Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Недавний визит министра обороны США Ллойда Остина в Черноморский регион (Грузия, Румыния и Украина) напрямую связан с противостоянием по линии США/НАТО и Россия. Тем более что сразу после переговоров в Грузии и Украине Остин принял участие в саммите министров обороны НАТО в Брюсселе, где был согласован секретный план по сдерживанию «потенциальной агрессии со стороны РФ». По мнению экспертов по обе стороны Атлантики, два геополитических противника сознательно повышают ставки в Украине и Грузии. При этом в России пытаются сыграть на противоречиях между США/НАТО и ЕС, а также, возможно, на конфронтации между США и Китаем. И все это на фоне внутриполитических кризисов, зреющих в Грузии и Украине. Так что, судя по всему, несмотря на набирающий обороты энергетический кризис в Европе, зима обещает быть жаркой.
Усилия по сдерживанию Кремля
Находясь в Тбилиси, Остин высказался вполне однозначно: пообещал «поддержать и укрепить суверенитет стран, которые находятся на переднем крае по отражению российской агрессии». Затем главы Пентагона и грузинского оборонного ведомства Джуаншер Бурчуладзе подписали меморандум о военном партнерстве, где говорится о долгосрочной политике США по оказанию помощи Грузии, в том числе в улучшении ее обороноспособности, опять-таки сдерживании агрессии извне и продвижении страны по пути евроатлантической интеграции. Как считают наблюдатели, не исключается, что в случае нового обострения ситуации в Донбассе или роста напряженности в Южной Осетии в Грузии могут быть размещены военные опорные точки США. Даже есть мнение, что на территории Грузии может появиться американская военная база.
Затем уже в столице Украины, 19 октября, Остин, что называется, еще больше поднял градус и окончательно наступил на все «красные линии» России. Вашингтон, как было заявлено, продолжит вооружать ВС Украины. По словам главы Пентагона, руководство США всецело поддерживает стремление Киева в НАТО, и, как было подчеркнуто, никто не вправе этому препятствовать. «Я здесь, чтобы подтвердить нашу непоколебимую поддержку суверенитета, территориальной целостности и евроатлантических устремлений Украины и выразить нашу приверженность укреплению способности Украины сдерживать дальнейшую агрессию России», - написал глава американского минобороны в своем Twitter-аккаунте с территории Украины. Эти слова звучат тем более примечательно, что буквально за несколько дней до этого заявления советник главы офиса президента Владимира Зеленского Алексей Арестович объявил: Украина начала прорабатывать ряд сценариев на случай военного конфликта с Россией. В Киеве исходят из того, что «война с Россией уже идет» и в определенных условиях может приобрести формат полномасштабного конфликта.
Россия, в свою очередь, восприняла все это именно так, как и было задумано с другой стороны. Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании клуба «Валдай», отметил, что поездка в Киев главы Пентагона Ллойда Остина фактически открывает для Украины двери в атлантический военный блок. В Кремле тут же, на удивление многим, добавили, что Россия, конечно же, не может помешать Киеву вступить в НАТО, однако считает, что может «минимизировать последствия» присоединения Украины к Альянсу. В чем конкретно будет заключаться это «минимизирование», пояснено не было, и думается, что в этом-то и заключалась суть ответа. Еще ранее Путин назвал тупиковой ситуацию в Украине и даже признался, что он «не очень понимает, как из него можно выйти». Это на первый взгляд звучит пугающе, но на самом деле может расшифровываться как что-то вроде: «Вы предлагайте, а мы будем рассматривать». Это и есть самое настоящее повышение ставок.
Между тем, что на самом деле сильно тревожит Путина и его окружение, так это то, что НАТО под видом учебных центров может развернуть ракеты на украинской (и грузинской) территории. Собственно, очень может быть, что за всеми заявлениями Остина сейчас кроется именно такая возможность, а не полноправное членство в НАТО. Кстати, для Грузии и Украины с их территориальными конфликтами полноправное членство все равно невозможно. Но для Москвы все это сути проблемы не меняет. Поэтому российские СМИ вовсю бьют тревогу по поводу того, что, например, украинский порт в Очакове перестраивают под военно-морской оперативный центр, «а это всего в 15 километрах от Крыма». Естественно, они же предлагают свое дальнейшее видение ситуации, отмечая, что Кремль в сложившихся обстоятельствах может пойти на признание независимости сепаратистских республик и включение их в состав России и примется еще больше укреплять западные границы.
Новый «план»
Для стабильности в регионе этот сценарий не несет ничего хорошего. Хотя понятно, что дальнейшего усиления, как минимум, конфронтационной риторики избежать все равно не удастся. И все это будет происходить ровно до того момента, как будут, хотя бы примерно, выработаны новые принципы выстраивания взаимоотношений между мировыми державами. Поскольку уже всем очевидно, что правила, сложившиеся после Второй мировой войны, безнадежно устарели и не работают.
Как уже было подчеркнуто, в процессе конфронтации по линии НАТО-Россия ставки постоянно повышаются с обеих сторон. Так, новый «оборонительный план» НАТО определяет действия Альянса на случай крупномасштабного военного конфликта с Россией и включает возможность боевых действий от Балтийского до Черноморского региона. И этим уже все сказано, даже более чем прямо. При этом МИД РФ делает свой ход, фактически пойдя на разрыв отношений с Альянсом. Объявлено о закрытии на неопределенный срок постпредства при НАТО, а также о прекращении деятельности двух структур Альянса в РФ - его военной миссии и информбюро. Таким образом в Москве ответили на высылку восьми сотрудников российской миссии при НАТО, которых обвинили в шпионаже. То, что Россия приостановила работу своей миссии, очень многозначительный месседж. Тем более что произошло это сразу после приезда в Москву Виктории Нуланд.
Вероятно, Москва уверена, что Запад не сможет выступить против нее единым фронтом. И уверенность России придают энергетические и системные проблемы в западных столицах. Ситуация вокруг газа действительно ставит ЕС в крайне затруднительное положение - высокие цены на «голубое топливо» активно «топят» европейскую экономику. Пожертвует ли Брюссель в этой ситуации своими принципами относительно Грузии и Украины? В МИД РФ так прямо и заявили: «Евросоюз все больше теряет политический вес на международной арене, подменяя свою волю волей НАТО». И как же в результате разрешится ситуация вокруг «Северного потока-2»? Москва не скрывает, что с помощью этой трубы хочет сократить поставки через Украину, потому что такая альтернатива действительно выгодна за счет сокращения расстояния и выплат за транзит.
Последствия
Ну а Киев, соответственно, этих транзитных тарифов в своем бюджете лишится, как могут лишиться украинцы и тепла в своих домах только начинающейся зимы. Киевские власти не смогли создать запасы угля на предстоящую зиму - сегодня они составляют около 800 тыс. тонн, а нужно примерно 2,5 млн. тонн. И оппозиция уже выдвигает свои обвинения…
Казалось бы, заверения Остина звучат обнадеживающе в очень нужный момент для Киева. Но есть, впрочем, сомнения, что Запад просто использует Украину в качестве инструмента в борьбе против России. По крайней мере, незадолго до визита Остина в Киев в авторитетном Forbes была опубликована статья об Украине в очень холодном для официального Киева тоне. Автор так и пишет, что западная помощь и иностранные инвестиции вряд ли придут на помощь Украине, поскольку у тех же США и дома полно проблем - и в экономике, и в логистике, и на фоне беспорядочного выхода из Афганистана.
Примерно в этом же духе высказался и The American Conservative. Издание констатирует, что снижение приоритетности украинского направления для Белого дома стало очевидным еще во время визита президента Зеленского в Вашингтон 1 сентября. И поэтому Украине стоит опасаться, как бы ее западные устремления не были принесены в жертву более масштабным американо-европейским геополитическим интересам…
В Грузии, где «Национальное движение» (НД) продолжает требовать свободы для третьего президента Михаила Саакашвили, ситуация складывается похожим образом и может накалиться, если будет консолидация оппозиционных сил против «Грузинской мечты». Старые карты введены в совершенно новую игру, но насколько у Тбилиси осталось на нее ресурсов? Особенно учитывая непростую экономическую ситуацию, пандемию коронавируса, меняющуюся ситуацию на Южном Кавказе… Таким образом, как любят определять в западных «мозговых центрах», большой Черноморский регион к излету осени грозится превратиться в одну сплошную зону геополитической турбулентности. И если перефразировать слова Путина, пока не слишком понятно, как это не очень приятное для всех состояние можно преодолеть. И во что оно выльется, если преодолеть не удастся.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: