Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог
Чем дальше, тем больше противостояние между США и НАТО с одной стороны и Россией - с другой напоминает остросюжетный детектив с лихо закрученным сюжетом. Разница лишь в том, что условный сценарий этого «детектива» - чистой воды импровизация, и авторы - не литераторы, а известные международные политики. Это добавляет остроты в сюжет, но оптимизма явно не вселяет. Ведь основные действующие лица этого «произведения» - десятки миллионов людей, чьи судьбы оказались в заложниках.
Не успели утихнуть разговоры об интригующей встрече лидеров России и Франции 7 февраля, как уже 8-го числа состоялись не менее запомнившиеся переговоры президента США и канцлера Германии. А уже 9 февраля лидеры Франции и Германии вместе с президентом Польши обсуждали возможности новых диалогов и встреч на высшем уровне. Такова реальность, в которой очутился мир с конца 2021 года, когда нынешняя турбулентность вокруг Украины только начинала набирать обороты.
США нагнетают…
В то время как многие европейские политики открыто говорят о нежелательности военного сценария в Украине, а представители российской стороны заверяют в отсутствии любых планов вторжения в эту страну, Белый дом настойчиво убеждает своих партнеров в вероятности вторжения уже в феврале.
Президент Джо Байден в конце января в очередной раз позвонил своему украинскому коллеге Владимиру Зеленскому и заявил о возможности российского вторжения в Украину в феврале. При этом он обещал оказать Киеву всемерную поддержку, в том числе и военную, однако предупредил о неготовности США поставлять в Украину высокотехнологичные вооружения и перебрасывать туда свои войска. Американский президент также заявил, что пока Россия не нападет на Украину, Вашингтон не собирается вводить против Москвы санкции. При этом дал понять, что санкционный пакет готов и может быть принят сразу же после ожидаемой агрессии. В отношении перспектив членства Киева в НАТО было сказано, что в настоящее время на повестке вопрос не стоит.
Киев не торопит, Анкара поддерживает
Между тем для Украины такая поддержка Вашингтона может оказаться медвежьей услугой. По крайней мере можно предположить, что президент Зеленский остался не вполне удовлетворен беседой. Спустя несколько дней президент Украины публично высказался против нагнетания ситуации вокруг его страны, заявив, что не видит возможности для начала военных действий в условном «завтра». Эту позицию легко объяснить.
Будет война или нет, еще неизвестно, а вот экономический ущерб от всех этих разговоров оказывается нешуточным. По словам самого же Зеленского, на фоне тревожной информации о возможном вторжении России из украинской экономики уже выведено более $12,5 млрд. Причем страну покидают не только иностранные инвесторы, но и местные.
Беспокойство по поводу обострения ситуации вокруг Украины испытывают и в Анкаре. Это красноречиво продемонстрировал визит президента Турции Р.Т.Эрдогана. Для Киева это особенно важно в свете разговоров о возможном начале войны и снижении инвестиционной привлекательности украинской экономики.
С другой стороны, президент Турции показал, что готов разделить беспокойство украинских властей в этом вопросе, назвав предположения о российском вторжении безответственными. «Наш визит пришелся на чувствительный период… К сожалению, некоторые безответственные заявления, опубликованные сценарии оккупации истощают Украину и украинский народ. Я с одобрением воспринимаю месседжи украинских чиновников и в первую очередь - господина президента, которые имеют здравый смысл и ставят диалог на первое место», - заявил турецкий лидер.
Таким образом, исключение Украиной и Турцией возможности российского вторжения создает естественные условия для диалога между Москвой и Киевом, на чем и настаивает Анкара. Киев и Анкара считают нежелательной войну с Россией, поскольку возможным полигоном для такой войны могут стать не только территория Украины, но и Черноморский бассейн. Турция, как страна НАТО и как страна, не признающая Крым частью РФ, в случае возможной войны будет выступать на стороне Запада и Украины. Но текущие интересы, заключающиеся в активизации сотрудничества с Москвой как в двустороннем, так и в региональных форматах, делают такой сценарий для турецкой стороны нежелательным. Отсюда и попытки осуществить посредничество в примирении Киева и Москвы.
«Дружить против России»
Далеко не радужные перспективы рисуются и в европейских странах по поводу обострения ситуации вокруг Украины.
А тем временем США начали поставку нового пакета военной помощи Украине, который включает летальные и нелетальные средства. Только за первую неделю февраля в Украину отправлено три партии военной помощи весом почти 300 тонн.
Помимо этого Вашингтон обнародовал свои планы перебросить около тысячи американских военных из Германии в Румынию, а также еще суммарно 2 тыс. - из США в ФРГ и Польшу. И хотя пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что эти войска не предназначены для отправки в Украину, а имеют исключительно цель «поддержать и успокоить наших партнеров в регионе», спокойствия это не принесло. Напротив, вызвало нервозную реакцию в Москве.
Более того, российская сторона направила дополнительные силы в Беларусь. Как утверждалось, с целью повышения эффективности проводимых с Минском совместных учений. Остается лишь догадываться, сыграло ли свою роль в принятии этого решения усиление американского военного присутствия в Восточной Европе.
Тем временем 2 февраля испанская газета El Pais опубликовала ответ США и НАТО по гарантиям безопасности. Для убедительности материал был снабжен фотографиями документов, которые, по утверждению издания, являются официальным ответом на предложения России.
Ответ не вызвал особой реакции, поскольку не содержал в себе «сенсационных» признаний или предложений. Все те же заявления о необходимости диалога, все тот же посыл к отказу от силовых методов и отказ от уступок по расширению НАТО и прочим принципиальным вопросам. То есть ответ сам по себе не менял сложившейся к моменту его печати геополитической конфигурации, а фиксировал текущую позицию Вашингтона и НАТО к позиции Москвы.
Больший интерес представляло заявление главы МИД Украины Дмитрия Кулебы о создании трехстороннего альянса с Польшей и Великобританией. Перед этим о новом формате вскользь упоминали в Раде президент Украины Зеленский, а также премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в Киеве. На встрече с премьер-министром Великобритании Зеленский более конкретно высказался о новом формате, сказав, что он является хорошей площадкой по вопросам безопасности и торговли.
Все три страны объединяют не только желание «дружить против России», но и особые отношения с другими двумя еврограндами - Францией и Германией, с которыми у них имеются расхождения по целому ряду принципиальных вопросов.
Кстати, их лидеры президент Макрон и федеральный канцлер Шольц на переговорах с Москвой больше говорят о возможности возобновления политики мирного диалога и необходимости реализации минского формата. Но к эффективности такого формата у официального Киева появляется все больше вопросов.
В начале февраля Владимир Зеленский прямо заявил, что считает все пункты Минских соглашений неудовлетворительными. «Я не хочу говорить про пункты «Минска». Я не удовлетворен всеми пунктами. Мы по-разному относимся к порядку выполнения тех или иных пунктов. Но мы - взрослые мальчики. Мы должны делать что-то, что может деоккупировать наши территории, в частности, защищать наше государство в том или в ином виде», - сказал украинский лидер.
Париж и Берлин склоняют украинскую сторону к большему компромиссу с Москвой, в частности в вопросе Донбасса, в то время как у Лондона и Варшавы - более бескомпромиссная линия поведения в отношении российско-украинского противостояния. Официальный Киев может рассматривать свои отношения с двумя последними в качестве альтернативы Франции и Германии, что в серьезной степени осложняет текущую геополитическую повестку.
«Нормандский формат» - живее всех живых
В Москве французский лидер вновь заявил об актуальности минского формата. Эмманюэль Макрон после встречи с Владимиром Путиным напомнил о необходимости полного выполнения Минских соглашений, добавив, что работа «нормандского формата» продолжается для полного прекращения конфликта на Донбассе.
The Financial Times со ссылкой на свои источники сообщает любопытную информацию. Согласно ей, оба лидера достигли соглашения, что Россия не будет предпринимать новых «военных инициатив». Кроме того, Москва согласилась участвовать в диалоге относительно развертывания собственных вооруженных сил.
Между тем впервые с момента своего вступления в должность канцлера Германии Олаф Шольц отправился в Вашингтон, чтобы встретиться с президентом Джо Байденом в Белом доме. Визит состоялся накануне другого важного события - встречи в Берлине 9 февраля в рамках Веймарского треугольника.
Олаф Шольц «сверил часы» в Вашингтоне относительно процессов, происходящих в регионе, а затем собрал у себя лидеров соседних государств, заодно придав актуальность «треугольнику», в котором Германия по географическим, и не только, параметрам занимает центральное положение.
Это своеобразный ответ и Лондону, который, инициируя создание нового формата с участием Варшавы и Киева, не упускает возможности перехватить политическую инициативу у своих соседей, опираясь на военно-дипломатические средства. Париж и Берлин, напротив, выступая за исключительно дипломатические методы разрешения кризиса, по-прежнему отказываются передавать Киеву оружие и выступают за новый раунд переговоров с Москвой в рамках «нормандской четверки».
А Daily Mail распространило сообщение, что на встрече с Путиным Макрон даже предложил закрепить за Украиной нейтральный статус, который исключит возможность ее вступления в НАТО. В натовских столицах весьма настороженно встретили подобную инициативность французского президента, заявив, что все его инициативы, озвученные на переговорах с российским коллегой, не получали одобрения союзников по НАТО. Они дали понять, что поиск компромисса тоже имеет известные пределы.
Так или иначе, ясно одно - все эти «тройки», «четверки» выступают в качестве козырных карт Запада в партии со своим извечным противником и партнером - Россией. Вне зависимости от исхода этой партии стороны понимают, что в случае реализации военного сценария всем мало не покажется. А значит, пока дипломатическая активность продолжается, есть надежда, что войны не будет. Это, пожалуй, главный на сегодняшний день результат, устраивающий всех.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: