Автор: Намик ГАСАНОВ
Последний месяц запомнился новым витком переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Очередной раунд завершился совместным заявлением стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которое призывает стороны к решительным шагам по поиску компромисса.
ОБСЕ спасает авторитет
Первое, что бросается в глаза в контексте урегулирования, - активность на переговорном поле нового председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Заступивший на эту должность в 2019 году министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак с энтузиазмом взялся за интенсификацию посреднических усилий ОБСЕ. Этому также способствовала давняя дискуссия, ведущаяся в стенах организации и направленная на преодоление застоя в посреднических усилиях по урегулированию отдельных конфликтов.
Действительно, в этой сфере ОБСЕ нужно срочно поднимать пошатнувшийся авторитет, ведь в последнее время число конфликтов, «подконтрольных» организации, росло, а способы и пути их разрешения оставляли желать лучшего. Понимая всю ответственность, легшую на его плечи, Мирослав Лайчак начал искать нелегкие пути мира. Сюда же можно отнести неанонсированную встречу председателя ОБСЕ с сопредседателями Минской группы. Обсудив с посредниками перспективы мирного решения нагорно-карабахского конфликта, Лайчак тем самым дал понять, что Европа нацелена на скорейшее разрешение конфликта и не принимает факт его «заморозки». Одновременно глава МИД Словакии отметил для себя некоторые ключевые моменты конфликта - как перед поездкой в Баку, где он открывал посольство своей республики в Азербайджане, так и в преддверии заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ.
На прошедшем в первых числах декабря заседании СМИД Лайчак отметил, что, несмотря на существующие переговоры, в Карабахе есть реальная угроза эскалации.
«Диалог для урегулирования конфликтов продолжался в течение всего года в рамках процесса Минской группы, женевских дискуссий и формата «5+2». С помощью этих платформ мы пытались укрепить доверие, снять напряженность, чтобы просто поддерживать диалог. Но если мы посмотрим через другую плоскость, картина будет менее радужной», - заявил председатель ОБСЕ.
Общий же итог переговорного года подвели в совместном заявлении сами страны-сопредседатели. Они еще раз отметили решительность своих посреднических усилий и поблагодарили стороны за полное использование прямых коммуникационных связей для снижения риска эскалации.
Вместе с тем сопредседатели настоятельно призвали стороны безотлагательно предпринять конкретные шаги по выполнению ранее достигнутых соглашений и еще раз подчеркнули, что статус-кво является неприемлемым.
«Мы призываем стороны вести переговоры по существу, без искусственных задержек или условий», - было сказано в совместном заявлении.
Не будет лишним отметить, что такое заключение сопредседателей практически совпадает с азербайджанской позицией по урегулированию конфликта, по которой официальный Баку уже который год призывает Ереван к субстантивным переговорам. За это время, по собственному признанию азербайджанского министра, слово «субстантивный» стало его любимым. Благо усилия азербайджанской дипломатии не остались безрезультатными, и сегодня международное сообщество склонно рассматривать урегулирование в контексте конкретных этапов.
«Долгая дорога в дюнах»
В рамках заседания СМИД ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна с участием сопредседателей Минской группы. Встреча, длившаяся более трех часов, по словам руководителя азербайджанской дипломатии, была «трудной». Предметом очередных переговоров, как и многих их предшественников, стал подход к урегулированию конфликта, который у сторон несколько различается. Мадридские принципы, в основе которых лежит поэтапное урегулирование, требуют определить порядок самих этапов и действия сторон внутри каждого из них. Для этого Азербайджан и требует перехода к субстантивным переговорам, то есть, переводя с дипломатического языка, разговору по существу. Армянская сторона же больше склоняется к затягиванию статус-кво в зоне конфликта, отвлекая внимание от предмета переговоров на сопутствующие элементы. Вопреки выработанным совместно с международными посредниками принципам Ереван стремится к комплексному решению вопроса с одновременным освобождением оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха и определением его статуса (вплоть до проведения референдума), а также обязательными гарантиями безопасности.
Взаимные контакты
Важным компонентом мирного урегулирования конфликта является его гуманитарная составляющая. Факт изгнания азербайджанцев из родных домов в Карабахе ни для кого в мире не является секретом, и любой мир между Азербайджаном и Арменией предусматривает возвращение вынужденных переселенцев. И тут снова всплывает фактор диалога между народами, а конкретно между азербайджанской и армянской общинами Карабаха.
На важность этих контактов намекнул во время своего визита в Баку и глава МИД России Сергей Лавров. По словам российского министра и одновременно ключевого игрока в процессе урегулирования, его страна стала инициатором взаимных визитов армянских и азербайджанских журналистов. Эти визиты были в целом позитивны и оставили задел для дальнейших контактов.
«Я за контакты между общинами. Чем больше будет общения, тем более фундаментальными станут соглашения. В итоге все население Карабаха должно принять решение о своем будущем», - сказал С.Лавров.
Таким образом, по мнению инициаторов, взаимные визиты и усиление коммуникаций призваны устранить недопонимание элит о способах мирного сосуществования в будущем. Но каким его видят в Баку и Ереване, остается предметом споров и достаточно тонкой материей.
В том числе речь идет о попытках представить армянскую общину Нагорного Карабаха как «народ» Нагорного Карабаха. «Попытки представить армянскую общину как «народ Нагорного Карабаха» отрицают существование азербайджанской общины. Мы стали свидетелями, как в последние годы руководство Армении, прибегая к провокационным заявлениям и шагам, последовательно пыталось нарушить мирный процесс. Заявление премьер-министра Армении «Карабах - это Армения, и точка» противоречит понятию мирного урегулирования и должно решительно осуждаться», - заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
Как показывает практика, если Баку в рамках взаимных контактов придерживается заданной цели, то представители Еревана стараются использовать любую возможность для провокаций. Так, прибывший в Баку на заседание Межправительственной комиссии международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (TRACECA) замминистра территориального управления и инфраструктуры Армении Армен Симонян позволил себе демарш, выразив недовольство посещением участниками мероприятия Аллеи почетного захоронения.
В результате один из организаторов заседания, министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров вынужден был указать на неуместность высказывания армянского чиновника.
Министр напомнил, что 20 лет назад проект TRACECA стал возможным, в том числе, благодаря активным усилиям президента Азербайджана Гейдара Алиева, ныне покоящегося в Аллее почетного захоронения.
«Естественно, азербайджанская сторона при составлении своей культурной программы юбилейного мероприятия исходит из абсолютно понятных аспектов отношений, принятых в любом цивилизованном обществе», - передает слова Джаббарова агентство «Интерфакс-Азербайджан».
Министр попросил армянскую делегацию вспомнить памятник, установленный в центре Еревана (Гарегину Тер-Арутюняну, служившему у немецких фашистов под кличкой Гарегин Нжде. - ИФ). «В следующем году будет отмечаться 75-летие Победы над фашизмом, еще раз подумайте над тем, тем ли людям вы ставите памятники. А лично для вас у нас, как в том самом фильме, предусмотрена индивидуальная культурная программа», - сказал глава Минэкономики Азербайджана.
В качестве альтернативной культурной программы Джаббаров пригласил армянскую делегацию посетить Центр Гейдара Алиева в Баку, в котором демонстрируется выставка, посвященная истории столицы нынешней Армении. «Она нам была любезно предоставлена нашими коллегами из грузинского музея, в котором эта выставка находится на постоянной основе. Поверьте, вы узнаете много нового, чего вы не сможете прочитать об истории Иреванского ханства, об истории основания города Иреван (Ереван. - ИФ). Но это исключительно в том случае, если это вам интересно. Что же касается каравана TRACECA, он будет идти вперед, несмотря на все попытки к обратному», - добавил министр.
Он подчеркнул, что хорошо понимает реакцию представителей Армении, которые «приехали из Еревана в Баку и своими глазами видят Баку. Я понимаю, что это не так просто, что они видят», - сказал Джаббаров.
При этом он призвал армянскую сторону к конструктивному подходу. «Мы знаем, что деструктивный подход более прост, более разрушительный, и результаты, к сожалению, этой разрушительной политики видны в соседней стране, которая изолирована от большого количества проектов, и она загнала сама себя в тот транспортный и экономический тупик, в котором она сейчас находится и, судя по всему, не хочет выбираться», - отметил азербайджанский министр.
Популизм как тенденция
Перед необратимостью растущего влияния Азербайджана, связанного с реформами и развитием страны, новая армянская элита не прекращает также провокаций в информационном поле.
Продолжая популистскую риторику своего мужа, очередную порцию масла в огонь подлила жена премьер-министра Армении и известная в своей стране журналистка Анна Акопян. Комментируя абсолютно безобидное и вполне естественное высказывание первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой о ее мечте «послушать мугам в Карабахе», Акопян допустила провокационные выпады.
«Я хочу пригласить Мехрибан Алиеву в Карабах. Она может быть нашей гостьей, мы знаем, как принимать гостей», - сказала мнящая себя «радетелем гуманности» А.Акопян.
Приглашать одного из руководителей государства в оккупированную тобой часть собственной страны является нонсенсом и актом беспримерной наглости. Вполне возможно, что мировое сообщество могло бы быть обмануто этим, якобы «мирным заявлением», если бы сама Акопян, заигравшись,не раскрыла все карты.
«Если они начнут войну, то, вероятно, появятся новые территории, где слушать мугам станет мечтой», - заявила Акопян, указывая на то, что азербайджанцы могут посещать Нагорный Карабах лишь в качестве гостей.
На самом деле злая ирония супруги армянского лидера не что иное, как признание поражения на дипломатическом поле. Старания ее мужа не допустить появления во главе ОДКБ выпускника Бакинского высшего военного училища, а затем тщетные попытки обеления гитлеровского прихвостня Гарегина Нжде показали несостоятельность амбиций армянских лидеров. Ведь невозможно верить «многострадальности», когда политика декларируемого «слабого» направлена на конфронтацию со всеми своими соседями.
О пагубности популизма, в первую очередь, для самой Армении заявил и министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. «Абсолютно поддерживаю ваш тезис о том, что здесь нужно избегать риторики, которая идет вразрез с основополагающими принципами, одобренными обеими сторонами и закрепленными в Уставе ООН и в Хельсинкском Заключительном акте», - сказал глава российского МИД.
Кстати, вопреки возражениям Еревана продолжает идти и караван военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Россией. Напомним, что в минувшем месяце премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал партнеров по ОДКБ не продавать оружие Азербайджану во избежание возможной эскалации в зоне карабахского конфликта. Ответ на возражение армянского премьера не заставил себя долго ждать: «Могу только подчеркнуть, что военно-техническое сотрудничество - одна из важных сфер нашего стратегического партнерства с Азербайджаном. Мы развиваем его абсолютно транспарентно в полном соответствии с нормами международного права, законодательствами Азербайджана и Российской Федерации, а также с полным учетом баланса, который сложился в этом регионе и который важен для того, чтобы здесь сохранялась стабильность», - подчеркнул Сергей Лавров, будучи в Баку.
Между тем в последнее время в армянских СМИ и политических кругах муссируется вброшенная из шведских военно-аналитических источников информация о наличии у турецкого Генштаба некоего плана нанесения воздушного удара по объектам в Армении. Причем оценку этому плану, по задумкам армянских стратегов, должны дать НАТО и Россия. Но те не спешат. Ибо понятно, что, выдвигая угрозы в адрес соседей, угрожая нанесением удара по трубопроводной и иной стратегической инфраструктуре, Армения сама с легкостью может стать объектом превентивных действий.
Комментируя последний вброс, политолог Расим Мусабеков отметил: «Армянским военным и политикам давно пора трезво оценить все риски собственной политики территориальных претензий и вражды к соседям, отказаться от нее, и тогда вместо опасений и угроз они встретят от соседей предложения о сотрудничестве и совместной безопасности».
В век информационных технологий невозможно скрыть всю правду, и кому, как не руководящим в Армении супругам-журналистам, знать об этом. Воинственные высказывания с угрозой захвата новых районов Азербайджана направлены на внутреннюю аудиторию, но посредством СМИ они становятся достоянием мировой общественности. И весь комизм ситуации в том, что в итоге лидеры информационного поля Армении стали явно проигрывать Азербайджану на международном информационном пространстве.
В любом случае время на раздумья, которое было дано новой армянской администрации, подошло к концу. Предложения о мире и сотрудничестве уже сейчас лежат на столе переговоров. Обсудить их можно детально уже на ближайших анонсированных в начале следующего года переговорах между главами МИД двух стран.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: