Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Представители Демократической партии США, имеющей большинство мест в Палате представителей, 24 сентября объявили о начале формальной процедуры импичмента президента Дональда Трампа. По словам спикера Нэнси Пелоси, итоговое голосование может состояться уже в конце ноября. Скорее всего Сенат США (где импичмент должны поддержать не менее двух третей законодателей) не признает президента виновным, но, учитывая сюрпризы американской внутренней политики последних лет, ни от чего не стоит зарекаться. При этом, как ни странно, самое незавидное положение сейчас вовсе не у хозяина Белого дома, а у президента Украины Владимира Зеленского, невольно оказавшегося в самом эпицентре политического скандала в Америке, который уже успели прозвать «Укргейтом».
Благотворный импичмент
Причиной для подготовки импичмента стал телефонный звонок Трампа Зеленскому 25 июля, о котором стало известно в результате «слива» со стороны анонимного сотрудника американских спецслужб (в начале октября появился и второй анонимный информатор). Демократы заявляют, что получили данные от различных государственных чиновников. Транскрипт беседы разобрали по цитатам, и, как считают демократы, американский президент оказал давление на украинского коллегу для собственной политической выгоды. А именно - просил начать расследование в отношении сына бывшего вице-президента США Джо Байдена - Хантера Байдена. Байден-младший в 2014-2019 годах входил в совет директоров Burisma Group - крупнейшей частной газовой компании в Украине, против которой выдвигались серьезные обвинения: уклонение от выплаты налогов, отмывание денег и хищение государственных ресурсов. При этом самый интересный момент заключается в том, что бывший вице-президент США Джозеф Байден вполне может стать основным кандидатом демократов на президентских выборах в 2020 году. Таким образом, по логике, Хантер - это самый верный и короткий путь разобраться с конкурентом.
История получается очень запутанная, в нее оказалось втянуто слишком много высокопоставленных политиков и дипломатов. Это бывший спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер, госсекретарь Майк Помпео, бывший посол США в Украине Мари Йованович, временный поверенный в делах США в Украине Билл Тейлор, посол США в ЕС Гордон Сондланд. Также «свое слово» могут сказать и недавно покинувшие свои посты советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, директор по вопросам Европы и России в Совете национальной безопасности Фиона Хилл, директор Национальной разведки Дэн Коутс.
В целом, если смотреть на происходящее с позиции Трампа, получается примерно следующее. Байден-старший, будучи вице-президентом США, в 2016 году призывал украинские власти уволить тогдашнего генпрокурора Виктора Шокина, расследовавшего деятельность Burisma, и связывал это с продолжением выплаты кредита Украине, о чем сам же и говорил в январе 2018 года на публичной дискуссии в Совете по международным отношениям. По словам Шокина (сообщает Fox News со ссылкой на записи личного адвоката Трампа Рудольфа Джулиани, который встречался с экс-генпрокурором в январе 2019 года), расследование против Burisma было прекращено именно «из страха перед США». Еще летом 2015 года американский посол в Украине Джеффри Пайетт сказал, что к расследованию надо подходить «в белых перчатках». Шокин ушел в отставку в марте 2016-го, обвиненный в том, что не может справиться с коррупцией, доставшейся от бывшего президента Виктора Януковича.
Если же смотреть на ситуацию с позиции Байдена, то главный аргумент заключается в том, что прямых сведений, а тем более доказательств, указывающих на связь Хантера Байдена с делами Burisma, не обнаружено. Об этом говорит и пришедший на смену Шокину Юрий Луценко, который также добавляет, что Рудольф Джулиани буквально преследовал его с уговорами начать расследование в отношении Байденов, и это же стало темой разговора Трампа с Зеленским. Байден-старший даже не отрицает, что, руководствуясь исключительно интересами Киева, настаивал на отставке Шокина. В качестве же контраргумента соратники Байдена задаются вопросом: чем руководствовался Трамп, когда буквально за неделю до его разговора с Зеленским администрация США без указания конкретных причин заморозила выделение уже одобренной Конгрессом военной помощи Киеву на сумму $391 млн.? Считается, что именно это и стало инструментом давления на нынешние украинские власти, хотя в открытую (в отличие от Байдена в случае с Шокиным) Трамп об этом не упоминал.
Глава Белого дома признал, что просил начать расследование в отношении Байденов, но с той же (как и сам Байден-старший когда-то) целью - добиться искоренения коррупции в Украине. И добавил, что аналогичное расследование в отношении экс-вице-президента США следовало бы провести и Китаю. Речь идет о поездке Джо Байдена в Пекин в 2013 году, в ходе которой его сопровождал Хантер, встречавшийся там с местными бизнесменами.
Возможный импичмент сам Трамп называет «охотой на ведьм», «чушью», «государственным переворотом» и предупреждает, что это может привести к гражданской войне в США. Президент также пригрозил узнать личные данные информатора и арестовать за «государственную измену» главу комитета Палаты представителей по делам разведки демократа Адама Шиффа, который фактически руководит расследованием в рамках процедуры по отстранению главы государства от должности. Кстати, сам Зеленский говорит, что не чувствовал на себе давления со стороны Трампа.
За всю историю США лишь два президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом. Это Эндрю Джонсон в 1868-м и Билл Клинтон в 1998-1999 годах по делу о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински. Самым же громким делом, едва не приведшим к импичменту, был имевший в 1974 году место «Уотергейт». Тогда президент Ричард Никсон ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом. Импичмент Трампу, если он будет инициирован, отличается от вышеприведенных примеров тем, что ни Джонсон, ни Клинтон, ни Никсон не претендовали на переизбрание. А вот Трамп уже сформировал свой избирательный штаб, и Конституция США позволяет ему принять участие в выборах 2020 года, даже если импичмент увенчается успехом. Республиканцы уверены, что инициатива демократов приведет лишь к росту популярности нынешнего главы Белого дома, - по крайней мере поток пожертвований в предвыборный фонд уже значительно вырос. Как выразился сам Трамп, «импичмент - это явно не то, что хочется иметь в резюме», но «он сделает Кевина спикером» - имея в виду лидера республиканского меньшинства в Сенате Кевина Маккарти и намекая на то, что республиканцы получат в Палате представителей большинство голосов. Тем более что в руках у Трампа есть главный козырь - растущие экономические показатели.
Опасное реалити-шоу
На этом фоне вовсе не Трамп и не Байдены, а именно другой участник «Укргейта» - Владимир Зеленский пока что выглядит самым пострадавшим в истории с импичментом. Как минимум украинскому президенту придется определиться, чью сторону занять. Трампа, который еще больше года будет президентом и у которого высокие шансы переизбраться, или Байдена и в целом демократов, также имеющих шансы на успех. Все это для Зеленского самым мистическим образом совпало с новыми шагами по урегулированию конфликта на юго-востоке страны - с подписанием так называемой «формулы Штайнмайера». Впервые предложенная в 2016 году тогдашним министром иностранных дел Германии Франком-Вальтером Штайнмайером формула представляет механизм выполнения Минских соглашений по Донбассу. Он предусматривает проведение местных выборов с участием международных наблюдателей на востоке Украины и особый статус Донбассу, если ОБСЕ придет к выводу, что народное волеизъявление носило свободный и честный характер. Однако на конкретные меры, призванные помочь реализовать «формулу» на практике, взгляды у сторон конфликта, мягко говоря, не совпадают. Особенно много оговорок и возражений вызывает момент того, как, к кому и когда должен перейти контроль над границей.
Евросоюз и США выразили одобрение тому, что переговоры по Донбассу сдвинулись с мертвой точки, но «рецепт Штайнмайера» саму Украину, кажется, и уже в который раз, разделил на два лагеря - в стране начались протесты под общим лозунгом «Нет капитуляции». Основные опасения связаны с тем, что выводы о соответствии выборов законодательству будет делать не Украина, а наблюдательная миссия БДИПЧ ОБСЕ, и что «особый статус» Донбасса может стать прецедентом, толчком для политического сепаратизма. Также высказываются предположения, что в Украине под патриотической маской могут попытаться взять реванш силы, недовольные нынешним президентом и олигархом Игорем Коломойским, считающимся покровителем Зеленского. В результате благодаря «Укргейту» и из-за подписания «формулы Штайнмайера» официальный Киев оказался под пристальным наблюдением мирового сообщества - американских политиков, европейских партнеров, таких международных организаций, как Международный валютный фонд (МВФ). Кстати, представитель МВФ в сентябре побывала в Киеве, но уехала оттуда без соглашения по новой программе сотрудничества, видимо, решив подождать - присмотреться, какие шаги будет предпринимать новый президент Зеленский. Таким образом, одно можно сказать наверняка: «Укргейт» явно не прибавил Украине уверенности ни в трудных переговорах с Москвой, ни в целом на международной арене. Например, украинцы, как минимум, лишились Курта Волкера, который считался одним из самых надежных проводников украинских интересов. И это, пожалуй, одно из главных последствий затеянного в Вашингтоне импичмента.
В американских СМИ все слышнее сомневающийся голос по поводу целесообразности происходящего, поскольку это наносит удар по имиджу США как союзника и покровителя. Теперь зарубежные партнеры будут сомневаться, насколько откровенными можно быть в рабочих и частных беседах с американскими политиками даже самого высокого уровня. Украинский президент признался, что не ожидал от Белого дома публикации полной стенограммы его телефонного разговора с лидером США Дональдом Трампом и с ним по этому поводу никто не связывался. Конечно, демократы и республиканцы отличаются в своих внешнеполитических приоритетах и стратегиях. Однако могут возникнуть некая нервозность и недоверие к Вашингтону в целом, если очередной президент прибегнет к резкой смене курса или союзников или же перечеркнет договоренности, подписанные предыдущим американским лидером. Это во-первых.
Во-вторых, внутренняя политика США в этот раз, кажется, приняла слишком бурный характер, хотя, казалось бы, все уже давно привыкли, что американские выборы - это практически беспрерывный (учитывая выборы в Сенат, Конгресс, промежуточные и праймериз и др.) и временами весьма скандальный процесс. По сути, это эдакое «реалити-шоу», где каждый участник в любой момент может либо вылететь из игры, либо получить счастливый билет и взлететь до небес. Это искусная игра компроматов, тщательно выверенных шагов, интриг различных групп и их спонсоров - кто больше собрал денег, кто выглядит харизматичнее, кто выскажется артистичнее и кто наиболее полно соответствует образу «американской мечты». Ведь если рассмотреть ситуацию без партийных эмоций, то получается, что и про Байдена, и про Трампа под определенным углом можно сказать, что они использовали служебное положение в личных целях. Такой сюжет не раз служил базой для различных голливудских фильмов и сериалов, один только «Карточный домик» чего стоит. Поэтому по закону жанра подготовка к импичменту будет только набирать обороты. Тревожит лишь то, что чисто американское шоу приобретает поистине международный масштаб.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: