрососедские отношения и стратегическое партнерство двух стран. И, что особенно важно, Халафов и Дарсалия подчеркнули неприемлемость провокаций вокруг храмового комплекса Кешикчидаг.

По сообщению пресс-службы внешнеполитического ведомства Азербайджана, в ходе встречи замминистров иностранных дел было принято решение о проведении очередного заседания госкомиссий по делимитации азербайджано-грузинской государственной границы в последнюю декаду мая. МИД Азербайджана отмечает, что госкомиссиями до сих пор проведено 11 заседаний. В рамках этого процесса стороны согласовали 314 из 480 км азербайджано-грузинской государственной границы. "В настоящее время на экспертном уровне ведется работа над участком протяженностью 166 км", - сообщает "Интерфакс-Азербайджан" со ссылкой на пресс-службу МИД. 

Внешнеполитическое ведом-ство отмечает, что в преддверии Пасхи грузинские пограничники обратились к азербайджанской стороне с просьбой обеспечить упрощенный проход в государственный историко-культурный заповедник Азербайджана Кешикчидаг.

"Согласно духу тесных отношений сотрудничества с Грузией азербайджанская сторона положительно ответила на это обращение. Грузинская сторона обратилась к Азербайджану с новым обращением о сохранении того же режима и на следующей неделе. Азербайджанская сторона с пониманием отнеслась и к этому обращению, заявив о необходимости завершения работ по делимитации в кратчайшие сроки", - отмечает МИД Азербайджана.

"Наши ожидания заключаются в том, что вопросы делимитации азербайджано-грузинской государственной границы завершатся в кратчайшие сроки", - отмечается в сообщении.

В Азербайджане с одобрением восприняли заявление, озвученное президентом Грузии Саломе Зурабишвили в ходе ее недавнего визита в Баку: "Опираясь на нашу дружбу, мы пришли к решению поручить комиссии по делимитации возобновить свою работу и завершить ее. Граница тоже является объединяющим нас фактором. Надеюсь, что данный вопрос будет решен на основе наших дружественных связей". Однако при этом нельзя не заметить, что ситуация вокруг Кешикчидага обострилась в конце апреля сразу после того, как грузинский лидер посетила приграничную зону и призвала к скорейшей демаркации границы.

 

Опасная игра

Вполне возможно, что именно поездку С.Зурабишвили на гору Кешикчидаг и сделанное ею заявление некоторые политические круги Грузии восприняли как некий призыв к действию. Однако их интерпретация, мягко говоря, не совпала с духом азербайджано-грузинских отношений. 

Бывший депутат парламента Грузии Шалва Нателашвили в ходе посещения границы с Азербайджаном сделал ряд оскорбительных в отношении азербайджанцев заявлений. А другой отставной политик - бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили отметился антиазербайджанскими высказываниями в соцсетях, где, в частности, напомнил о том, как в 2005 году он "грозился выдворить из Грузии 500 000 азербайджанцев".

Другое событие - акция "Живая цепь", преследовавшая, по словам ее активистов, цель показать, что, дескать, территория Кешикчидага является "исторической частью Грузии". То же можно сказать и об анонсированном движением "Сила в единстве" "патрулировании на территории Давида Гареджи". При этом организаторы этих акций, лицемерно ссылаясь на добрососедство между Азербайджаном и Грузией, тем не менее, так и не разъяснили, зачем они поднимают такой шум из ничего, если действительно не добиваются ухудшения двусторонних отношений? 

Ключевой момент в данном вопросе заключается в следующем: является ли всплеск антиазербайджанских настроений в Грузии исключительно собственной инициативой авторов действий и заявлений, направленных против интересов обеих стран? Отвечая на этот вопрос, некоторые аналитики не исключают, что вся эта антиазербайджанская истерия может быть развернута как раз с подачи грузинских властей. В качестве обоснования указывается на масштабность и синхронность провокационных действий, которые предпринимаются при молчаливом согласии Тбилиси. Сторонники этой версии также напоминают, что приход новых лиц в грузинское руководство не впервые сопровождается антиазербайджанскими демаршами, преследующими цель добиться от Баку тех или иных экономических преференций. 

Кстати, о преференциях. Провокаторы, якобы отбивающие приграничный храм у Азербайджана, забывают о множестве храмов Грузии, которые бесплатно отапливаются азербайджанским газом. Не это ли есть знак крайне почтительного отношения Баку к духу добрососедских отношений и духовным ценностям грузинского народа?! 

Интересно, что политические круги Грузии не проявляют аналогичную активность для противодействия Армянской церкви, которая претендует на сотни храмов Грузии. Напомним, что в январе 2015 года было обнародовано официальное письмо епархии Армянской апостольской церкви в Грузии на имя премьер-министра этой страны со списком 442 храмов, на которые претендует Эчмиадзин. При этом речь шла не только о храмах, но и об их землях - то есть колоссальной собственности на территории Грузии, которую Эчмиадзин хочет подчинить себе. 

Кстати, единственной стороной, которая всегда проявляла заинтересованность в ухудшении отношений между Грузией и Азербайджаном, является Армения. Возможно, и в данном вопросе она не только потирает руки на стороне. 

Не исключено и то, что свою лепту в направленные против Азербайджана вольности внесла также договоренность Тбилиси с российским "Газпромом" о закупке "голубого топлива" в малых объемах. Грузия не закупала газ у России с 2006 года. Идя на соглашение с "Газпромом", официальный Тбилиси объяснил его необходимостью диверсификации поставок "голубого топлива". И, возможно, в умах определенных грузинских сил подобный намек на диверсификацию породил неадекватные фантазии с ярко выраженным антиазербайджанским подтекстом. Причем эти круги совершенно не берут в расчет участие Грузии в продвигаемых Азербайджаном крупных энергетических и транспортно-коммуникационных проектах, миллиардные инвестиции Баку в грузинскую экономику. Не говоря уже о предоставленной Азербайджаном значительной морально-политической и финансово-экономической поддержке Грузии в самые драматические моменты ее новейшей истории.

Так стоит ли свеч вся эта опасная игра, чреватая подрывом дружбы и партнерства с Азербайджаном? При том, что абсолютно не оправдан расчет и на то, что антиазербайджанская истерия окажет давление на Баку. Исходя из нынешнего уровня грузино-азербайджанских отношений и официальной позиции сторон по вопросам делимитации границ, можно выразить уверенность, что Кешикчидаг станет не разъединяющим, а, наоборот, объединяющим фактором между двумя соседними странами.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

334


Актуально