Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
В марте началу восстания в Сирии исполняется 10 лет - фактически юбилей. Да, нынешняя ситуация в этой арабской республике более благоприятна для правительства Башара Асада, чем это было 7-8 лет назад. Хотя говорить о конце войны пока еще рано. Тем более что процесс политического примирения идет очень медленно. В любом случае резиденция президента в центре Дамаска больше не обстреливается из минометов, установленных всего в семи километрах от него, как это было лет девять назад.
Снабжение и эмбарго
Сейчас основной задачей Башара Асада, наряду с процессом политического урегулирования, является снятие строгих международных эмбарго и установление суверенитета над страной. В частности, ужесточенные в последние годы президентом США Дональдом Трампом санкции стали своего рода экономическими оковами для Дамаска. Из-за санкций Сирия с прошлого года столкнулась с проблемой нехватки зерна. Даже российские компании не могут поставить необходимый для Дамаска его объем. В целом же с лета прошлого года на территориях, контролируемых правительством Сирии, наблюдается недостаток продовольственных товаров. Плюс курс доллара США подскочил до 3200 сирийских фунтов.
Еще один трагический аспект проблемы - территориальный. Дело в том, что на протяжении многих лет продовольственное снабжение этой преимущественно сельскохозяйственной страны обеспечивалось северо-восточными провинциями, которые сейчас находятся под контролем курдов. А точнее - PYD/YPG, объединившихся под крылом коалиции Демократических сил Сирии и частично под контролем Турции и ее союзников.
Кстати, в третьей декаде февраля первый конвой с 400 тоннами зерна был отправлен при посредничестве России в Алеппо с зерновых складов из провинции Хасака, контролируемой Турцией и ее союзниками. Предполагается, что в северных районах Сирии и в зернохранилищах «Ширкрак» провинции Джазира (вдоль транспортной трассы Хасака-Ракка-Алеппо) находятся 16 тыс. тонн пшеницы и 25 тыс. тонн ячменя. В октябре 2019 года во время военной операции «Родник мира» эти склады перешли под контроль турецкой армии и ее союзников из числа сирийской оппозиции. Действующее соглашение о поставках зерновых также было заключено при посредничестве России, которая пытается удовлетворить потребности Дамаска «альтернативными» способами.
Тегеран и курдская угроза
В последнее время Иран тоже пытается нормализовать отношения между Турцией и Сирией. Советник министра иностранных дел Ирана Али Аскар Хаджи заявил, что Тегеран заинтересован в восстановлении отношений между Дамаском и Анкарой. Хаджи, посетивший Дамаск в середине февраля, сказал, что сирийское правительство желает вывода всех иностранных войск из страны, а Тегеран - решить проблемы и озабоченность между правительствами Сирии и Турции.
У попыток союзников Сирии - Ирана и России примирить ее с Турцией имеется ряд важных моментов. Во-первых, нынешние отношения Турции с Западом довольно прохладные, поскольку Анкара проводит достаточно независимую и активную политику по Сирии и региональным вопросам в целом. По этой причине интересы Анкары и Запада не совпадают. И уже один этот фактор может подтолкнуть Анкару к примирению с Дамаском.
Вторым фактором является курдский вопрос. Дамаск и Анкара одинаково обеспокоены курдским сепаратизмом. Приобретение курдской автономией, де-факто установившейся на севере Сирии, политического статуса означает дополнительные угрозы и риски для Анкары. Поэтому Турция не желает создания курдской автономии в Сирии, как не желает этого и Дамаск.
То же самое можно сказать и о Тегеране. Исламская Республика тоже входит в периметр так называемой «курдской дуги» Ближнего Востока. И установление еще одной после Ирака курдской автономии в Сирии, несомненно, усилит тенденции курдского сепаратизма в Иране - наболевшего вопроса со столетней историей. Тем более когда против Тегерана развернут большой фронт противодействующих сил. В этом смысле, как и во время событий на севере Ирака в 2017 году, Тегеран желает взаимодействия Турции и Сирии по курдскому вопросу. Четыре года назад план Барзани по созданию независимого курдского государства потерпел неудачу именно в результате скоординированных усилий правительств Ирака и Турции.
С другой стороны, смягчение отношения Анкары к Дамаску открывает большие возможности для России и Ирана - союзников Сирии для оказания большей поддержки Дамаску в вопросах решения продовольственного кризиса и снятия других эмбарго. Следует учесть также, что по сравнению с соседними государствами Сирия имеет самую протяженную границу именно с Турцией - 900 км. В этом смысле урегулирование отношений между Анкарой и Дамаском могло бы значительно улучшить позиции правительства Асада в вопросах эмбарго и продовольственной безопасности. Хотя Анкара еще не выразила твердого мнения, нынешняя ситуация в Сирии, курдская угроза, а также конфронтация вокруг Восточного Средиземноморья подталкивают Анкару к заключению мира с Дамаском. А позиция Сирии может нарушить греко-египетский союз против Турции в акватории Средиземного моря.
Более того, в рамках нынешних обсуждений по Сирии сближение и взаимопонимание Анкары и Дамаска по некоторым вопросам может также усилить позиции сил, поддерживаемых Турцией. В этом смысле стремление России и Ирана примирить Анкару и Дамаск - это не просто дипломатический ход, а реальность, продиктованная новой политической ситуацией.
Сочи Астанинского процесса
Кстати, впервые после перерыва, вызванного коронавирусным кризисом, в феврале в Сочи была организована пятнадцатая по счету конференция в рамках Астанинского процесса. На мероприятии также присутствовали делегации Турции, Ирана, правительства Сирии, сирийской оппозиции и представитель ООН по Сирии Гейр Педерсен. В итоговой декларации 15-й Сочинской конференции стороны подтвердили, что вопрос о независимом курдском государстве не рассматривается. Это показывает, что курдский вопрос и проблема территориальной целостности Сирии являются одними из ключевых вопросов для России, Турции и Ирана - стран-инициаторов Астанинского процесса.
Другим важным вопросом для Сирии является судьба террористических организаций и радикальных вооруженных формирований. Дело в том, что значительная часть Идлиба по-прежнему находится под контролем вооруженных радикальных группировок. Наиболее заметными из них являются «Хейят Тахрир аш-Шам», ИГИЛ и подобные им вооруженные группировки. Сейчас ИГИЛ пытается вновь заручиться поддержкой населения, пользуясь ухудшающейся социально-экономической и политической ситуацией в Ираке и Сирии. Вместе с тем в последние месяцы вновь участились нападения боевиков ИГИЛ на севере и северо-востоке страны. По данным иракской разведки, новый лидер ИГИЛ - Абдулла Гардаш скрывается в контролируемых курдами районах на северо-востоке Сирии. Затянувшийся конфликт, отсутствие политического решения, ухудшающиеся условия жизни населения и бесконечная война создают благодатную почву для активизации подобных радикальных террористических организаций.
Ситуация в Идлибе также остается неопределенной, несмотря на достигнутое в феврале 2020 года между президентами России и Турции соглашение о прекращении огня. Москва требует, чтобы оппозиция в Идлибе устранила радикальные террористические группировки, как и было оговорено ранее. Российское правительство считает, что для достижения прочного мира, а также для снижения возникшей там в результате противостояния России и Турции напряженности радикальные вооруженные террористические организации должны быть выведены из Идлиба. В настоящее время российская военная авиация и сирийская армия периодически наносят удары по позициям этих сил. Однако проводить военную операцию против смешавшихся друг с другом вооруженных групп в таком небольшом районе, как Идлиб, невозможно. Кроме того, бежавшие в провинцию семьи оппозиционеров еще больше увеличили плотность населения в Идлибе. Хотя сирийское правительство объявило о гарантиях по эвакуации мирных жителей из Идлиба через несколько дополнительных коридоров, очевидно, что плотность населения в провинции не уменьшится. Рано или поздно острая конфронтация в регионе неизбежна.
Хотя кажется, что после десяти лет самый тяжелый период гражданской войны в Сирии остался позади, еще остаются очень серьезные нерешенные вопросы. Более того, не исключено, что заинтересованные стороны могут ожидать сюрпризы и в рамках продолжающегося международного женевского процесса. Избежать рисков можно, если только Дамаск и страны региона пойдут на сближение. Международная и региональная ситуация постепенно подталкивает Дамаск к примирению с соседями, особенно с Анкарой. Ибо урегулирование конфликта и защита суверенитета Сирии в рамках существующих границ возможны только при условии совместных усилий ведущих региональных стран. Поэтому попытки смягчить отношения между Анкарой и Дамаском в ближайшие месяцы неизбежны. Вместе с тем раны, нанесенные Сирии за последние десять лет, очень глубоки и потребуется время, чтобы они зажили.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: