24 Ноября 2024

Воскресенье, 20:49

В ПЯТИ МИНУТАХ ОТ ВОЙНЫ

Конфронтация между Россией и НАТО, принявшая в последние годы военный оттенок, чревата непредсказуемыми последствиями

Автор:

15.12.2021

Похоже, очередной всплеск напряженности в отношениях между Россией и НАТО начинает принимать затяжной характер. Причем, начиная с 2015-2017 годов, конфронтация принимает явно военный оттенок. Дальнейшая эскалация напряженности, которая продолжается не первый год и имеет характер тренда, чревата непредсказуемыми последствиями, особенно в условиях отсутствия регулярного диалога между НАТО и Россией. 

После 2014 года Североатлантический союз приостановил практическое гражданское и военное сотрудничество с Москвой, но объявил себя открытым для политического диалога в рамках Совета Россия-НАТО (СРН). В последние годы встречи СРН проводились лишь эпизодически из-за все более осложнявшихся противоречий. В настоящее время НАТО посылает сигналы, что желает возобновить диалог в СРН - после перерыва сроком почти в два года. Возможно, это также связано с программой администрации Байдена, направленной на перевод отношений с Россией в более прогнозируемое русло.

 

Стратегия-2030: хочешь мира - готовься к войне

В одобренной на саммите НАТО 14 июня в этом году Стратегии-2030 политика военно-политического сдерживания России занимает одно из ключевых мест. Она заключается в реализации двух параллельных линий. Первая направлена на военно-политическое сдерживание, вторая - на продолжение диалога. 29 ноября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в очередной раз заявил, что верит в возможность диалога с Россией, подчеркнув при этом также актуальность коллективных усилий по противодействию российской политике. Сама фраза выглядела так: «Я верю в диалог с Россией, это наш сосед. Нам нужно снизить потенциальные риски, которые могут возникнуть. Чтобы России не захотелось напасть на какую-то из стран НАТО, нам нужно показать, что мы едины как никогда».

Диалог с Москвой вовсе не означает пересмотр текущих планов по усилению оборонительной мощи НАТО от Балтики до Черного моря. НАТО сохраняет свою текущую стратегию поддержания ограниченного военного присутствия в Балтийском море в сочетании с качественным улучшением и усилением этих сил во время кризиса или конфликта. Речь идет о четырех боевых группах в Польше и странах Балтии, усилении воздушного патрулирования. Это же касается Черноморского региона, где происходят периодическая ротация сухопутных войск и усиление воздушного патрулирования. Принимаемые меры включают реформу Сил реагирования НАТО, повышение боеготовности национальных вооруженных сил; создание новых и адаптация существующих штабов НАТО к потребностям коллективной обороны. Кроме того, ведутся расширение многонациональных штабов на уровне корпусов и дивизий на восточном фланге, повышение военной мобильности и способности защищать морские пути сообщения между Америкой и Европой, упражнения на быстрое подкрепление.

В настоящее время как российская сторона, так и НАТО совершенствуют свои концепции ведения военных действий на основе соответствующих планов и сценариев военных кампаний. При этом для НАТО в качестве приоритетов выступают региональные военные планы, предусматривающие быстрое реагирование на любые непредвиденные обстоятельства.

Москва заявляет, что ее особо беспокоят планы модернизации, наращивания сил НАТО в непосредственной близи от российских границ. Создание многонационального военного штаба обуславливает вовлеченность в натовские приготовления различных стран, повышая степень их сопричастности к военно-политической напряженности у российских границ. Как ожидается, в 2022 году будет принято решение об увеличении общего финансирования программ по развитию военной инфраструктуры на восточном фланге НАТО. 

Другим важным пунктом в действиях НАТО в регионе является акцент на коллективной обороне. Краеугольным камнем в реализации данного направления являются достижение поддержания адекватных расходов на оборону странами Балтии и Восточной Европы и выполнение ими обязательств по укреплению своего обычного арсенала вооружений. Их активное участие в усилиях по сдерживанию и обороне в НАТО будет тем более важным по мере того, как США будут интенсивнее вовлекаться в военные приготовления в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Военное строительство назло

Тем временем 30 ноября министерство обороны США завершило начатый в феврале обзор расстановки американских ВС в мире, по итогам которого ведомство рассчитывает, в том числе, укрепить возможности сдерживания России в Европе. Новые шаги Вашингтона в Восточной Европе заключаются в укреплении системы региональной ПРО на Балтике и на Балканах. С лета текущего года Соединенные Штаты приступили к размещению оружия на создаваемой на севере Польши в Редзиково базе противоракетной обороны. В марте на этой базе была протестирована работа радара SPY-1D(V) и системы управления огнем (FCS). Строительство базы наземной противоракетной обороны завершится в 2022 году. Напомним, что с 2016 года в районе Девеселу в Румынии уже функционирует первая американская база наземного базирования ПРО Aegis в Европе.

В настоящее время Бухарест приобретает новые американские противокорабельные ракеты NSM на основании соглашения между министерством обороны Румынии с одной стороны и командованием ВМС США с корпорацией Raytheon - с другой. Поставку пусковых комплексов и ракет планируется завершить к 2024 году. Ранее ракеты NSM для своих нужд закупили ВМС Польши.

Наземные базы Aegis в Румынии и Польше вместе с четырьмя эсминцами ПРО ВМС США, размещенными на постоянной основе в Испании, являются составными частями программы построения европейской поэтапной адаптивной европейской системы противоракетной обороны.

Российская сторона же, в свою очередь, укрепляет военные группировки в Калининградской, Воронежской, Псковской и Ленинградской областях, а также в Крыму, в районе города Ельня, на протяжении границы с Украиной.

Так, в настоящее время на юге России и в Крыму создана система эшелонированной противовоздушной обороны, укомплектованная установками ПВО С-400 «Триумф» и «Панцирь». В ближайшее время ожидается поступление в регион ЗРК С-500 «Прометей». Аналогичные системы имеются и в Калининградской области.  

Наращивание вооружений с обеих сторон и прямые риски вовлечения в этот процесс при поддержке США Украины, пытающейся усилить давление на вооруженные группы в Донбассе, серьезно дестабилизируют военно-политическую обстановку в районе Черного моря. 

По словам президента России В.Путина, произнесенным им 30 ноября, видно, что градус противостояния между сторонами может увеличиваться до предельных величин, за которыми нетрудно разглядеть непосредственное военное столкновение. 

«Если на территории Украины возникнут какие-то комплексы ударные, подлетное время до Москвы будет 7-10 минут, а при размещении гиперзвукового оружия - 5 минут. А нам что делать? Мы тогда должны будем создать что-то подобное в отношении тех, кто нам этим угрожает. А мы можем это сделать уже сейчас. Мы сейчас испытали гиперзвуковую ракету морского базирования со скоростью 9 Мах, с начала года она будет у нас на вооружении. Подлетное время до тех, кто отдает такие приказы, тоже будет пять минут. Создание таких угроз для нас и есть красная линия», - резюмировал российский президент. 

Таким образом, серьезным катализатором напряженности будет оставаться ситуация вокруг Донбасса и Украины в целом. 

 

В центре событий - Украина

Президент Украины Владимир Зеленский 1 декабря заявил, что Украина не сможет остановить войну в Донбассе без прямых переговоров с Россией. Склонив Москву к прямым переговорам, Киев надеется реализовать новый диалоговый формат в регионе параллельно нормандскому, не дающему практических результатов, и добиться обновления минского переговорного процесса как такового. «Я считаю, что «Минск» должен быть гибким. Никто не говорит, что нужно закрывать «Минск». Но считаю, что несколько пунктов должны быть обновленными», - сказал он.

Выходит, что силовое давление на Москву посредством активизации военных действий в Донбассе в сочетании с настойчивыми требованиями проведения прямых переговоров с Кремлем может быть в обозримом будущем отличительной политической линией украинского руководства. С другой стороны, нежелание Москвы идти на прямые контакты с Киевом расценивается как нежелание брать на себя прямую ответственность за происходящее в Донбассе и «ломать» конструкцию, а значит, и общую логику переговорного процесса. Существенных изменений в позициях сторон ждать не приходится.  Одновременно возможность прямых боестолкновений российских и натовских сил на сегодняшний день оценивается как маловероятная. 

Примечательным фактом в противостоянии России и НАТО можно назвать встречу министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена 2 декабря на полях СМИД ОБСЕ в Стокгольме. На встрече с Лавровым Блинкен сказал, что Россию ждут серьезные последствия в случае обострения конфликта с Украиной. 

Большинство наблюдателей сходятся в том, что это может быть очередная «порция» санкций. Но на этот раз они могут сказаться на экономике России значительно чувствительнее. 4 декабря глава крупнейшей фракции Европарламента - Европейской народной партии Манфред Вебер заявил, что в случае вооруженного конфликта ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2» должен быть полностью исключен, и будущее правительство ФРГ должно четко это обозначить. Заявление может стать свидетельством рассматриваемого в практической плоскости варианта отказа от газопровода «Северный поток-2», а также возможности применения ряда других жестких ограничений в экономических связях между государствами Альянса с Россией.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

167


Актуально