Автор: НУРАНИ
Пандемия коронавируса поставила на паузу политические процессы во многих странах. Но только не в Армении, где страсти продолжают кипеть и бить ключом. Местные «революционные» власти объявили о возобновлении расследования так называемого «офшорного дела».
«Погашенная» афера верхушки
Скандал этот тлеет с 2009 года. Как утверждал еще десять лет назад крупный, по армянским меркам, предприниматель Пайлак Арутюнян, в 2009 году его пригласили на совещание к премьер-министру - тогда этот пост занимал Тигран Саркисян. Обсуждали развитие в Армении огранки алмазов и ювелирного дела: на эту отрасль в Ереване возлагали нешуточные надежды и даже рассчитывали, что она сыграет роль локомотива. Кроме того, присутствовали в кабинете премьера также крупный предприниматель Ашот Сукиасян, архиепископ Навасард Кчоян и еще пара десятков бизнесменов. Вначале речь держал премьер-министр, который рисовал перед участниками самые что ни на есть радужные перспективы. Затем слово взял Ашот Сукиасян, который перешел к конкретике: в африканском Сьерра-Леоне у него есть алмазные и золотые прииски и он готов поставлять сырье армянским гранильным предприятиям за сущие копейки. Осталась самая малость: нужно $12 млн. инвестиций на приобретение оборудования и техники. Пайлак Арутюнян, сразу же решив, что быть на таком празднике жизни чужим ему ну никак не стоит и упускать такой жирный куш нельзя, тут же заложил в банке свое имущество, получил под него кредит и передал деньги Сукиасяну…
Сукиасян же, получив деньги, просто взял и исчез. Но перед этим зарегистрировал офшорную компанию, на счету которой и оказались денежки. Причем в числе ее учредителей были Тигран Саркисян и архиепископ Навасард Кчоян. Затем Сукиасяна изловили в Грузии, после ареста он уверял всех и вся, что Саркисяна и Кчояна он внес в число учредителей даже без их ведома… Скандал в конце концов загасили, но сейчас о нем ереванская верхушка вспомнила вновь.
Старое о главном
Реанимация «офшорного дела» дает, конечно, изрядную пищу для размышлений. Тигран Саркисян успел поработать на посту председателя Коллегии ЕАЭС, сегодня он - заместитель председателя Евразийского банка развития и, по слухам, даже пользуется благосклонностью Кремля. Все это смахивает на ремейк скандального ереванского судебного «наезда» на действующего на тот момент генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова. Есть еще кое-что. В деле фигурирует архиепископ Кчоян, и «реанимация» расследования произошла сразу же после того, как католикос всех армян Гарегин II призвал к освобождению второго президента Армении Роберта Кочаряна. Последний, как уверяют эксперты, самый опасный политический противник нынешнего премьер-министра Никола Пашиняна.
Возможно, самую показательную оценку происходящему дала ереванская газета «Иратес». Издание уверено, что Пашинян находится в патовом положении - он стремительно теряет контроль. По мнению газеты, в регионах Армении катастрофическая ситуация и людям просто не на что жить, страна уже балансирует на грани экономического коллапса и социальных бунтов. К тому же после окончания пандемии COVID-19 надо будет возвращаться к теме референдума, затеянного Пашиняном для того, чтобы взять под свой контроль Конституционный суд Армении. Из чего «Иратес» делает вывод: именно по этой причине Пашинян начал новое «кино» и крестовый поход против Армянской апостольской церкви и католикоса, чтобы у «погосов» не было недостатка в зрелищах.
Поясним. Популярное в народе имя «Погос» употребляется в Армении и в значении «простолюдин», и применительно к сторонникам Пашиняна. Именно им в своей нашумевшей статье портал 7or.am дал хлесткую до неполиткорректности характеристику: «В Армении сейчас власть деревенщины. Это приехавшая из села в столицу, но так и не пережившая вторичную социализацию масса. Группа разящих потом, не тратящих на средства гигиены ни копейки и разгуливающих небритыми людей, возникших в дни революции из ниоткуда и начавших перекрывать улицы, а в конце - готовить шашлык».
Обещания с горькой усмешкой
Подобные оценки можно разделять, не разделять и даже возмущаться. Но вот куда сложнее оспорить другое: сегодня, через два года после победы «шашлычной революции», Пашиняну, по сути, нечего предъявить своим избирателям. На гребне митинговой волны он бойко и резво раздавал обещания. В их числе были и выход Армении из-под российского влияния, и сближение с США и Евросоюзом, и экономический взлет, и успех (в армянском, конечно, понимании) на карабахском направлении. Здесь также и борьба с коррупцией - причем как раз за счет конфискованных у коррупционеров средств предполагалось «насытить» бюджет…
По прошествии двух лет эти обещания вызывают лишь усмешку. Пашиняну и его «соросовской» команде удалось, казалось бы, несопоставимое: безнадежно испортить отношения с Москвой и Западом одновременно. В РФ Пашиняну не простили ни «соросовских» кадров в команде, ни, тем более, наезда на Хачатурова, ни разговоров о «правосубъектности» Армении и намеках на выход из ОДКБ и ЕАЭС. На Западе же Армению считают форпостом России со всеми отсюда вытекающими. Более того, в США Пашиняну не простили отправки в Сирию в составе российской военной миссии армянских саперов, подготовленных в рамках одной из американских программ. В экономике Никол Пашинян старательно пытается изобразить сногсшибательные успехи, но на поверку они оказываются, в лучшем случае, еще не сбывшимися прогнозами.
Грант Багратян, бывший премьер-министр Армении, комментируя очередные заявления Пашиняна о «подросшем» аж на миллиард долларов бюджете, констатировал: «Мы имеем дело с полнейшей дезинформацией». Наблюдается провал даже в такой сфере, как борьба с коррупцией. Команде Пашиняна не удается довести до логического завершения, то есть до суда, ни один процесс над коррупционерами, включая такие нашумевшие фигуры, как «Тушенка-Манвел». Полным провалом закончилось новое расследование «дела 1 марта», где у Пашиняна были, казалось бы, «железобетонные» аргументы. Провал даже в вопросах прав человека и демократии - Армению жестко критикуют за попытки Пашиняна подчинить себе судебные власти страны.
Провалы по всем фронтам
Армения стремительно и очевидно проигрывает Азербайджану, причем по всем направлениям. Относительно «логистической катастрофы», постигшей Армению в результате блестящей Гызылгая-Гюннютской операции Вооруженных сил Азербайджана, еще можно поспорить. Пашинян или его предшественники должны нести ответственность перед своими гражданами за это поражение Еревана, но это далеко не единственный провал. Наступательная дипломатия президента Азербайджана Ильхама Алиева на саммитах СНГ и заседании Валдайского форума - пример красноречивый и не единственный. Хорошо известна и реакция мирового сообщества на так называемые «выборы» в оккупированном Карабахе: об их непризнании заявили ОБСЕ, НАТО, Евросоюз, многие государства, от Норвегии и Великобритании до Турции, на «двустороннем» уровне… Но, возможно, са-мым громким и эффектным был провал тех самых мюнхенских дебатов Ильхама Алиева и Никола Пашиняна. Где сошлось все: и личные качества лидеров, и уровень владения английским языком, и, главное, убедительная, основанная на международном праве, признанных границах и резолюциях СБ ООН, позиция Азербайджана. И, вместе с тем, путаные заявления Пашиняна, который понимал, что у его страны просто нет такой позиции, которую можно декларировать за пределами Армении. Из такой ситуации было бы непросто выбраться даже опытному политику, не говоря уж о Пашиняне.
Можно, конечно, долго рассуждать, как сейчас будет вести себя армянский премьер и не попытается ли он «задавить» своих политических противников силовым путем. Тем более что уже с января в Армении заявляют о себе новоявленные «стражи революции», готовые даже на физические расправы над противниками «революционного» премьер-министра.
Армения в очередной раз продемонстрировала опасность «революционного» сценария, который, как показывает практика, скорее представляет собой этакую политическую «рулетку», а вовсе не ключи от рая.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: