Автор: Фархад НУРИЕВ
Современная американская внутренняя и внешняя политика является, прежде всего, продуктом все более подвижного и меняющегося американского общества, которое характеризуется приверженностью буржуазным классовым традициям, обеспечивающим внутри- и внешнеполитическую преемственность, а также большой диапазон разного рода модификаций и новаций. Как опытный бизнесмен Дональд Трамп сумел найти оптимальный баланс между этими двумя основополагающими тенденциями. 20 июня президент США Дональд Трамп на встрече со своими сторонниками и избирателями объявил о решении выдвинуть свою кандидатуру на второй президентский срок. «Сделаем Америку снова великой» - таков был лозунг нынешнего главы американского государства, когда он баллотировался на пост президента США в 2016 году. «Сохраним Америку великой» - с такой программой Дональд Трамп намерен баллотироваться на высший государственный пост теперь уже в следующем, 2020 году.
Приход к власти Дональда Трампа ознаменовал собой серьезное изменение не только внешней, но и внутренней политики Соединенных Штатов. Это хорошо осознает большинство экспертов и политиков, та часть американского истеблишмента, которая и привела Трампа к власти, чтобы сменить глобалистский курс, ассоциировавшийся с Демократической партией США. Определенная часть республиканцев поддерживала этот курс, однако Республиканская партия сохраняла, пусть и минимальное, пространство для маневра, в то время как демократы стали синонимом гегемонистского глобализма. Тем не менее это вовсе не означало отказ Вашингтона от стремления к глобальному доминированию. Но Дональд Трамп, его единомышленники и команда в целом подготовили иную, отличную от курса предыдущих администраций программу развития и укрепления национальной экономики и позиций своей страны на мировой арене. Сам Трамп также уверен, что нашел новый путь к сохранению глобальной гегемонии США.
Соединенные Штаты Америки быстро прошли путь от положения колониальной окраины мира до статуса мировой державы. Многое в американском восприятии мира проистекает из этого стремительного движения к позициям, которые прежде занимали страны с тысячелетней историей, с огромным опытом дипломатии, с отлаженными механизмами внешнеполитического влияния. Именно это стремительное движение и стало фундаментальным стержнем возвышения США на международной арене после мировых войн, когда американский истеблишмент, говоря словами Альберта Эйнштейна, «сделал своими должниками почти всех, даже самые богатые страны».
Перспективы кардинального изменения глобальной роли США стали традиционной темой обсуждения и американских законодателей в Конгрессе. В начале марта 2019 года исследовательская служба нижней палаты предоставила конгрессменам экспертно-аналитический доклад «Роль США в мире. Предыстория и проблемы для Конгресса».
В исследовании рассматривается возможная реакция других государств земного шара на стратегию свертывания Белым домом того типа американской гегемонии, которая возникла после окончания Второй мировой войны и сейчас переживает кризис. И американские законодатели намерены серьезно изучить вопрос о том, как иные страны планеты будут реагировать на возможное изменение роли Соединенных Штатов на мировой арене. Кроме того, в экспертном докладе рассмотрены не только текущие, но и предполагаемые перспективы «нового курса», которыми нынешний глава Соединенных Штатов намерен руководствоваться в своей деятельности, тем более после заявления о намерении баллотироваться на второй президентский срок. А перспективы Дональда Трампа второй раз избраться президентом выглядят весьма и весьма неплохими. За первый год президентства Трампа основные направления реагирования на новую политику США в мире обострились. Некоторые страны стремились минимизировать или компенсировать последствия новой повестки дня, предложенной из Вашингтона. Другие стремились максимально использовать их. Тем не менее, большинство государств так или иначе подстраиваются, что само по себе является свидетельством того, насколько сильным становится президентство Трампа.
По мнению авторитетных американских экспертов, первые шаги, предпринятые командой Трампа, положили начало расширению и росту экономики Соединенных Штатов, укреплению и усилению экономической и политической роли США на мировой арене отчасти благодаря амбициозной инициативе нынешнего президента - America First. Хорошими темпами началось снижение уровня безработицы, открылись сотни тысяч новых рабочих мест, вырос объем субсидий американским фермерам, которые являются одним из краеугольных камней американской экономики. Динамично растет и экспорт американской сельскохозяйственной продукции. Призыв президента США к транснациональным компаниям своей страны вернуть основное производство на родину также был поддержан большинством американских граждан. Реализация инициатив помощников и советников по экономике главы Белого дома о пересмотре либерального международного экономического порядка способствует сохранению и укреплению роли США как мирового лидера и отвечает американским ценностям и интересам. Другие направления «нового курса» Трампа также имеют позитивно эффективный результат и потенциальные выгоды для Соединенных Штатов, особенно в той мере, в какой они приводят к более широким и, возможно, более эффективным усилиям по поддержанию международного порядка после Второй мировой войны. Напомним, что процесс отказа предыдущих хозяев Белого дома от исторической приверженности Вашингтона делу поощрения и поддержки демократии перманентно ускорялся. Администрация Барака Обамы продолжала защищать демократические идеалы в своих внешнеполитических заявлениях, но ее действия часто не оправдывались, и это отражало снижение способности Соединенных Штатов влиять на мировые события, а также готовности американской общественности поддерживать такие усилия.
В 2017 году администрация Трампа сделала явным свое намерение отказаться от принципов, которыми руководствовалась политика США в течение последних семи десятилетий. Это ознаменовало собой резкий разрыв с политикой предшествующих президентов США в послевоенный период, которые если и сотрудничали с определенными авторитарными режимами из стратегических соображений, но никогда не колебались в приверженности демократии как лучшей формы правления и основы внешней политики США.
Такой поворот отражает, прежде всего, нежелание в настоящее время Соединенных Штатов вести за собой демократические государства, противостоящие России и Китаю, а также другие государства, которые стали подражать авторитарному подходу.
По мнению других авторитетных экспертов и наблюдателей, более избирательный подход Трампа к защите прав человека, который на практике молчаливо поощряет нарушение другими правительствами в мире этого основного принципа демократии, - сигнал подобным правительствам, что они могут совершать такого рода действия, не опасаясь за последствия со стороны Соединенных Штатов.
Неудивительно, что многие демократические государства и давние партнеры из США стремятся смягчить последствия подобных «сигналов», в то время как многие авторитарные режимы пытаются воспользоваться возникшими преимуществами. То есть найти оптимальный баланс для защиты своих национальных интересов. А вопрос о балансе - это прежде всего вопрос о том, предпочитают ли те или иные страны противостоять потенциальным региональным гегемонам или вместо этого они станут более почтительными к ним.
Сторонники более сдержанной роли США в мире, но симпатизирующие политике Трампа, склонны утверждать, что «новый курс» главы Белого дома будет стимулировать все больше стран, которые из чувства самосохранения будут балансировать. Это поможет сохранению глобальных и региональных балансов, которые выгодны Соединенным Штатам и при этом стоят для них дешевле.
В мире уже начался процесс глобальной адаптации к новой политике США, реализуемой Дональдом Трампом. Этот процесс пока еще не дал каких-либо конкретных результатов. Скорее всего, в условиях геополитической неопределенности большинство государств тестируют свои ставки и возможности в разных моделях, поскольку не уверены в том, что является оптимальным.
Эксперты доклада «Роль США в мире. Предыстория и проблемы для Конгресса» также отмечают, наблюдая за реакциями различных стран мира на внешнюю политику Дональда Трампа, что президент США «перестраивает то, как другие государства взаимодействуют с Америкой и друг с другом» и что «поскольку Трамп встряхивает американскую политику, он также встряхивает политику стран во всем мире».
Глобальные ответы на новую внешнюю политику США не являются ни едиными, ни прямыми, как можно было бы ожидать. Государства, реагирующие на политику Трампа, можно разделить на две части - на страны, которые в основном осуждают риторику и политику Трампа как кризис американского глобального лидерства, и на страны, которые в основном приветствуют риторику и политику Трампа как новую возможность.
Некоторые аспекты этой политики относительно новы. Другие существовали до Трампа и просто были усугублены его повесткой дня. Тем не менее, все эти линии поведения американского президента меняют отношения между Соединенными Штатами и миром, и все они вместе будут влиять на контуры международной обстановки. В свою очередь распространенность и эффективность «нового курса» зависят прежде всего от того, как Дональд Трамп и его советники определят этот курс в течение оставшейся части его президентства, а также какой вид примут постоянные изменения от уже сделанного Трампом. Но это уже предмет другого, более основательного исследования.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: