25 Ноября 2024

Понедельник, 00:26

«ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЦЕЛУЙ» НА КАРАБАХСКОМ ПОЛЕ

Чего пытаются добиться Пашинян и Макрон, или Что стоит за парижским визитом?

Автор:

16.06.2021

Вариантов внешней политики едва ли меньше, чем государств на планете. Страна может ориентироваться на союз с Россией или Китаем, США или Европой, вступать в военные блоки или придерживаться нейтралитета, активно завязывать международные связи. Или, к примеру, вести «изоляционистскую» политику (насколько, конечно, это возможно в современном мире), с кем-то дружить и с кем-то враждовать. Но в любом случае этот самый внешнеполитический курс должен быть понятным и предсказуемым. И уж точно не строиться по принципу «то берег, то море, то солнце, то вьюга». Но эти простые истины точно не про Армению, где внешнеполитический курс выписывает самые замысловатые кульбиты. Так, Никол Пашинян, исполняющий обязанности премьер-министра Армении, неожиданно для многих вдруг отправился в Париж, а оттуда в Брюссель. Причем сделал это в разгар предвыборной кампании, что уже само по себе беспрецедентно: накануне важного плебисцита первым лицам покидать страну не полагается. 

 

Парижский вояж

На первый взгляд, итоги французского визита Никол Пашинян вполне может записать себе в актив, чего не сказать о принимающей стороне. Президент Франции Эмманюэль Макрон, встретив в Елисейском дворце Никола Пашиняна, заявил: «Азербайджанские силы должны выйти с территории суверенной Армении». При этом требовал освободить «не только военнопленных, но и всех удерживаемых лиц» и напирал на роль Франции в поддержании мира. Еще дальше пошел спикер Национального собрания Франции Ришар Ферран, который на встрече с Николом Пашиняном не только сказал, что Париж уделяет пристальное внимание процессам, происходящим на Южном Кавказе, но и заверил ереванского гостя: «Франция на стороне Армении, передайте, пожалуйста, наше послание армянскому народу. Мы сделаем все возможное для установления стабильности и процветания в Армении. Вы всегда полагались на нас. Вы можете положиться на нас сейчас и в будущем».

В Баку все это вызвало понятное недоумение и возмущение. МИД Азербайджана в связи с заявлениями Макрона напомнил, что, во-первых, мир в регионе обеспечивают российские миротворцы и Франция здесь ни при чем. Говоря же о требовании Макрона, чтобы «азербайджанские войска покинули территорию Армении», официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева напомнила: «Мы еще раз подчеркиваем, что азербайджанские военные служат на своей родной земле. Франция с 1997 года является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, но, к сожалению, Париж никогда не выступал с призывами вывести ВС Армении с оккупированных азербайджанских земель». Наконец, и с «освобождением всех удерживаемых лиц» не все ясно: военнопленных Азербайджан вернул, а вот пойманные «на горячем» террористы и диверсанты должны ответить за свои действия. «Не секрет, что у Франции имеется особая симпатия к Армении, но Париж, как сопредседатель МГ ОБСЕ, должен сохранять нейтралитет. Мы надеемся, что Франция будет придерживаться нейтралитета и непредвзятости в рамках своего мандата сопредседателя», - заявила она. 

Но зачем Эмманюэлю Макрону понадобилось так обхаживать Никола Пашиняна? Чего в реальности хотят добиться Франция и Армения? 

 

Планы ереванские…

Так уж совпало, что Никол Пашинян отправился с визитом в Париж как раз накануне своего дня рождения. Вряд ли, конечно, он всерьез рассчитывал, что во Франции его, как поется в детской песне, «с днем рождения поздравят и оставят в подарок пятьсот эскимо». Но в том, что на вояж армянского лидера в его команде возлагались весьма серьезные надежды, однозначно. В Ереване не сомневались, что Пашинян обязательно привезет из Парижа реальные гарантии военной поддержки, инвестиции или еще что-нибудь. А такая активность Франции, то есть Европы и НАТО, уже должна была, по ереванским расчетам, заставить Россию вступить в «конкурентную борьбу» и усилить поддержку своего последнего бастиона на Южном Кавказе. Что принесет также и понятные предвыборные дивиденды. 

Но удалось ли Армении добиться серьезных успехов на французском поле - большой вопрос. Да, в Париже прозвучали громкие заявления в поддержку Армении, которые спровоцировали политический скандал с Азербайджаном, но не более. В Москве прекрасно понимают, что Армения, границы которой охраняют российские «зеленые фуражки», чью безопасность обеспечивает российская база в Гюмри и чья экономика держится за счет прямой и непрямой финансовой помощи России, никуда не денется. Так что на российском направлении визит Пашиняна в Париж в лучшем случае закончится ничем. А в худшем - Москва постарается доходчиво объяснить своему форпосту, что в вопросах политической ориентации лучше не своевольничать. 

 

…и планы парижские

Теоретически возможно, что в Париже рассчитывают встроиться в постконфликтное урегулирование, возродить Минскую группу и т.д. Но в этом случае Париж должен был бы, хотя бы для видимости, изображать нейтралитет. А здесь явно нечто иное, и это еще мягко сказано. 

Еще во время 44-дневной войны в Париже выступали с заявлениями, которые вызывали в Баку и недоумение, и возмущение. Во Франции обещали, что «не позволят» Азербайджану деоккупировать Карабах, повторяли бредовые фейки Еревана насчет «сирийских наемников», будто бы воюющих на стороне Азербайджана, и т.д.

Мотивы Парижа были понятны уже тогда. Франция старалась заявить о себе как о самостоятельном игроке на международной арене. Для начала в Париже попытались устроить соперничество с Турцией и даже отправили свои военные корабли на помощь Хафтару в Ливии. А в стремлении обзавестись собственными «прокси» Франция избрала на эту роль Армению. Тогда, в начале 44-дневной войны, рассказы о «самой боеспособной армии региона» и о «победах армянской армии» еще могли кем-то восприниматься на веру. 

Однако все это имело смысл в сентябре и начале октября 2020 года, но только не сейчас. На роль «прокси» для Парижа Ереван не годится. Надежды на «боевой дух армянских военных» оказались сильно преувеличенными, а рассказы о фантастической боеспособности армянской армии - тем более. Разгром в Карабахе, прорванная линия укреплений, смятая оборона, потеря контроля сначала над долиной Араза, а затем над Шушой, капитуляция, уничтоженный парк бронетехники, выбитый офицерский корпус, 10 тыс. дезертиров - не та картина, чтобы считать Армению ценным «прокси». Более того, никуда не исчезла и зависимость Армении от России. 

Так что парижские планы на ереванском направлении сузились до сугубо внутриполитических. Эмманюэлю Макрону нужно думать о предстоящих выборах - и это на фоне движения «желтых жилетов», неудач в борьбе с пандемией коронавируса, роста ультраправых настроений и прочих неприятностей. Голоса французских армян пришлись бы как нельзя кстати, и демонстративные «обнимашки» с Пашиняном вполне могут казаться удачным способом их заполучить. 

Только вот никуда не уйти от «цены вопроса» уже на азербайджанском направлении. Где французский бизнес теряет позиции и бьет тревогу, понимая, что остается в стороне от многомиллиардных контрактов на восстановление освобожденных от армянской оккупации территорий. Думающая часть французской элиты не может не понимать, что теперь политическую и экономическую «погоду» на Южном Кавказе определяет Азербайджан, с которым Макрон так опрометчиво испортил отношения ради голосов армян. У них, кстати, свое мнение относительно «капитулянта» Пашиняна. Его в Париже, напомним, местные армяне встречали акциями протеста. 

Так что результаты «обнимашек» с Пашиняном могут оказаться совсем не теми, на которые рассчитывал Макрон.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

212


Актуально