Автор: Натиг НАЗИМОГЛУ
В эти дни, ровно год назад, была совершена крупная военная провокация Армении на границе с Азербайджаном - последняя перед 44-дневной войной в Карабахе. Июльские бои стали не только очередным свидетельством агрессивной политики Армении в отношении Азербайджана, но и знаком необратимо приближающейся большой войны, которая могла иметь лишь один исход - освобождение оккупированных 30 лет назад территорий Азербайджана.
Крах армянской провокации
Начиная с 12 июля и в течение нескольких последующих дней вооруженные силы Армении посредством нанесения артиллерийских ударов предпринимали попытки наступления в направлении Товузского района Азербайджана. В результате этой вопиющей провокации погибли несколько военнослужащих Азербайджанской армии, в том числе и генерал Полад Гашимов.
Однако агрессоры получили адекватный ответ. Вооруженные силы Азербайджана, нанеся сокрушительные удары по вражеским позициям, защитили государственную границу страны. Отражение очередного акта военной агрессии Армении продемонстрировало мощь Азербайджанской армии, готовой к выполнению любых боевых задач по восстановлению территориальной целостности.
В своем выступлении на состоявшемся 13 июля 2020 года заседании Совета безопасности Азербайджана Президент Ильхам Алиев подтвердил, что Баку никогда не смирится с оккупацией своих территорий - Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи районов. Глава азербайджанского государства возложил всю ответственность за эскалацию напряженности на азербайджано-армянской границе на военно-политическое руководство Армении.
Между тем осуществлением июльской провокации Армения преследовала целый ряд задач. Первая из них, бесспорно, сводилась к захвату стратегических позиций Азербайджанской армии на Товузском участке границы, а также приграничных населенных пунктов Азербайджана.
Другая задача армянских агрессоров заключалась в том, чтобы посредством овладения стратегическими позициями и высотами в данной местности взять под свой контроль и при необходимости даже взорвать проходящие близ нее трубопроводы, играющие важную роль в развитии всего региона.
Июльская военная провокация Армении очевидным образом была направлена и на вовлечение в конфликт третьих сторон, прежде всего Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Расчет строился на том, чтобы выставить Азербайджан виновником эскалации и обеспечить поддержку очередного акта армянской агрессии со стороны России и других стран - членов ОДКБ. Не случайно Армения, подвергая обстрелам армейские позиции и гражданское население в Товузском районе Азербайджана, одновременно самым лицемерным образом обращалась к международной общественности с просьбой об оказании ей помощи. Она громогласно заявляла о необходимости принятия срочных мер якобы в целях «укрепления режима прекращения огня на линии соприкосновения войск».
Все эти факторы составили основу провокативной мотивации армянской стороны, главная цель которой заключалась в стремлении закрепить региональный статус-кво, сложившийся как результат оккупации пятой части международно признанной территории Азербайджана. Ереван желал свести на нет переговорный процесс под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ или, в крайнем случае, направить его в удобное для Еревана русло «вечной симуляции».
Однако исход июльских боестолкновений, ставших самыми крупными со времени апрельской войны 2016 года, обозначил крах армянских расчетов. В Ереване просчитались и поняли это уже тогда, когда в ответ на мольбы о помощи к союзникам глава российского МИД Сергей Лавров фактически обозначил виновником июльских боев Армению.
Июльские события продемонстрировали всему миру следующее: Азербайджан никогда не смирится с оккупацией своих территорий. Пресечение очередной армянской провокации вызвало значительный подъем патриотического духа азербайджанского народа. Это показали как массовые шествия в Баку, так и акции, организованные азербайджанской диаспорой во многих мировых столицах, некоторые из которых превратились в арену столкновений между азербайджанцами и представителями агрессивного армянства. В те дни годичной давности стало ясно, что терпение азербайджанского народа уже на исходе, и он не будет ожидать следующих 30 лет. Единство народа, армии и азербайджанского государства сыграло ключевую роль в начавшейся спустя два с половиной месяца после июльских боев 44-дневной войны.
Война не имела альтернативы
Во время июльских боев мировое сообщество получило явное доказательство того, что Азербайджан, как и многократно предупреждал ранее официальный Баку, не допустит симуляции переговоров. Армения была поставлена перед выбором: либо она согласится конструктивно обсуждать вопрос деоккупации территорий Азербайджана, либо переговоров не будет вовсе. Поэтому военная провокация Армении, что называется, ребром поставила вопросы о том, как вообще сложится ситуация в регионе карабахского конфликта, что будет дальше с процессом его мирного урегулирования.
Мирный процесс оказался, по сути, в тупике. Сопредседатели МГ ОБСЕ - Россия, США и Франция - продолжали призывать конфликтующие стороны к скорейшему началу предметных, или субстантивных, переговоров. То есть, по сути, к тому, за что усиленно все время выступал Азербайджан, предлагая Армении незамедлительно приступить к разработке всеобъемлющего мирного соглашения.
Однако Армения все так же упрямо отвергала все эти призывы Баку и международных посредников. Поскольку предметные переговоры предполагали конкретное обсуждение основополагающих вопросов урегулирования. Какой же вопрос являлся краеугольным в карабахском конфликте, вопросом, требующим своего первостепенного разрешения? Безусловно, была необходимость пресечения оккупации вооруженными силами Армении части международно признанной территории Азербайджана. Поэтому планы урегулирования конфликта, базировавшиеся на так называемых «обновленных Мадридских принципах», предусматривали в числе своих приоритетов вывод армянских вооруженных сил из оккупированных районов Азербайджана. Осознавая данную неизбежность, являвшуюся одним из основополагающих положений урегулирования, Ереван пытался на переговорах привлечь внимание исключительно к второстепенным аспектам. Тем самым целенаправленно затягивался процесс мирного разрешения конфликта. В частности, Армения пыталась протолкнуть на стол переговоров вопрос «расследования вооруженных инцидентов», словно эти инциденты были причиной, а не следствием развязанного ею многолетнего конфликта.
Таким образом, не желая мириться с необратимым рассмотрением вопроса о деоккупации Карабаха в ходе предметных переговоров, государство-агрессор и делало ставку на осуществление принявших фактически безостановочный характер провокаций и диверсий. Даже после июльских боев, обернувшихся крахом военной провокации Армении, она продолжала эскалировать напряженность на границе с Азербайджаном. Это были новые акты агрессии с ее стороны, гибель и ранения азербайджанских военнослужащих, констатированные в беспрецедентных заявлениях Президента Азербайджана, факт подрыва Ереваном переговорного процесса. В случае непрекращения провокационных действий была перспектива неизбежного распространения военных действий на территорию самой Армении. Все эти факторы свидетельствовали об угрожающем широкомасштабной войной витке напряженности в зоне конфликта.
Каковым же в сложившейся тогда, в июле 2020 года, реальности был шанс на мирное урегулирование конфликта? Ответ однозначен: практически никаким, ибо Армения не только не выражала желания и, тем более, готовности прекращать оккупацию азербайджанских территорий, но и всячески демонстрировала свое намерение закрепить последствия оккупации (об этом свидетельствовал, в частности, целый ряд провокаций с личным участием армянского премьера Никола Пашиняна). Однако вопреки планам и расчетам Еревана реальная ситуация, основывающаяся, прежде всего, на итогах провалившейся июльской провокации страны-оккупанта, доказывала, что тот статус-кво, который сложился вследствие военной агрессии Армении еще в начале 1990-х годов, не может далее продолжаться, и этому должен быть положен конец. Причем если не по доброй воле, то принудительно. Ибо фактический провал переговорного процесса уже не оставил перед Азербайджаном иной альтернативы, кроме военного пути освобождения Карабаха и восстановления своей территориальной целостности. Только так могла быть восстановлена историческая справедливость, обеспечены торжество принципов и норм международного права в регионе карабахского конфликта, реализация четырех резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривавших безоговорочный вывод армянских вооруженных сил с территории Азербайджана.
В июле 2020 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев предупредил: «Грязная и коварная политика Армении приведет ее к краху». Это предупреждение доказало свою правоту спустя чуть более двух месяцев.
Предпринятая 27 сентября армянскими агрессорами очередная попытка наступления на позиции нашей армии, военные объекты и населенные пункты Азербайджана имела для Армении самые печальные последствия. Контрнаступательная операция Вооруженных сил Азербайджана ознаменовалась сокрушительным поражением Армении. Всего за 44 дня Азербайджанская армия ликвидировала строившуюся на протяжении трех десятилетий глубокоэшелонированную оборонительную систему оккупантов. Разгромленная армянская армия была изгнана с территории Азербайджана.
Захватническая политика Армении, как и предупреждал Ильхам Алиев, потерпела полный крах. Агрессоры не учли многих уроков, которые ранее преподносила им сама жизнь. Наиболее убедительными из них и стали прошлогодние июльские бои - пролог Великой Победы Азербайджана.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: