Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Лето 2021 года выдалось слишком щедрым на климатические катаклизмы: сообщения о наводнениях, пожарах, смерчах, селях, оползнях, пыльных бурях, ливнях и засухах были в числе самых главных новостей наряду с последними данными по пандемии коронавируса и спортивными новостями с летней Олимпиады в Токио. Причем зачастую в отдельно взятых регионах погодные аномалии настолько резко сменяли друг друга, что люди буквально не могли опомниться, из адской жары попадая в эпицентр идущего стеной дождя.
Бедствия с последствиями
Наводнение в Западной Европе, вызванное штормом под названием «Бернд», стало крупнейшим за последние 100 лет и привело к гибели десятков человек. Больше всего пострадали города в Германии и Бельгии, а также в Нидерландах, Франции, Люксембурге. Отдельный водный апокалипсис случился в Лондоне, затопив местное метро. От высокой воды, вызванной сильными ливнями и паводками, также досталось многим российским регионам, особенно курортам на юге страны. Настоящим бедствием стали наводнения, оползни и пожары в Китае, Афганистане, Японии, Индии и Турции.
Что и говорить, этим летом дождь прошел даже в самом засушливом национальном парке США - Долине Смерти и впервые за долгое время в Гренландии. Невиданные ранее ураганы и смерчи, возникающие на линии соприкосновения воздушных фронтов, принесли разрушения и стали причиной гибели людей в Чехии, в Тверской области России. Одновременно засуха поразила северные регионы Казахстана, российских Калмыкии, Башкортостана, Татарстана и других областей РФ. Обмеление рек, падение уровня озер, полное высыхание ручьев и колодцев наблюдаются во многих южных странах мира. От сильной засухи страдает Иран, где пересохло свыше 80% земель, почти полностью иссякли запасы воды из открытых источников. Аналогичные проблемы наблюдаются в Иордании, где практически во всех водохранилищах уровень воды упал до критически низкого показателя.
Рекордно жаркая температура наблюдалась во многих частях мира - от России до Канады, причем держалась она также рекордно долго. В Великобритании установилась жаркая безоблачная погода, больше характерная для юга Европы. В Гонконге наблюдалась самая высокая температура за всю историю, в России в некоторых регионах температура превышала показатели нормы аж на 5-10 градусов. В Канаде национальный температурный рекорд был побит в июне, когда в городе Литтон было зафиксировано 49,6°C. Из-за высоких температур и сильного ветра стали возникать лесные пожары, которые особенно небывалый масштаб приобрели в российской Якутии. От пожаров пострадали и многие другие регионы РФ - Мордовия, Карелия, Воронежская область, Поволжье и др. Огромными пожарами оказались охвачены американские штаты Калифорния и Орегон, горели обширные территории в Канаде.
В братской Турции
В бассейне Средиземного моря сильные пожары охватили леса и туристические курорты Турции, Греции, Ливана, Италии, Алжира, Израиля и Испании.
Впрочем, в Турции, где с конца июля огонь бушевал в нескольких провинциях, правительство сразу же выступило с подозрениями, что, помимо климатического фактора, могли иметь место и злоумышленные действия. Так и оказалось, когда 1 августа ответственность за лесные пожары взяла на себя организация «Дети огня» - подразделение Рабочей партии Курдистана (РПК), которая признана террористической в Турции. В июле террористы сообщали, что сожгли десятки объектов в разных городах Турции - яхты, лодки, машины, склады. Кроме того, в 2019 и 2020 годах организация также брала на себя ответственность за лесные пожары в стране. В этом году огонь удалось сдержать от сползания к береговой зоне и курортным отелям, но помимо леса сгорели деревни и сельскохозяйственные угодья, погибли семь человек, а также тысячи диких животных.
Отрадно, что соседние государства не оставляли друг друга в беде, и, конечно, с пожарами братской Турции помог бороться Азербайджан. Можно сказать, что огненная беда в Турции стала ярким примером, как изменение климата может не только добавить новых проблем, но и обострить существовавшие ранее. Например проблему терроризма, когда неблагоприятные погодные условия могут фактически стать благодатной почвой для преступников…
Последствия климатических изменений
Увы, опасные последствия природных катаклизмов на этом не заканчиваются. Стихийные бедствия могут значительно обострить проблему с беженцами, которая сейчас актуальна для многих стран той же Европы и опять-таки Турции, а также вызывать серьезные социальные потрясения. Начиная с середины июля в Иране в связи с катастрофической нехваткой воды прошли демонстрации, во время которых погибли люди. Еще одним очень вероятным последствием климатических изменений, особенно связанных с засухой и нехваткой воды, могут быть приграничные конфликты, особенно на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Да и кто знает, насколько от такого сценария застрахована сама Европа, если ситуация вдруг приобретет крайне критический характер.
И случиться это может уже в самом ближайшем будущем. В отчете за 7 августа Межправительственной группы экспертов по изменению климата Организации Объединенных Наций говорится, что Землю ждет необратимая катастрофа из-за глобального потепления - планета преодолеет критический температурный порог уже в 2030 году. Согласно данным экспертов организации, на Земле может быть нарушен температурный предел, если к 2030 году выбросы углекислого газа не будут сокращены вдвое, а к 2050-му - полностью. А это значит, что число стихийных бедствий будет только нарастать и лето 2021 года может повторяться теперь каждый раз, а то и вовсе может потом показаться относительно спокойным. Это когда уже будет с чем сравнивать.
Ученые предупреждают, что из-за потепления климата могут растаять большие массивы льдов, которые затопят значительную часть суши и даже сотрут с лица земли целые страны. Нетрудно предугадать, что такой сценарий полностью переформатирует привычную жизнь на нашей планете во всех сферах - экономической, политической, духовной, культурной. Если ущерб даже от сравнительно локального наводнения в Западной Европе достиг 7 млрд. евро, то в случае глобального потопа вряд ли в ближайшие десятилетия, а то и столетия, человечество сможет вернуться к привычной хозяйственной, производственной и научной деятельности. Это не говоря уже про человеческие жертвы.
К счастью, это пока слишком радикальный сценарий. Наиболее вероятно же другое - вследствие неблагоприятных погодных условий многие страны начнут испытывать серьезные проблемы с продовольственной безопасностью. И это уже действительно страшно, потому что недостаток продовольствия может создать затруднения даже для развитых стран. А что будет в таких странах, где население ранее массово болело и погибало от систематического недоедания и голода? Например, как сообщает ООН, Мадагаскар уже находится на грани первого в мире голода, связанного с изменением климата. Из-за самой сильной за четыре десятилетия засухи, которая длится практически четыре года, были опустошены изолированные фермерские общины на юге страны. Из-за отсутствия пищи люди едят саранчу и листья кактуса, цены на продукты выросли в три-четыре раза, и местные жители продают свою землю ради денег на еду.
В поисках путей
Есть ли какой-то выход из ситуации? Политики пока в целом отмалчиваются, эксперты рассуждают, но как-то неуверенно. Можно, например, остановить большую часть производства и остальную бурную человеческую деятельность, и это будет мерой действенной. Это доказал тот же самый недавний период практически всемирного карантина, когда во многих государствах резко очистились воздух, вода и т.д. Способ действенный, но совершенно нереальный. Потому что человечество на это не пойдет, хотя бы потому, что не сможет договориться об этом, не сможет себя организовать. Конечно, если в ситуацию опять не вмешается какой-нибудь вирус или что-нибудь в этом роде… Но это опять-таки из области фантастики.
Скорее всего в ближайшее время во многих странах будут приняты так называемые углеродные налоги, которые будут в большей степени распространяться на углеродоемкие отрасли - нефтехимические и химические производства, а также, вероятно, на сельскохозяйственную деятельность. Однако вопрос в том, не запоздал ли такой «зеленый переход»? Кроме того, те же солнечные батареи или аккумуляторы электромобилей тоже ведь требуют производства, а значит, энергии и материалов. А состоят они вовсе не из экоэлементов, а из вполне себе токсичных веществ. Да и АЭС, как мы знаем после случившегося в Чернобыле и Фукусиме, в один момент могут причинить столько ущерба, сколько не сделает ни одна ТЭЦ или ГРЭС. С таким же скепсисом можно отнестись и к разговорам, что человечеству необходимо всерьез пересмотреть привычки питания и поставить вопрос о потреблении мяса. Дело в том, что мясо составляет важную основу рациона питания, чего нельзя сказать о многочисленных деликатесных продуктах, существование которых явно никак не скажется на выживании человечества как вида. Поскольку предложения по поводу деликатесов пока не поступают, закрадывается предположение, что, возможно, опять-таки речь идет о банальном переделе глобального рынка…
Справедливости ради необходимо добавить, что не все верят в чисто антропогенную причину изменения климата. Кто-то указывает на то, что Земля просто проходит определенный цикл потепления, который случался и раньше, кто-то говорит о смещении полюсов нашей планеты, особенностях солнечной активности. Высказываются предположения даже о климатическом оружии, которое, якобы, применяется в целях нового передела мира, замаскированного под борьбу с глобальным потеплением. В результате, так как точную причину климатических катаклизмов установить невозможно и не существует никакого четкого, реального, глобального плана противодействия, остается сосредоточиться на последствиях.
Зато одно понятно уже совершенно точно. Если раньше вопросы, касающиеся климата, были сравнительно легкой темой международных отношений, уделом неких «избранных», которые как бы не желали заниматься действительно чем-то серьезным, то сейчас все кардинально меняется. Климат становится важнейшим геополитическим фактором, одной из самых актуальных проблем человечества. Еще несколько лет назад на различных масштабных мероприятиях - саммитах и конференциях - проблема глобального потепления могла объединить даже самых непримиримых врагов и специально включалась в итоговые документы, когда, собственно, ничего другого сказать было нечего. Теперь же климат станет основным яблоком раздора, когда государства мира начнут распределять, кому нести основную тяжесть снижения выбросов в атмосферу, как делить климатических беженцев и критически важные ресурсы, и, конечно, кому получать выгоды от нового «зеленого» мира - в виде новых производств, новых услуг, новых транзитных маршрутов…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: