Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
После выхода Великобритании из Европейского союза политики, общественные деятели или лидеры мнений в этой стране все чаще стали выдвигать предположения об активизации связей Лондона с Канадой, Австралией и Новой Зеландией, формальным главой которых остается королева Великобритании. В этом контексте в памяти многих стала оживать аббревиатура CANZUK, сложившаяся из начальных букв четырех указанных стран - Canada, Australia, New Zealand and the United Kingdom. Стали поговаривать о становлении союза четырех во главе с Великобританией уже в самое ближайшее время.
CANZUK - инициатива «снизу»
Сегодня мало кто вспоминает, что термину CANZUK более полувека. И обязан он своим появлением ученому, причем не британскому, а новозеландскому Уильяму Дэвиду Макинтайру. В своей книге «Колонии в Содружество», вышедшей в свет в 1967 году, он впервые привел аббревиатуру CANZUK. Лишь много лет спустя британец Джеймс Скиннер адаптировал идею взаимодействия четырех государств, стараясь подвести под это взаимодействие практическую основу.
Речь, в частности, идет о создании условий для свободного перемещения и торговли по типу тех, что существуют в рамках Соглашения о транстасманских поездках и Торгового соглашения о более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией. К ним, как предполагается, и могут в конечном счете присоединиться Канада и Великобритания. Скиннер и его коллеги значительно популяризировали и расширили эту идею, создав даже организацию CANZUK International.
На фоне процессов по выходу Великобритании из Евросоюза все больше влиятельных и узнаваемых лиц ратовали за скорейшее создание «альянса четырех». Так, после референдума по Брексит в 2016 году и решения Соединенного Королевства покинуть Европейский союз экономист Эндрю Лилико и писатель Джеймс К.Беннетт, историк Эндрю Робертс и многие другие открыто выступили за объединение Канады, Австралии, Новой Зеландии и Соединенного Королевства. При этом Эндрю Робертс предположил, что новый блок мог бы сформировать третью «опорную силу» Запада (наряду с США и Европейским союзом). Забегая вперед, Робертс даже утверждал, что из-за своего территориального охвата и развитой экономики новый союз можно было бы квалифицировать как «великую державу» или потенциально «глобальную державу».
Другие сторонники CANZUK, такие как старший экономист из аналитической службы Policy Exchange Эндрю Лилико, характеризуют конечную цель организации как создание «геополитического партнерства», подобного ЕС. В версии, которую поддерживают Лилико, правозащитная группа CANZUK International и Консервативная партия Канады, идея включает создание зоны свободного передвижения товаров и услуг, а также соглашение в области безопасности.
Более общая концепция углубления торговых связей (с многосторонним соглашением или без него) имеет множество других сторонников. Среди них премьер-министры Австралии Скотт Моррисон и Канады Джастин Трюдо, бывший премьер Великобритании Тереза Мэй и премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн.
Политическое фантазерство, или Прообраз будущих отношений
Поначалу, т.е. еще в 2015 году, CANZUK представлялся как широкий торговый альянс, призванный стать ответом на Брексит. Кроме того, предполагалось, что четверка будет опираться на разведывательный альянс Five Eyes, в который также входят США. При этом одновременно будет укрепляться торговое, внешнеполитическое и оборонное сотрудничество.
Однако спустя пять лет эти идеи так и не материализовались в далекоидущий политический проект. Ни одно из четырех правительств не озвучило во весь голос желание объединиться в новый союз. Правда, с течением времени голоса влиятельных политических сил не только Великобритании, но и других стран проекта будут звучать все отчетливее в пользу претворения в жизнь идеи создания нового объединения. Ведь в пользу этого говорит тот факт, что предлагаемый блок объединит три из 15 крупнейших экономик мира - вместе с Новой Зеландией, которая находится на 54-м месте. И таким образом блок охватит более 136 млн. человек. В совокупности CANZUK будет обладать самой большой сушей в мире и, следовательно, самыми большими запасами природных ресурсов.
Преимущество в создании этого альянса и в использовании всеми четырьмя странами английского языка в качестве государственного, наличие общей культуры, традиций, общего гуманитарного пространства. CANZUK может обеспечить повышенную мобильность граждан четырех стран с точки зрения работы, учебы, пенсионного обеспечения.
Однако все это лишь предположения. Реальность же такова, что, согласно оценкам, в результате Брексит и карантинных мер валовой внутренний продукт (ВВП) Великобритании сократится на 5% в течение следующих 15 лет. И хотя CANZUK дает некоторую надежду на обеспечение будущей экономической мощи Великобритании, он никоим образом не может компенсировать доступ на рынок ЕС. В 2019 году Великобритания экспортировала в страны ЕС товаров и услуг на сумму 274 млрд. фунтов стерлингов. Евросоюз является крупнейшим торговым партнером страны, на долю которого приходится 47% от общего объема торговли Великобритании. Тогда как на Канаду, Австралию и Новую Зеландию вместе приходится всего 3,5% торговли Великобритании. Поэтому те, кто делает обнадеживающие заявления, что CANZUK может заменить потерю торговли между ЕС и Великобританией, попросту выдают желаемое за действительное.
Отношения на расстоянии
К сложностям взаимодействия в рамках нарождающегося союза следует отнести и влияние фактора расстояния. Так, совершенно очевидно, что огромные физические расстояния между государствами могут серьезно затормозить планы по развитию сотрудничества. Достаточно отметить, что Канада, к примеру, находится на расстоянии 14 150 км от Австралии, в то время как Британию и Новую Зеландию разделяют 18 389 км.
Как известно, важным условием для экономического развития и экономической интеграции является близость к развитым рынкам. Это позволяет оптимизировать производственные цепочки, развивать кооперационные связи, обеспечивать реализацию произведенной продукции в кратчайшие сроки. При тех расстояниях, что отделяют страны CANZUK друг от друга, это становится весьма трудновыполнимой задачей.
Скажем, наиболее интегрированной отраслью в мировой промышленности является автомобилестроение. Для выпуска одного автомобиля в той же Великобритании требуются компоненты из деталей, выпущенных в других странах. Компоненты, произведенные в Германии для британских автомобилей, доставлять легче и дешевле, чем те, которые произведены в Австралии. Поэтому кооперация и экономическая интеграция явно не про CANZUK.
Хотя справедливости ради следует признать, что так считают не все. Сторонники CANZUK указывают на Китай, производителя №1 в мире, товары которого без труда преодолевают большие расстояния. Они говорят, что сотрудничество между четырьмя странами может распространиться на высокотехнологичные инновации и даже освоение космоса. Но и они забывают, что Китай - это мировая фабрика, где производство продукции значительно менее дорогостоящее, чем в Австралии. Причем там выпускается практически все. Не факт, что в Австралии может производиться то, что нужно заказчику на берегах Туманного Альбиона. Да и согласен ли он будет ждать товар, сделанный в «дорогой» стране, да еще гораздо больше времени, чем тот, что можно доставить и быстрее, и дешевле из того же Китая или Индии?
В пользу геополитики
Сегодня идея CANZUK продвигается в основном правыми политиками и аналитическими центрами, поддерживающими Брексит. Они надеются, что демократическая администрация Джо Байдена, вероятнее всего, поддержит предложенный блок. Ведь он позволит создать третью мощную структуру в рамках западного мира наряду с США и ЕС.
Сторонники Брексит и их единомышленники в Канаде, Австралии и Новой Зеландии считают, что опыт исторических связей может стать основой для создания и новых союзов вне Европы. Так, апеллируя к особой идентичности и международной роли, эти политические круги не скрывают намерений укрепить позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, удельный вес которого в мировой политике в ближайшие десятилетия, вероятно, не будет уступать Евроатлантике.
Такие планы в какой-то мере созвучны предложению Лондона создать союз стран-единомышленников, чтобы оказать давление на КНР по Гонконгу.
США, Канада, Австралия и Новая Зеландия (союзники Британии по Альянсу специальных служб «Пять глаз») допускают возможность расширения повестки и совместного координирования, например, борьбы с COVID-19. Этот вопрос, в частности, был предметом министерской онлайн-встречи в июне 2020 года. Премьер-министр Австралии С.Моррисон накануне совещания выражал надежду, что разведывательный альянс будет содействовать выработке общей стратегии по преодолению экономических последствий пандемии и созданию альтернативных цепочек поставок, чтобы снизить зависимость от Китая.
Но, как известно, союзы, основанные по принципу «дружим против», - недолговечны. Сегодняшняя конъюнктура подсказывает идеологам CANZUK, что ветер дует в их паруса. Тем более что Вашингтон, имеющий исключительное влияние на все государства четверки, намерен укреплять связи между либеральными демократиями, поддерживать институты, которые ослабли из-за доминирования Китая в отношениях с отдельными странами Запада. Но политическая конъюнктура переменчива, как и ветер. А союзы основываются, как минимум, на десятилетия. Что будут делать инициаторы CANZUK, когда американская администрация в очередной раз сменится, или если взаимодействие с Китаем станет более выгодным, нежели соперничество? Есть ли у них план «Б» и имеется ли вообще видение на далекую перспективу? Дальше идут вопросы, ответы на которые еще только предстоит найти.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: