25 Ноября 2024

Понедельник, 18:44

ЗНАКИ БЕЗЫСХОДНОСТИ

В Армении объявили о новом этапе «бархатной революции»

Автор:

01.06.2019

Правительство Никола Пашиняна заявило о начале второго этапа «бархатной революции» в Армении. Подобный анонс вызван очередным витком внутриполитической напряженности, поводом к которому стало освобождение из-под ареста Роберта Кочаряна – одной из знаковых фигур прежнего криминального режима, управлявшегося так называемым «карабахским кланом».

 

Долой суды!

На грань нового гражданского противостояния Армению подтолкнуло решение суда общей юрисдикции Еревана об изменении меры пресечения в отношении экс-президента Роберта Кочаряна, обвиняемого в организации подавления массовых акций протеста 1 марта 2008 года. Он был освобожден из-под стражи под личное поручительство бывшего и действующего глав непризнанной «НКР» Бако Саакяна и Аркадия Гукасяна, которые выплатили с этой целью залог в размере 1 млн. драмов ($2000).

Вскоре после принятия данного судебного решения премьер-министр Армении Никол Пашинян анонсировал начало «второго и самого главного этапа революции», выразив при этом надежду на «общенациональную поддержку» своих действий. Лидер «бархатной революции» призвал граждан Армении блокировать «все без исключения выходы и входы в здания судов». Толпы сторонников Пашиняна вскоре приступили к исполнению этой задачи и заблокировали, в частности, здания Конституционного суда и суда общей юрисдикции.

Впрочем, не все в Армении испытали восторг от подобной активности приверженцев «бархатной революции». В заявлениях целого ряда инстанций, в том числе палаты адвокатов, омбудсмена и Высшего судебного совета, сквозила обеспокоенность противозаконными действиями премьера. К слову, глава Высшего судебного совета Гагик Арутюнян подал в отставку, мотивируя свой шаг нецелесообразностью дальнейшего пребывания в должности после начала очередной волны протестов, направленных против судебной власти.

Между тем уже через считанные часы после начала протестов Пашинян призвал разблокировать суды. Поскольку, по его словам, «целью акции было зафиксировать требование народа иметь действительно независимую судебную систему и констатировать, что правительство и народ Армении в этом едины». Одновременно Пашинян в обращении к народу дал понять о своей решимости осуществить «хирургическое вмешательство в судебную систему». Премьер зая-вил, что народ «воспринимает судебную власть как остаток прошлой коррумпированной власти, в которой постоянно готовятся и реализуются заговоры против народа».

Чем же, в сущности, объясняется наступление «лидера армянской революции» на существующую в настоящий момент в стране судебную систему? Ответ очевиден: судебная система – единственная ветвь власти, которая спустя год после смены правящего режима все еще неподконтрольна правительству Пашиняна. Последнему удалось прибрать к рукам местные власти, прежде всего Совет старейшин Еревана, заполучить угодное себе парламентское большинство после выборов в декабре прошлого года, но подчинить задачам «бархатной революции» суды пока не получается. Поэтому Пашинян де-монстрирует не просто готовность к новому акту разрушения прежней властной системы, но и решимость добиться этой цели любыми путями, в том числе и посредством успешно апробированного самим «народным вожаком» при покорении власти такого средства, как уличное давление. Можно вспомнить в этой связи уличную активность сторонников Пашиняна, обеспечившую проведение досрочных парламентских выборов и занятие пропремьерским блоком «Мой шаг» главенствующих позиций в новом составе Национального собрания. В этом смысле Пашинян использует «дело Кочаряна» как предлог для задействования «революционных масс» в интересах скорейшей трансформации судебной системы. Отсюда и реанимация идеи «переходного судопроизводства», впервые озвученной еще на митинге в Ереване в августе прошлого года, приуроченном к ста дням пребывания Пашиняна на премьерском посту. Равно как и исходящие от ближайшего окружения премьера угрозы начать «войну против «телефонного» правосудия, коррумпированных судей и чинимых беззаконий», запустить процесс проверки судей на предмет их соответствия должности даже при отсутствии соответствующего законодательства.

Подобный радикализм в исполнении правительства «бархатной революции» не случаен. Пашинян видит в судебной системе, сформированной в течение 20 лет правления «карабахского клана», при президентах Кочаряне и Саргсяне, своего самого главного противника. И, похоже, не видит ничего зазорного в том, чтобы ради торжества закона буквально плевать на закон. В конце концов, для Армении это в порядке вещей, и те же Кочарян и Саргсян оставили после себя хорошо проторенную дорогу не считающихся ни с какими правовыми нормами восшествий на вершину власти. Однако то обстоятельство, что освобождение ереванским судом Кочаряна произошло благодаря поручительству и денежному залогу со стороны нынешнего и прежнего главарей пресловутой «НКР», убедило Пашиняна в реальной опасности «контрреволюции». Очагом же последней, как следует понимать из хитросплетений текущей армянской политики, выступает для премьера «армянской революции» Нагорный Карабах – оккупированная азербайджанская земля, вот уже 30 лет находящаяся под пятой кочарянов, саргсянов, саакянов…

 

Заговор против Пашиняна?

В своем обращении к народу армянский премьер фактически констатировал факт заговора против него со стороны «карабахского клана». Пообещав предпринять «самые жесткие меры для пре-дотвращения подобных заговоров», Пашинян обратился к жителям оккупированного армянскими войсками Нагорного Карабаха с призывом отказаться от поддержки сил, преследующих лишь цель использовать их «для обслуживания своих личных групповых интересов и избежания ответственности за совершенные ранее преступления».

Но что особенно примечательно, целью заговора, по словам Пашиняна, являются развязывание новой войны с Азербайджаном, «сдача некоторых территорий» с переложением ответственности на нынешнее правительство Армении. При этом «лидеру армянской революции» и его правительству не удалось скрыть факт осознания армянским обществом поражения в ходе апрельских боестолкновений трехлетней давности. Сторонники Пашиняна призывают «все называть своими именами», и именно в этом контексте следует понимать как признание того, что за отвоеванные азербайджанской армией 800 гектаров земли «ответственность несет власть», так и явственно ощущаемый всем армянским обществом фантом новой войны с Азербайджаном. В армянском парламенте создали даже ревизионную комиссию с целью «выявления коррупционных проявлений, которые препятствовали армейскому развитию и привели к человеческим и территориальным потерям».

Вместе с тем апелляция к Карабаху показывает, что Пашинян не прочь использовать эту тематику как инструмент решения внутриполитических проблем. И это тоже не ново для страны, фактически ставшей заложницей осуществляемой ею оккупации азербайджанского Карабаха. Новое армянское руководство опять же идет по стопам прежних правителей, изрядно использовавших «азербайджанскую угрозу» для обоснования целесообразности своей власти. Впрочем, в случае с Пашиняном все же раскрылась вся подноготная разворачивающегося в Армении внутриполитического противостояния. Его суть сводится к нарастающему конфликту между новой властью, поддерживаемой преимущественно населением Республики Армения, и прежним правящим «кланом», вокруг которого сплотились в основном политики - выходцы из оккупированного Карабаха и сепаратистские лидеры «НКР». Показательно, что по итогам своего недавнего визита в оккупированный Карабах Пашинян резко осудил «реваншистов», пытающихся превратить этот регион в «очаг контрреволюции».

Не исключено, что у армянского премьера действительно имеются веские основания опасаться удара с «карабахского» направления. Во всяком случае, армянские СМИ сообщили о том, что представители генералитета «НКР» готовят сов-местно с олигархами Армении заговор с целью свержения власти Пашиняна. При этом «реваншисты-заговорщики» манипулируют опасениями по поводу недоверия России к новым властям Армении. В том смысле, что «НКР» должна как можно дальше дистанцироваться от «стремящейся к Западу Армении» и таким образом избежать жесткой реакции со стороны Москвы. 

Между тем на фоне всех этих нескрываемых армянскими властями треволнений по поводу дальнейшей судьбы «бархатной революции», столкнувшейся с сопротивлением сил прежнего правящего режима, обращает на себя внимание низкий уровень политической, социальной и экономической продуктивности правительства Пашиняна. Его рейтинг неуклонно снижается, что и неудивительно, ведь занятые исключительно борьбой за удержание и укрепление «революционной» власти носители последней никак не удосуживаются приступить к решению насущных проблем находящейся в перманентном системном кризисе страны. Однако беда Армении не только в этом, но и в отсутствии самодостаточности, реальных ресурсов для преодоления кризиса в условиях изоляции и продолжающегося конфликта с Азербайджаном. Поэтому Пашиняну, сталкивающемуся с нарастающим давлением со стороны политических недругов, особенно из числа хищников кочаряно-саргсяновских времен, не остается ничего другого, кроме как все более изощряться в популизме и объявлять «новый этап революции» – поистине «революции» грез уставшего от безысходности населения Армении.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

346


Актуально