Автор: НУРАНИ
«Сегодня геополитические реалии в ре-гионе приняты мировым сообществом, и Россия играет также очень важную, я бы сказал, главенствующую роль в деле создания возможностей для нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, открытия транспортных коммуникаций, установления нормальных соседских отношений». Такое заявление на переговорах со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москве сделал Президент Азербайджана Ильхам Алиев. После чего добавил: «Мы очень ценим эту роль и надеемся, что армянская сторона будет так же, как и мы со своей стороны, выполнять пункты заявления, подписанного в ноябре 2020 года».
Тема разблокирования коммуникаций в последнее время действительно была в центре внимания и политиков, и региональных экспертов, в том числе в Армении. Где премьер-министр Никол Пашинян выступил с громким анонсом по поводу «армянского перекрестка».
«Армянский перекресток» - прогнозы и реальность
Ранее Пашинян на заседании правительства Армении сообщил, что объявлен предквалификационный тендер для участка Сисиан-Каджаран автомагистрали «Север-Юг». По словам премьер-министра, в результате обсуждения темы открытия региональных коммуникаций проект «Север-Юг» был реорганизован в проект «Север-Юг, Восток-Запад». Пашинян заявил: «Это означает, что одна из ветвей этой дороги, я имею в виду «Север-Юг, Восток-Запад», или, короче говоря, одна из ветвей «армянского перекрестка» будет проходить из Республики Армения в Исламскую Республику Иран. Другой ветвью будет Азербайджан-Армения, а позже - Нахчыван-Турция. Мы помещаем этот проект в этот общий контекст. Мы надеемся, что к концу года у нас появится строительная компания, которая выполнит эти работы. Проектная часть «Востока-Запада» не реализована, но в процессе в контексте достижения политических договоренностей мы очень быстро реализуем и эту часть». При этом он добавил, что в настоящее время ведутся конкретные работы по строительству армянского участка железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз, выразив надежду, что достигнутые договоренности будут оформлены в виде документа и что уже де-юре процесс будет полностью развернут.
Этот вопрос был в центре внимания и в Мюнхене на встрече глав МИД Армении и Ирана Арарата Мирзояна и Хосейна Амира Абдоллахиана. Министры подчеркнули важность завершения работы над соглашением о транспортном коридоре «Персидский залив-Черное море» и его подписанием, отметив необходимость совместной работы для организации очередной, 6-й по счету, встречи экспертов.
Казалось бы, все прекрасно: в Армении работают над восстановлением коммуникаций, в том числе железной дороги, частью которой является и Зангезурский коридор. И даже строят грандиозные транзитно-логистические планы. Но так ли все радужно?
Старая география и новые реалии
В годы существования СССР железнодорожная связь с Ираном осуществлялась через город Джульфа в Нахчыване. Причем для Ирана это был, по сути, единственный выход на железные дороги России, а оттуда - и стран Европы. Но стараниями армянских националистов, впервые применивших в регионе тактику железнодорожных блокад, она была закрыта еще с конца восьмидесятых годов ХХ века, когда карабахский конфликт только начал разгораться. Точно так же закрытой оказалась и ветка Гюмри-Карс, связывающая страны бывшего СССР с Турцией.
До войны и распада СССР лучшей железнодорожной логистикой в регионе - и это тоже непреложный факт - обладала Армения. Оказаться с такой железнодорожной сетью в транспортной блокаде - надо сильно постараться, но речь не об этом. Вроде бы сегодня в Армении говорят о возрождении дороги, которая была закрыта в результате конфликта, хотя «считают» ее начиная со станции Араздейен, или, по-армянски, Ерасх, а не Горадиз.
Однако частью этой дороги является также Зангезурский коридор, о котором в Армении - и это тоже не секрет - не желают даже слышать.
Как же это понимать?
«Горадиз» пишем, а что в уме? Есть версия, что в Армении рассчитывают открыть дорогу Ерасх-Джульфа, чтобы получить выход на Иран, а с Зангезурским коридором «немного повременить». Тем более что, как убеждены в Ереване, Армении нужна именно дорога на Иран, а Зангезурский коридор выгоден, прежде всего, Азербайджану.
Однако теперь и у этой идеи нашлись противники. Во всяком случае, заведующий кафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян уверен: «Иран не планирует менять маршрут мультимодального транспортного коридора «Персидский залив-Черное море» и запускать его через Нахчыван, в случае задействования железной дороги Ерасх-Горадиз, и придает особое значение завершению проекта строительства Арменией автомагистрали «Север-Юг». И привел доказательство: оказывается, ранее посол Ирана в РА Аббас Бадахшан Зохури отметил важность альтернативных транзитных путей, проходящих через Армению. И как теперь уверен Восканян, «Иран считает «Север-Юг» одним из ключевых для реализации коридора «Персидский залив-Черное море». Поэтому восстановление железнодорожного сообщения между Ереваном и Баку через Мегри не должно повлиять на осуществление автомобильного проекта».
Скептицизм Восканяна, который, без сомнения, озвучивает мнение весьма влиятельных ереванских кругов, имеет вполне очевидное и неприятное объяснение. Как бы в Ереване ни надували щеки по поводу «армянского перекрестка», в случае реализации железнодорожных проектов «перекрестком» со всеми вытекающими будет уже Нахчыван. А делить транзитный пирог с Азербайджаном Армении не хочется. Поэтому в Ереване и призывают бросить все силы на автомобильный проект.
Гладко было на бумаге…
Но есть транспортно-технические реалии. Во-первых, по своей пропускной способности и грузообороту даже самые навороченные автомагистрали значительно уступают железной дороге. Той самой, которая проходит через Нахчыван и которой в Армении нет альтернативы. Да, здесь уже несколько лет обсуждают строительство железной дороги через Зангезур до станции Мегри. Но как предупреждали эксперты еще в 2016 году (их мнение приводил и R+), для этого понадобилось бы строительство туннеля длиной более 100 км плюс еще более 20 км мостов. При самом удачном раскладе это заняло бы 7 лет и потребовало более $6 млрд. Неудивительно, что такой вариант инвесторов не заинтересовал.
Между тем не все гладко теперь и с автомобильной дорогой. Стратегическая трасса Ереван-Мегри заходит на территорию Губадлинского района Азербайджана, и сегодня здесь уже стоит азербайджанский погранично-таможенный КПП. Тот самый, который уже принес нашему бюджету около 2 млн. «зеленых». В Армении, конечно, объявили о наличии альтернативной дороги - через Татев, но пока что это грунтовка, и спасателям приходится вызволять застрявшие в грязи грузовики. В Иране тем временем активно развивают сотрудничество с Азербайджаном. Где лучшие на постсоветском пространстве дороги, торговый порт, железнодорожная сеть, проект строительства дороги Астара (Азербайджан)-Астара (Иран)-Решт и, самое главное, нацеленность на сотрудничество. Во всяком случае, заместитель министра иностранных дел Ирана по экономической дипломатии Мехди Сафари уже сообщил журналистам: «Переговоры о заключении «Соглашения о коридоре «Персидский залив-Черное море» между Ираном, Азербайджаном, Грузией, Болгарией и другими участниками продолжаются. Шестой раунд переговоров планируется провести в Софии между апрелем и маем, и тогда текст соглашения будет готов для подписания».
Что это значит? Что Армения даже после поражения в войне рискует потерять иранский транзит.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: