Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Война в Украине и события вокруг этой страны до основания потрясли и без того хрупкие основы системы международной безопасности. Прежние союзы свое отживают, новые еще только зарождаются, и абсолютно непонятно, будут ли они жизнеспособными. Будущее кажется размытым и неопределенным. В этих условиях общества разных стран обращают свои взоры на своих лидеров, от действий которых во многом зависит будущее их стран и их самих.
Азербайджан и Турция, идущие бок о бок не одно десятилетие, стараются найти в этой непростой ситуации такие решения, которые уберегут их народы от хаоса и нестабильности этого смутного периода человеческой истории. При этом делают это вместе, оставаясь верными сформулированному раз и навсегда принципу «одна нация - два государства».
Стратегическая цель
По приглашению Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана 10 марта состоялся рабочий визит в Турцию Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Отличительной особенностью визита стало то, что он проходил в период, когда украинская тематика, а если быть еще точнее, противостояние между Россией и Западом принимает формы глобальной войны с неочевидными результатами. И именно в это время союзнические отношения между Азербайджаном и Турцией приобретают чрезвычайно важный характер не только с точки зрения чисто двусторонних отношений, но также и в свете региональной политики. В условиях эскалации напряженности вокруг Украины и в самой Украине, когда ревизии подвергаются многие международные договоренности и обязательства, Азербайджан и Турция демонстрируют заинтересованность в устойчивости политических трендов, сформировавшихся в регионе после 44-дневной войны 2020 года.
По мнению подавляющего большинства наблюдателей, основным трендом, который должен вывести взаимоотношения региональных участников на новый уровень, является курс на подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией, подкрепленный сразу несколькими переговорными треками.
Среди них важное значение имеют переговоры в рамках трехсторонних согласований Азербайджан-Армения-Россия, в формате Турция-Армения, а также переговоры при содействии Европейского Союза. Участие Баку и Анкары в этих форматах носит взаимосогласованный характер. Турецкая сторона на официальном уровне не раз заявляла, что не будет предпринимать односторонних действий в отношении открытия границ и установления отношений с Арменией, предварительно не поставив в известность или не выработав общую стратегию поведения с Баку.
О том, что ситуация в направлении нормализации ситуации в регионе идет, пусть и не желаемыми темпами, может свидетельствовать участие 10-12 марта в Анатолийском дипломатическом форуме армянской делегации во главе с министром иностранных дел Араратом Мирзояном.
Правда, находясь в Анталье, армянский министр по привычке первым делом посчитал своим долгом пожаловаться на действия азербайджанской стороны своему российскому коллеге. Но момент для этого он нашел не слишком подходящий, поскольку в Кремле по нынешним временам другие приоритеты и традиционные армянские претензии кажутся на их фоне каким-то нелепым недоразумением.
То, что сейчас особенно важно для Южного Кавказа
В то же время для Баку и Анкары сегодня важно, чтобы поствоенные процессы в регионе носили необратимый характер. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своих публичных выступлениях не раз говорил о том, что всякие попытки «отыграть ситуацию» назад, всякие действия армянской стороны, направленные на поощрение реваншистских настроений, будут жестко пресекаться. Тем не менее в Баку видят и позитивные сигналы, поступающие из Еревана, и готовы поддержать конкретные действия армянской стороны по созданию устойчивых условий для многостороннего и взаимовыгодного взаимодействия. Эта позиция находит полное понимание и у турецкой стороны.
И на встрече в Анкаре 10 марта стороны еще раз сверили свои позиции. Согласно официальному заявлению по итогам встречи, президенты двух стран провели обмен мнениями о перспективах нормализации связей между Азербайджаном и Арменией в постконфликтный период. Помимо этого было отмечено значение открытия Зангезурского коридора, перспектив, которые он создает для региона, и в этом контексте прокладки железнодорожной линии Карс-Нахчыван.
В условиях ограничения транспортного и транзитного сообщения, связывающего Россию со странами Запада, актуальность этих артерий заметно возрастает. Ожидаемый рост грузопотоков с Востока на Запад и в обратном направлении требует наличия устойчивой и надежной транспортной инфраструктуры, которую при Зангезурском коридоре получают все нынешние и потенциальные участники проекта.
В ходе встречи была подчеркнута важность выполнения Арменией всех положений, закрепленных в трехстороннем заявлении, подписанном 10 ноября 2020 года, состоялось обсуждение на тему контактов делегаций Турции и Армении.
В целом визит показал, что азербайджанская и турецкая стороны все чаще рассматривают перспективы двусторонних отношений сквозь призму региональной политики. Энергетический кризис в Европе, стремление западных стран отказаться от поставок российского газа повышают значение Южного газового коридора, который проходит большей частью по территории двух стран и снабжается азербайджанским газом. Шушинская декларация о союзнических отношениях между двумя странами обращает внимание и на данный аспект, фокусируя внимание на содействии сотрудничества в области электроэнергетики для повышения безопасности энергоснабжения в регионе с учетом процессов в мировой энергетике. То есть создает политико-правовую платформу для расширения сотрудничества в энергетической сфере в своем регионе.
В процессе переговоров были обсуждены возможности увеличения поставок газа посредством этого коридора в братскую страну и через территорию Турции в Европу, подчеркнуто, что предусмотрено строительство газопровода Игдыр-Нахчыван и в этой связи предусмотрены инвестиции в госбюджете Азербайджана.
Тщательно подготовленный визит
Визит Президента Азербайджана в Турцию был не спонтанным и готовился основательно. Об этом можно судить по тому, что еще 5 марта Ильхам Алиев принял находившегося с визитом в Азербайджане министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Уже тогда высказывались суждения, что среди обсуждавшихся тем могли быть также перспективные шаги турецкой стороны по нормализации отношений с Арменией. К слову, этот визит еще раз продемонстрировал желание сторон решать все региональные вопросы, в том числе связанные с перспективами армяно-турецкого урегулирования, сообща.
Было очевидно, что активизация турецко-армянского диалога в последнее время самым непосредственным образом связана с сообщениями о начале на армянском участке Зангезурского коридора проектно-строительных работ. Без труда можно предположить, что в ближайшее время будет запущен процесс восстановления железнодорожного сообщения Араздаян (арм. Ерасх)-Нахчыван и Гюмри-Карс. Параллельно активно реализуется строительство железнодорожной магистрали Игдыр-Нахчыван.
В нынешних условиях единственным функциональным маршрутом, связывающим Азию с Европой, остается коридор, проходящий через территории Южного Кавказа и Турции. Этот же маршрут выводит Россию на рынки Средиземноморья и Ближнего Востока. Для стран региона пути сообщения, особенно активно формирующиеся в настоящее время, представляют собой условие для реализации их жизненных интересов на всю обозримую историческую перспективу. В этих условиях существует общее понимание, что для обеспечения их безопасности реализуемые в регионе маршруты должны быть усилены соответствующим договорно-правовым фоном, коим и выступает мирный договор с Арменией.
Армянское руководство, заявляя о желании подписать мирный договор с Азербайджаном, действует в условиях неизбежной необходимости, которая формируется, в том числе, при определяющем воздействии решений, принимаемых в рамках турецко-азербайджанского тандема.
Тот факт, что премьер-министр Армении Никол Пашинян, таким образом, еще и пытается получить для себя внутриполитические дивиденды, лишь усиливает общую тенденцию. Окончательно выбивая почву из-под ног оппозиции, пытающейся создать представление, что у нее получится отыграть ситуацию назад, нынешнее руководство Армении хочет создать для себя основание для собственного безоблачного политического будущего.
Весьма примечательно, что после встречи главы МИД Армении Арарата Мирзояна со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу на полях Анатолийского дипломатического форума министр иностранных дел Турции сделал довольно знаковое заявление. А именно, по его мнению, в переговорах по мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией не должно быть необходимости в третьей стороне. И нет сомнений в том, что такой же позиции придерживается официальный Баку.
Основываясь на этих соображениях, Азербайджан направил Армении предложение из пяти пунктов по нормализации отношений. Тогда как официальный Ереван в ответ на предложения Азербайджана обратился к сопредседателям Минской группы ОБСЕ для организации соответствующих переговоров. Таким образом, армянская сторона в очередной раз пытается сделать «хорошую мину при плохой игре», в принципе не отказываясь от этих предложений, переводит стрелки на Минскую группу ОБСЕ. При том, что сам факт существования этой группы в сложившихся реалиях не вполне понятен. В условиях непреодолимых противоречий между сопредседателями Минской группы эта ситуация выглядит лишь как очередная попытка затянуть процесс, увести его от конкретики.
Нет сомнений, что это предложение также было выработано в процессе азербайджано-турецких согласований. Баку и Анкара рассчитывают, что Ереван в определении позиции по мирному договору будет делать ставку на свои интересы, а не исполнять роль инструмента в чужих руках, как это было на протяжении последних десятилетий и никаких дивидендов ему не принесло. Впрочем, условный мяч на стороне Армении. Как она распорядится предоставившейся возможностью, покажет время.
Украинская тематика в двусторонней повестке
Конечно, в процессе переговоров стороны не могли обойти стороной острую гуманитарную ситуацию в Украине и вокруг нее, а также меры по снижению текущей напряженности. И Анкара, и Баку предлагали свои посреднические услуги в урегулировании российско-украинского конфликта. К слову, буквально через несколько часов после встречи Ильхама Алиева с главой турецкого МИД Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время разговора с Владимиром Путиным передал ему слова Владимира Зеленского о готовности встретиться. Ранее президент Украины заявлял, что рассматривает Стамбул и Баку в качестве наиболее подходящих мест для возможных переговоров.
В частности, говоря о посредническом потенциале турецкого президента, сам Зеленский отмечал: «Не так много лидеров мира имеют эту возможность. Много кто хочет, но возможность такую мало кто имеет. Это нужно быть таким серьезным, мощным, влиятельным государством на все, на геополитику и на экономику мировую. И Эрдоган такой. Он очень крепкий, он очень серьезный президент, и он помогает. Поэтому у меня к нему нет вопросов».
Не случайно именно в день встречи лидеров Азербайджана и Турции в Анкаре на полях Дипломатического форума в Анталье состоялись первые после начала военных действий прямые переговоры глав МИД Украины Дмитрия Кулебы и России Сергея Лаврова при участии турецкого коллеги Мевлюта Чавушоглу. И хотя эта встреча не принесла ожидаемых результатов, появилась надежда, что если не мира, то перемирия между сторонами достичь возможно. Появилась надежда и на возможность переговоров и на уровне президентов Украины и России.
И Азербайджан, и Турция прекрасно отдают себе отчет в том, что крайне нестабильная международная ситуация и война в Украине представляют из себя реальную и потенциальную угрозу не только для международной, но и региональной стабильности. Она может грозить расстройству многих инициатив, для которых в предыдущее время было сделано очень много важных практических шагов. Именно поэтому задача защитить эти инициативы, создать максимальные условия для прогнозируемости позитивных процессов является важной темой азербайджано-турецкой двусторонней повестки.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: