24 Ноября 2024

Воскресенье, 17:27

ШЕСТЕРО НА ОДНОГО

Сможет ли в Турции сформироваться коалиция против партии Эрдогана?

Автор:

15.03.2022

Последним резонансным событием в политической сфере Турции стало принятие шестью оппозиционными партиями (Республиканская народная партия, Хорошая партия, Партия счастья, Демократическая партия, Партия будущего и Партия демократии и прогресса) программного меморандума об осуществлении совместной деятельности под названием «Усиленная парламентская система». Он был озвучен 28 февраля с участием лидеров вышеназванных партий и представителей общественности. 

Дата презентации была выбрана не случайно. Ровно двадцать пять лет назад - 28 февраля 1997 года благодаря совместным усилиям турецкой армии, а также судебных и бюрократических органов страны был вынужден подать в отставку премьер-министр Турции Неджмеддин Эрбакан. Так называемый «современный переворот» привел к краху исламистской правительственной коалиции. Отметим, что глава нынешней правящей партии страны, а также лидеры трех из шести оппозиционных партий прямо или косвенно вышли из-под крыла движения «Национальное видение», основанного тем же Неджмеддином Эрбаканом. 

 

Содержание документа

Какие же статьи включены в «Усиленную парламентскую систему», подписанную шестью оппозиционными партиями Турции? В первой части документа, состоящего из двух разделов, содержатся предложения по реформированию президентской системы правления, а во второй - парламентской системы страны. В качестве основных мер в этом направлении предлагается снизить избирательный барьер для парламентских выборов с существующих 10 до 3%, отменить методы массовых изменений в законы (так называемая «система мешкового права»). Предлагается сократить лимит количества голосов, необходимых для запуска процедуры парламентских расследований; обеспечить оказание государственной помощи партиям, набравшим не менее 1% голосов; сделать институт президентства нейтральной надпартийной структурой, представляющей единство государства и нации; избирать президента на один срок и сократить президентство до семи лет. Также предлагается установить нейтральный статус президента, который обязуется разорвать связи со своей партией после избрания и не вмешиваться в активную политику во время пребывания в должности; обеспечить избрание премьер-министра из числа депутатов парламента; обязать президента предоставить право сформировать правительство партии с наибольшим количеством мест в парламенте; обеспечить формирование правительства простым большинством голосов, а отставку - абсолютным. Альянс партий требует сделать премьер-министра и кабинет министров индивидуально и коллективно подотчетными Великому национальному собранию (парламенту) Турции.

В соответствии с документом предыдущее правительство сможет функционировать до тех пор, пока не будет сформировано новое; президент или кабинет министров смогут объявлять в стране чрезвычайное положение лишь после утверждения соответствующего решения парламентом страны; будет отменена правомочность законодательных декретов правительства или главы государства; суд и следственные органы будут разделены, действуя в качестве самостоятельных органов.

Кроме того, предлагается улучшить обеспечение судей, заново определить их обязанности и полномочия с учетом верховенства права. Штрафы, наложенные международными судами за ошибочные решения местных судебных инстанций, будут оплачиваться местными судьями.

В совместно утвержденный документ вошли также пункты о госорганах вроде ЦИК и Счетной палаты; пункты о свободе убеждений, слова, СМИ и собраний; ужесточении наказаний за преступления против женщин; включении тем о правах человека и гендерных отношениях в школьные учебники; обеспечении прав девочек на получение образования, включая устранение препятствий на этом пути. Помимо этого документ предполагает обеспечение полной независимости и беспристрастности государственных СМИ, включая TRT, ИА Anadolu, Главное управление радио и телевидения; упрощение регистрации СМИ, затруднение отзыва их аккредитации; ужесточение мер по борьбе с коррупцией; обновление законов о госзакупках и их объединение в единый закон. Если предложенные меры вступят в силу, будет отменена процедура назначения опекунов, ректоры университетов смогут быть избраны только представительными органами самих вузов, а также будет разработан закон о политической этике, который определит ответственность должностных лиц за соблюдение принципов справедливости, равенства и отчетности.

 

Перезагрузка политической системы?

Как видно, одобренный шестью партиями документ предполагает реформы практически всех сфер политики и государственного управления, предлагая их комплексное обновление. Принятие предложенной программы будет означать возврат Турции к существовавшей до 2017 года парламентской системе правления, ограничивающей полномочия президента. Другими словами, это предложение о комплексной перестройке Турции. Однако претворить эту программу в жизнь будет не так-то просто.

Согласно договоренности между партиями, в течение «переходного процесса» каждая из них сначала проведет ряд работ внутри своей партии, а затем стороны перейдут к консультации. После этого лидеры партий создадут совместные комиссии для организации намеченных работ.

Похоже, что теоретическая сторона вопроса решена. А как быть с практической, имея в виду наличие или отсутствие возможностей у оппозиционных партий для изменения существующих законов и то, как они будут ими пользоваться?

Очевидно, что для реализации перечисленных выше пунктов «шестерка» партий или одна из них должна быть властной и обладать подавляющим большинством голосов в парламенте. Этого требуют как комплексный охват предлагаемых изменений, так и необходимость вынесения некоторых из них (особенно тех, что  касаются президентского срока и системы правления), требующих конституционных изменений, на всенародный референдум. Именно поэтому главный вопрос, обсуждаемый в политических кулуарах Турции, касается того, станут ли шесть партий новой политической или избирательной коалицией.

Как известно, во время выборов 2018 года четыре из шести партий (Республиканская народная партия, Хорошая партия, Партия счастья и Демократическая партия) объединились в составе коалиции «Национальный союз». Поэтому многие политологи считают, что на предстоящих выборах, а в худшем случае - на выборах 2023 года «шестерка» вновь оформится в единую коалицию.

Однако на пути образования такой коалиции есть ряд преград. Следует отметить, что члены «шестерки» ведут переговоры о согласованности своих действий на политической арене Турции еще с осени прошлого года. Тогда представители сторон встретились, чтобы обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес, и выработать совместный план действий.

Но теперь, с приближением поворотного момента, у будущего союза шести партий могут возникнуть осложнения. Например, судя по сообщениям турецких СМИ, руководство Хорошей партии во главе с Мераль Акшенер считает, что присутствие большего количества партий в коалиции затруднит принятие решений. Более того, наличие у каждой партии только одного голоса создаст неблагоприятную ситуацию для крупных партий. Например, сторонников Акшенер беспокоит тот факт, что партия, набравшая 10-15% голосов, и партия, не сумевшая обеспечить требуемый минимум голосов, будут иметь одинаковое право голоса в коалиции. Поэтому «хорошисты» заинтересованы в том, чтобы продолжить борьбу с партиями - партнерами по коалиции «Национальный союз»,  с которыми уже имеется практика взаимопонимания.

 

Могут ли шесть партий сплотиться в единый блок?

Еще один серьезный вопрос на пути реализации оппозиционной программы - это личность единого кандидата на пост президента. Этого в первую очередь требует существующая в Турции президентская система правления. Вдобавок для того, чтобы обеспечить победу своего выдвиженца на выборах, тот должен быть харизматичным и обладать качествами сильного лидера вровень с Эрдоганом.

Опыт последних лет показывает, что в оппозиции нет политического лидера, который мог бы составить конкуренцию Эрдогану благодаря своему политическому опыту, ораторским способностям и умению влиять на массы. Эрдоган затмил даже такого политика с многолетним опытом парламентской работы и блестящими ораторскими способностями, как Мухаррем Индже.

Заявление лидера Республиканской народной партии Кемаля Кылычдароглу о выдвижении своей кандидатуры на пост президента вызвало обеспокоенность в рядах других партий. Однако Кылычдароглу выглядит намного слабее Эрдогана и его кандидатура достаточно рискованна для всех шести партий. Потому что все они ищут более молодого и харизматичного лидера, который мог бы относительно легко объединить электорат вокруг себя. Кылычдароглу же не полностью соответствует искомым критериям, в частности - основным из них.

Лидер Партии будущего Ахмет Давутоглу, в свою очередь, предлагает изменить название и форму коалиции «Национальный союз». Более того, аналитики считают, что Ахмет Давутоглу и Али Бабаджан (Партия демократии и прогресса) выступают против кандидатуры Кылычдароглу, что вызывает сомнение в успехе союза на выборах.

Другая проблема заключается в том, что победа одной из шести партий или коалиции в целом на выборах еще не означает возможность набрать достаточное количество голосов в парламенте для осуществления задуманного плана, изложенного в совместном документе. Для этого оппозиционный блок должен победить и на президентских выборах, и получить поддержку парламентского большинства, то есть две трети голосов. А это, судя по результатам последних выборов и текущих соцопросов, кажется не таким уж и правдоподобным исходом событий.

 

Эрдоган - самое большое препятствие

Без всякого сомнения правительство Турции внимательно следит за совместной деятельностью «шестерки». Выборы 2023 года имеют очень большое значение для правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Дело в том, что в следующем году исполняется сто лет со дня основания Турецкой Республики, и к этой дате приурочено осуществление ряда крупных проектов в стране. Оставаясь у руля власти на ближайшие пять лет, Эрдоган рассчитывает назначить своего преемника и передать ему власть.

Поэтому еще в 2020 году президент Турции объявил о «новом этапе мобилизации и реформ в сферах экономики, права и демократии». При этом Эрдоган пообещал разработать новую конституцию. Другими словами, правительство правящей Партии справедливости и развития (ПСР) попытается последовательно, в противовес предложениям оппозиции, вынести на суд общественности собственные предложения, дабы ослабить аргументы своих соперников.

Таким образом, выборы 2023 года в Турции пройдут в «традиционном» русле, когда обе стороны попытаются активизировать свой электорат. Потому что разные по сути, но приблизительно одинаковые по содержанию предложения ПСР и оппозиции лишь разделят существующий электоральный контент. Исход же выборов определят несколько процентов новых избирателей и колеблющийся электорат. Это также означает, что при любом раскладе реализация предложений оппозиции натолкнется на серьезные препятствия.

 

В заключение 

Сам факт согласования и подготовки совместного документа шестью партиями свидетельствует о формировании широкой оппозиционной коалиции в Турции. Очевидно, оппозиция решилась на такой серьезный шаг, сознавая, что одолеть сильного Эрдогана и возглавляемую им партию можно лишь сообща. Несмотря на наличие ряда идеологических разногласий, лидеры «шестерки» понимают, что объединение усилий - единственное важное условие победы над Эрдоганом. А это, по меньшей мере, требует создания единой коалиции на парламентских выборах.

Для правительства же союз шести партий может скорее привести лишь к некоторым внутрипартийным осложнениям, чем стать свидетельством появления широкой оппозиционной коалиции. Дело в том, что в связи с углублением политической конкуренции внутри ПСР появляются группы, идеологически близкие к партиям - членам оппозиционной «шестерки». В частности, с высокой долей вероятности Бабаджан и Давутоглу смогут перетянуть на свою сторону определенную часть электората ПСР. Так как оба политика ранее занимали высокие государственные посты в правительстве Эрдогана, они по духу ближе к электорату его партии. В то же время ожидаемый экономический и энергетический кризис станет тяжелым испытанием для турецких властей в следующем году.

В этом смысле выборы 2023 года станут одним из поворотных моментов в турецкой политике. Ибо продолжение нынешней президентской системы правления или возврат к предыдущей парламентской системе будет зависеть от намеченных на будущий год выборов.

Кроме того, хотя прохладные отношения с США являются негативным фактором для правительства Эрдогана, война в Украине и ожидаемый кризис регионального и мирового масштабов пойдут на пользу правительству ПСР. Лидерский опыт Эрдогана и его умение успешно выходить из кризисных ситуаций свидетельствуют о его незаурядном политическом таланте. А напряженная атмосфера в регионе делает крайне востребованным такого политика в глазах внутренней аудитории. Турецкие власти попытаются использовать различные средства для того, чтобы выявить острые углы между шестью партиями, сделать их предметом общественных дебатов, ослабив, таким образом, оппозиционный союз,  и, по крайней мере, добиться раскола внутри их электората.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

142


Актуально