Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Стремительно развивающиеся события в зоне армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, конечно, оставляют в тени многие процессы, которые разворачиваются сегодня на постсоветском пространстве и в мире в целом. Однако даже на этом фоне ситуация в Кыргызстане, попахивающая очередной «революцией», не могла остаться незамеченной.
Кыргызстан - дружеская Азербайджану страна, член Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), председательство в которой в настоящее время осуществляет Азербайджан. Поэтому Баку далеко не безразлично будущее этой страны, переживающей сегодня непростые времена.
Причины нынешних протестов
Основной причиной нынешних протестов, начавшихся на площади Ала-Тоо в Бишкеке, стали требования их участников аннулировать итоги состоявшихся в воскресенье, 4 октября парламентских выборов. Согласно их результатам, в законодательный орган прошли четыре партии из 12 участвовавших в предвыборной кампании. Уже вечером 5 октября протесты переросли в столкновения между демонстрантами и службами безопасности. К утру 6 октября протестующие заняли правительственное здание, в котором расположены офис президента, парламент, правительство, и здание спецслужбы. Из-под стражи были освобождены обвиненные в коррупции бывший президент Алмазбек Атамбаев и бывший премьер Сапар Исаков. В тот же день президент Сооронбай Жээнбеков объявил о попытке незаконного захвата власти и призвал ЦИК изучить возможные факты нарушений на выборах и в случае необходимости аннулировать результаты. Спустя еще некоторое время ЦИК Кыргызстана признал выборы недействительными.
Примечательно, что страна уже переживала нечто подобное в 2005 году, когда был свергнут президент Аскар Акаев, бежавший в Россию. Подобное имело место и в 2010 году, когда лишился поста президента Курманбек Бакиев, нашедший тогда убежище в Беларуси.
Стремительно развивающиеся события привели к тому, что на второй день протестов глава Кабмина Кубатбек Боронов и спикер парламента Дастанбек Джумабеков подали в отставку. Их место заняли Садыр Жапаров, который был освобожден из колонии в ночь на 6 октября, и Мыктыбек Абдылдаев - депутат от фракции «Бир Бол».
Согласно законодательству, в течение двух недель ЦИК страны должен назначить дату новых парламентских выборов. При этом оппозиционные политики уже требуют отставки президента С.Жээнбекова. Последний заявляет, что готов к переговорам, и продолжает оставаться легитимным президентом. И в таких условиях, несомненно, дальнейшее развитие событий в Кыргызстане зависит от того, придут ли оппозиция и власть к компромиссу.
Протесты в условиях ухудшения социально-экономического положения
Многие усматривают причину нынешней волны протестов в резко ухудшившейся социально-экономической обстановке в Кыргызстане на фоне пандемии коронавируса. Так, валовой внутренний продукт за восемь месяцев текущего года упал почти на 6%. Наиболее трудоемкие области - сфера услуг и строительный сектор - переживают спад. Показатели в каждой отрасли снизились на 10%. До начала пандемии эти сферы, напротив, всегда завершали год в плюсе. Однако из-за карантина уже около полугода рестораны и гостиницы почти не работают. На строительный сектор серьезно влияет поступление денежных переводов мигрантов. Треть этих денег уходила на покупку квартир. Теперь в строительном бизнесе отмечают спад продаж. Все это напрямую сказывается на наполняемости госказны. Кроме того, в министерстве экономики добавили, что отмечают сокращение спроса на кыргызские товары. Причина та же - снижение деловой активности в странах-партнерах.
Служба занятости Кыргызстана говорит о наличии 100 тыс. официально зарегистрированных безработных в стране, тогда как независимые эксперты считают, что их реальное число гораздо выше.
Такая ситуация напрямую сказалась и на протестной активности политических партий. Достаточно отметить, что, по данным кыргызского центризбиркома, из 1918 кандидатов в депутаты каждый третий не имеет работы. Больше всего безработных в партии «Мекен Ынтымагы» - 71%. На второй строчке расположилась «Республика», где безработных больше половины. Замыкает тройку партия «Ата Мекен».
Затягивание протестных акций, между тем, грозит еще большими проблемами для экономики страны. Дело дошло до того, что в Кыргызстане лидеры крупных бизнес-ассоциаций обратились к властям с требованием возобновить деятельность «кровеносной» системы экономики, которая остановилась из-за протестов в стране.
В призыве, в частности, содержатся такие требования: восстановить работу коммерческих банков и транзакций банковской системы республики; обеспечить полноценное функционирование налоговой службы, Социального фонда и других государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность; обеспечить охрану и жизнедеятельность стратегически важных объектов и субъектов предпринимательства на всей территории республики.
Внешнего следа в нынешних протестах нет, но…
Согласно экспертным оценкам, правящая партия не смогла избежать искушения использовать административный ресурс. Другая партия, союзная с правящей, прибегла, как утверждают наблюдатели, к циничной покупке голосов избирателей. Вместе с тем очевидна безответственность лидеров остальных, не прошедших в парламент партий. Они призвали народ выйти на площадь, но не сумели упредить беспорядки и хаос в его рядах, что вылилось в массовые беспорядки и погромы административных зданий. При этом очевидного внешнего следа не прослеживается.
С другой стороны, видно, что выдвиженцы старой элиты, воспользовавшись ситуацией, пытаются вновь быть представленными во власти. Они стараются сформировать правительство, где могли бы быть лица, выражающие интересы А.Атамбаева, С.Исакова и других. Однако с этим не согласны представители неформального крыла протестов. Так, несколько молодежных групп провели собрание, на котором сторонники потребовали люстрации и призвали людей, пытающихся сформировать новое правительство, включить больше молодежи в процесс принятия решений.
Какой будет новая власть, никто не знает. Но политические партии вовсю включились в борьбу за ее формирование уже сейчас. Главы нескольких оппозиционных парламентских партий в Кыргызстане создали сразу два народных координационных совета. Их члены не признают премьер-министра, предложенного парламентом страны, и хотят избрать правительство народного доверия.
В один совет вошли партии «Чон Казат» Максата Мамытканова, «Ордо» Мирбека Миярова, «Мекен Ынтымагы» Темирбека Асанбекова, член «Реформы» Урмат Джаныбаев и Чингиз Макешев от партии «Ыйман Нуру».
Другой совет сформировали «Республика», «Ата Мекен», «Бутун Кыргызстан», «Бир Бол», «Замандаш» и социал-демократы. Лидером этого органа назначили главу партии «Бутун Кыргызстан» Адахана Мадумарова.
Все это свидетельствует о том, что настоящая борьба еще только предстоит и она вряд ли будет легкой.
Что же предлагает оппозиция
«Подавляющее большинство людей «наелось» пропорциональной системой, которая была введена в 2010 году. Места в партийных списках продаются - место стоит 300-380 тысяч долларов. В парламент идут за неприкосновенностью и защитой собственности. На эти выборы в депутаты пошли 222 бывших преступника, которые были осуждены, и 55 находящихся под следствием. А человек, у которого нет денег, не может реализовать свое право быть избранным»,- утверждает кыргызский эксперт Токтогул Какчекеев.
В этих условиях многие кыргызские политики склоняются к необходимости усиления коллегиальных форм управления посредством существенного упразднения функций президента или премьера.
Сам президент Сооронбай Жээнбеков накануне заявил, что после утверждения состава правительства, структуры и кандидатуры премьер-министра он напишет заявление об отставке. Однако это не помешало ему провести ряд важных кадровых перестановок и ввести в стране режим чрезвычайного положения. Так, он освободил от должности секретаря и заместителя секретаря Совета безопасности, назначив нового главу Генштаба. Очевидно, что данное решение было принято под давлением обстоятельств и во избежание дальнейшего скатывания ситуации в стране к хаосу. Правда, большинство оценок свидетельствует о том, что этот шаг был явно запоздалым и может спровоцировать развитие кризиса.
Согласно конституции и конституционному закону «О чрезвычайном положении», при решении ввести ЧП по всей стране или в конкретном регионе президент республики должен незамедлительно известить об этом Жогорку Кенеш (парламент), который должен одобрить введение ЧП. Депутаты могут отменить или изменить это решение, а также досрочно снять режим ЧП. В случае с введением режима ЧП 9 октября парламент извещен не был.
Оппозиция уже интерпретирует введение чрезвычайного положения в качестве еще одного свидетельства превышения президентом его должностных полномочий.
Однако и здесь не все так однозначно. Новый премьер-министр Садыр Жапаров заявил о задержании бывшего президента Алмазбека Атамбаева и анонсировал задержание также других лиц. Жапарова и Атамбаева толпа протестующих освободила в один час и день, однако впоследствии их дороги разошлись.
Для многих это стало признаком того, что новая власть вступает в свои права, делая уверенные шаги и избавляясь от своих оппонентов. Могут ли имеющиеся противоречия вылиться в очередной кризис власти или, учитывая горький опыт своих предшественников, им удастся избежать очередной революции, покажет лишь время.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: