Автор: НУРАНИ
Армения несколько раз оказывалась на советском и постсоветском пространстве первой в весьма и весьма сомнительных «достижениях». Именно здесь в 1972 году произошел первый в СССР случай «киднеппинга», то есть похищения ребенка с целью выкупа. Бандиты выкрали сыновей-близнецов местного «цеховщика», причем мальчиков убили сразу, а торг еще продолжался. 5 августа 1977 года в Ереване случилось «ограбление века»: местные воры обчистили Госбанк Армянской ССР и увели астрономическую по тем временам сумму - полтора миллиона советских рублей.
В том же 1977 году в Армении чекистам пришлось раскрывать настоящий террористический заговор. Местные националисты во главе со Степаном Затикяном взорвали несколько «адских машин» в Москве, в том числе в метро. Самый громкий на пространстве бывшего СССР теракт тоже произошел в Ереване. 27 октября 1999 года пятерка террористов во главе с Наири Унаняном ворвалась в парламент Армении и устроила бойню, убив в числе прочих спикера парламента и премьер-министра. В июле 2016 года новый теракт - захват полицейской базы в центре Еревана в лучших, вернее, худших традициях семидесятых годов, с протараненными грузовиком воротами, захватом заложников и т.д. В феврале-марте 2021 года у Армении нарисовался серьезный шанс войти в историю постсоветского пространства и в качестве первой страны, где произошел классический военный переворот, но не получилось.
Переворот за вычетом… армии?
Ереван продолжает бесперебойно обеспечивать мировое информационное пространство горячими новостями об отставках, митингах, демонстрациях, скандальных разоблачениях и т.д. И возможно, по законам жанра здесь должны были последовать подробный разбор последних «горячих новостей» и прогнозы, какая группировка и чей клан может считать себя победителем, кто проигрывает, и если проигрывает, то надолго ли, и т.д.
Но чем бы ни закончился нынешний виток внутриполитического противостояния в Армении, несомненно одно. В этой стране не просто внутриполитический кризис - здесь идет полным ходом процесс разрушения самой модели армянской государственности. И самое главное, нынешний кризис выявил весьма и весьма неприятную сторону жизни сегодняшней Армении - у этой страны, как выяснилось, попросту нет армии.
В мире чуть больше двух десятков государств, где официально нет такого института, как собственная армия. У Японии вместо армии Силы самообороны. В Исландии существуют вооруженные силы, но не армия в классическом смысле. В Коста-Рике армию еще в 1948 году заменили на гражданскую гвардию. На Гаити армия была официально распущена после ввода в страну войск США. Точно так же прекратили существование вооруженные силы Панамы, острова Вануату, Палау, Науру обходятся без армии просто потому, что содержать ее слишком накладно. Формально Армения к их числу как бы не относится. Существование армии прописано здесь во всех требуемых законах, политики всех рангов не упускают случая засвидетельствовать свое почтение «людям в погонах». Но последние драматические события не оставили сомнений: формально, конечно, у Армении есть армия, министр обороны, генштаб, генералы и прочие высокопоставленные чины, но фактически ее нет.
Последствия разгрома
Здесь, прежде всего, опять приходится возвращаться к весьма печальным для Армении результатам 44-дневной войны в Карабахе. Это не просто поражение. У Армении практически «перемолот» весь реальный военный потенциал. В своем обращении к народу после освобождения Лачинского района Президент Азербайджана Ильхам Алиев привел полный список уничтоженной техники.
Это не просто впечатляющие цифры. Уже в октябре 2020 года, в разгар войны, когда количество уничтоженных и взятых в качестве трофеев армянских танков превысило 280, Президент Азербайджана поставил вопрос ребром: «Откуда у них столько танков? К тому же это противоречит международным конвенциям, регулирующим этот вопрос. Так почему же структуры, которые должны были проводить мониторинги по этим конвенциям, не обращают на это внимания?» Эксперты тут же напомнили: в 1990 году был заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который уже оговаривал, сколько танков, БМП, артиллерийских орудий калибром 100 мм и больше, боевых самолетов и ударных вертолетов позволено иметь странам-участницам. Затем СССР распался, квоты разделили между республиками, и согласно им Армении и Азербайджану позволялось иметь в своих арсеналах 220 танков, столько же боевых бронированных машин, 285 артиллерийских систем, 100 боевых самолетов и 50 ударных вертолетов. Официально Армения заявляла, что у нее 110 танков.
А теперь выясняется, что уничтожено и взято в качестве трофеев более 300 танков. Прежде всего это наглядное доказательство, что Армения в течение многих лет систематически нарушала квоты ОБСЕ, стягивая на оккупированные азербайджанские земли солидный бронированный «кулак». Ереван стягивал все свои военные силы именно в Карабах, пребывая в полной уверенности, что защищать международно признанную территорию Армении будут союзники по ОДКБ и российская база в Гюмри. А значит, можно без опасений оголять тылы и перебрасывать в Карабах все что есть. А теперь это «все что есть» перемолото, разбито, уничтожено и взято в качестве трофеев. Причем итоги войны оказались красноречивым доказательством, что со своей боевой задачей - удержать контроль над чужими захваченными землями - армянская армия не справилась. И не потому, что «размапеты» (высокопоставленные военные чины) вдруг вспомнили о международном праве и границах. Просто не хватило сил и выучки - современный городской фольклор это определяет фразой «ну не шмогла».
Армянская «Свадьба в Малиновке»
Военное поражение, сильнейшая деморализация, 10 тысяч дезертиров - все это, понятным образом, сбивает военный рейтинг Армении на уровень «ниже плинтуса». Никуда не исчезли и старые проблемы армянской армии - от ее чудовищной коррумпированности до бытовой неустроенности солдат. Можно сколько угодно иронизировать по поводу «кальсон стратегического назначения». Но как показывает практика, в реальной войне на боеспособность влияет все, включая солдатский паек и нижнее белье.
Изрядно подрастеряв боеспособность как таковую на внешней арене, армянская армия остается, тем не менее, силовым инструментом на арене внутренней. Говоря иначе, боеспособной армии у Армении нет, а вот «люди с ружьями» есть. И местные политические бонзы всеми силами пытаются перетянуть этих самых «людей с ружьями» на свою сторону во внутриполитических разборках.
И если в Армении с политическими декларациями выступают не только, к примеру, начальник генштаба, но и командиры корпусов, то такое привлечение вполне возможно. В самом деле, еще в «нулевые» в Армении заговорили о том, что в вооруженных силах царят нравы «зоны». Там военачальники соревнуются между собой в длине кавалькад джипов с личной охраной и т.д. В 2008 году из армии подавали в отставку генералы - сторонники Левона Тер-Петросяна. Едва придя к власти, Никол Пашинян устроил «армейскую чистку», пытаясь выдавить из вооруженных сил сторонников «карабахского клана», но потерпел крах. Наконец, уже в разгар войны свои «отряды» формировали олигархи, политические партии и т.д. Откуда уже один шаг до гражданской войны. Такое вот новое прочтение старого лозунга о переходе войны империалистической в войну гражданскую.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: