Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан 15 июня, посещение им города Шуша и подписание Шушинской декларации, несомненно, войдут в историю не только двусторонних отношений, но и всего региона как важное достижение, определяющее вектор политических процессов на годы вперед. Что касается непосредственно турецко-азербайджанского сотрудничества, то Шушинская декларация открывает новый этап сотрудничества. Впервые за многолетнюю историю крепкой дружбы в двустороннюю политико-правовую базу вводится термин «союзничество».
Военно-политические аспекты Шушинской декларации
Обращает на себя внимание расширенное трактование взаимных военно-политических обязательств. В случае угрозы или агрессии со стороны третьего государства или государств против независимости, суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности или безопасности международно признанных границ любой из сторон предусматривается провести совместные консультации и выступить с инициативами в соответствии с целями и принципами Устава ООН для устранения этой угрозы или агрессии. Также предполагаются оказание необходимой помощи друг другу в соответствии с Уставом ООН, организация согласованной деятельности силовых и командных структур вооруженных сил.
Несомненно, эти пункты Шушинской декларации развивают положения Договора о стратегическом партнерстве и взаимопомощи от 2010 года, согласно которому стороны обязуются оказывать взаимное содействие в случае вооруженного нападения или агрессии в отношении друг друга, «используя все возможности». В нем предусматривались и деятельность по техническому перевооружению для проведения совместных военных операций, взаимодействие в военно-технической сфере, проведение совместных военных учений и военной подготовки, правда, без конкретизации данных направлений.
В Шушинской же декларации акцент сделан именно на совместных усилиях по перестройке и модернизации вооруженных сил в соответствии с современными требованиями. Говорится о реализации мер, направленных на укрепление обороноспособности и военной безопасности, повышение навыков совместной деятельности вооруженных сил двух стран. То есть речь идет о координации и синхронизации процессов по строительству вооруженных сил, максимальной интеграции вооруженных сил двух стран. Этот процесс призван направлять регулярные совместные заседания советов безопасности обеих стран по вопросам национальной безопасности.
Обращает на себя внимание стремление государств выступать в единой военно-стратегической связке. Это значит, что не только Турция берет обязательство встать на защиту Азербайджана в случае нападения на него, но также Азербайджан будет купировать риски, связанные с военно-политической безопасностью Турции в регионе присутствия, т.е. на кавказском направлении. В мире, где долгосрочные или ситуативные военно-политические альянсы становятся актуальными, Азербайджан не может участвовать в одиночку в выстраивании национальной системы безопасности. Особенно учитывая, что Армения продолжает активно вовлекать в свои военно-политические игры против Азербайджана и Турции нерегиональных акторов. В частности, известно о стараниях Еревана сформировать военный альянс Армения-Греция-Кипр. Откровенные заявления президента Франции Э.Макрона о готовности оказать военную помощь Армении также могут восприниматься в Баку как угроза его безопасности.
Таким образом, военно-политический союз Азербайджана с Турцией призван сбалансировать риски от вовлечения Армении в военные альянсы с внешними игроками и в конечном счете может содействовать безопасности и стабильности на Южном Кавказе.
В тексте декларации особо подчеркнута роль Нахчыванской Автономной Республики в контексте восстановления всех экономических и транспортных связей, а также нормализации отношений между странами региона и обеспечения долгосрочного мира. При этом будет приниматься во внимание особое географическое положение Нахчывана, который является неким связующим звеном между Турцией и Азербайджаном и становится опорным географическим пунктом двустороннего взаимодействия. Здесь возможно осуществление не только двусторонних, но и многосторонних проектов. Например, с участием Ирана и тюркоязычных государств.
Неуместные спекуляции
Как известно, 17 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган упомянул о том, что создание военной базы ВС Турции в Азербайджане является исключительной прерогативой азербайджанской стороны. Он сказал, что этот вопрос не выходит за рамки положений Шушинской декларации, но не конкретизировал по этому поводу. «Эта тема может получить свое развитие в ходе консультаций президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом РФ Владимиром Путиным. И в ходе наших переговоров она тоже может реализовываться по-своему», - сказал он.
Некоторые ангажированные эксперты и издания сразу же поспешили связать эту тему с усилением НАТО в регионе и активизацией натовских приготовлений против России. При этом совершенно не упоминалось, что НАТО является самостоятельным институтом, с которым Азербайджан реализует Индивидуальный план партнерства, и что отношения с ним не выходят за рамки этого плана. А взаимодействие Азербайджана и Турции в военно-политической и военно-технической сферах может лишь опосредованно влиять на отношения Баку и Брюсселя. При этом сам блок НАТО не будет стремиться покровительствовать военно-политическим шагам Баку, осуществлять над ним опеку в какой-либо форме. Поэтому ни о каком противостоянии по линии НАТО-Россия в Азербайджане речи быть не может.
Неверно и предположение, что азербайджано-турецкое союзничество может стать прообразом формирования будущего военно-политического альянса между странами тюркского мира, основой для политического союза тюркских стран.
Надо понимать, что страны, объединенные в Тюркский совет, не ставят целью создание военно-политического союза и не стремятся к образованию единой военно-политической платформы, к унифицированным стандартам в своих вооруженных силах.
Кроме всего прочего, следует отметить, что военная доктрина Азербайджана, утвержденная в 2010 году, не предусматривает размещение иностранных военных баз в стране. Конечно, в свете происходящих в регионе изменений и учитывая характер азербайджано-турецких отношений в доктрину могут быть внесены коррективы. Однако на сегодняшний день характер двустороннего сотрудничества и обстоятельства, складывающиеся в регионе, предполагают скорее развитие интенсивных контактов военно-технического уровня и создание общей военно-технической инфраструктуры с Турцией. Строительство военной базы Турции в Азербайджане при этом исключается. Таким образом, в настоящее время ни в военно-стратегической, ни в политической плоскости данный вопрос не рассматривается. Причем в декларации особо отмечалось, что она не направлена против интересов третьих стран.
Экономическая интеграция, Зангезурский коридор и новые перспективы
Принятие Шушинской декларации очерчивает новые рамки экономического взаимодействия между Азербайджаном и Турцией. Отмечаются предпосылки к интеграции экономик двух стран. В частности, государства нацелены на создание элементов общего рынка труда и товаров, а также общей системы маркетинговых коммуникаций, особенно в осуществлении экспортно-импортных операций с третьими странами.
Особого внимания заслуживает желание развивать взаимовыгодное инвестиционное сотрудничество. В апреле текущего года министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров заявил, что в ходе работы азербайджано-турецкой межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству было достигнуто соглашение о создании совместного инвестиционного фонда. Переговоры по созданию фонда ведутся между ОАО «Азербайджанская инвестиционная компания» и Фондом национального благосостояния Турции. Обсуждаются вопросы, связанные с размером уставного фонда, а также перспективными направлениями деятельности.
Как известно, с 1 апреля 2021 года для взаимных поездок граждан Азербайджана и Турции наличие загранпаспорта не обязательно - достаточно иметь лишь удостоверение личности. Это способствует росту предпринимательской активности, стимулирует инвестиции малого и среднего бизнеса в сферы недвижимости, торговли, услуг.
А вступление в силу с 1 марта соглашения о преференциальной торговле между двумя странами позволяет считать вполне реальным увеличение взаимного товарооборота с нынешних $4,3 млрд. до $15 млрд. к 2023 году.
Примечательно, что, занимая первое место по инвестициям в ненефтяной сектор экономики Азербайджана, Турция старается укрепить свои позиции в этой сфере. В настоящее время в стране действуют 4,2 тыс. компаний с турецким капиталом. Общая сумма их участия почти в 300 проектах, в основном в ненефтяной сфере, составила $16,3 млрд.
Обзор экономических показателей свидетельствует, что Турция потихоньку выходит на первое место в азербайджанской торговле ненефтяной продукцией. Это дает ей возможность стать фактором, стимулирующим развитие азербайджанской экономики и позволяющим уравновесить ту роль, которую до сих пор играл российский рынок. Во многом этому способствует участие турецких компаний в проектах по восстановлению освобожденных азербайджанских районов.
В мае был опубликован указ Президента Азербайджана о передаче концессий на месторождениях «Гашгачай», «Эльбейдаш» и «Агдуздаг» двум турецким компаниям. Этот указ закладывает основы для кооперации между азербайджанским и турецким бизнесом в горнорудной промышленности и использования турецкой маркетинговой сети за рубежом для продвижения продукции горнорудной промышленности Азербайджана в третьих странах. Речь идет в первую очередь о железной руде, молибдене и меди.
Одно из центральных мест в тексте декларации было уделено осуществлению двумя государствами крупных энергетических и газовых проектов. Таких как Южный газовый коридор, в котором Турция и Азербайджан занимают ключевые позиции, транспортный коридор «Восток-Запад» и Средний международный транспортный коридор. При этом Анкара и Баку подчеркивали важное значение Зангезурского коридора, соединяющего Азербайджан и Турцию, и отметили перспективы строительства железной дороги Нахчыван-Карс, которая фактически замкнет региональный транспортный круг Баку-Тбилиси-Карс-Нахчыван-Зангезурский коридор-Баку.
Помимо уже сказанного, следует добавить, что сегодня Турция и Азербайджан формируют новую гуманитарную повестку. В Турции 2021 год объявлен «Годом Юнуса Эмре», а в Азербайджане – «Годом Низами Гянджеви». И, конечно, очень важно, чтобы гуманитарное, духовное сотрудничество двух стран имело осовремененные очертания. Материальное наследие наших народов, философия Эмре, Низами сегодня в свете двустороннего развития являются объединяющим началом, которое вдохновляет наши народы на новые горизонты духовного и идеологического единения. Шушинская декларация, вне всякого сомнения, является той платформой, которая будет обеспечивать устойчивость двусторонних отношений и создавать благоприятный региональный фон для взаимодействия международных акторов на годы вперед.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: