Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ, политолог
Брюссель, 6 апреля. При посредничестве главы Еврокомиссии Шарля Мишеля состоялась еще одна встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. По всему видно, что встреча носила результативный характер, чему в значительной степени способствовала серьезная подготовительная работа накануне.
Основанием для осторожного оптимизма может стать согласие сторон начать работу над подготовкой мирного договора, подводящего окончательную черту под конфликтным прошлым региона.
ЕС берет инициативу на себя
Апрельская встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна стала третьей по счету возможностью переговоров в инициированном Шарлем Мишелем Брюссельском формате. Первая очная встреча в Брюсселе состоялась в декабре прошлого года, а во второй раз переговоры состоялись 4 февраля нынешнего в режиме видеоконференции. В ней, кроме Ш.Мишеля, принял участие и президент Франции Эмманюэль Макрон.
То, что Европейский Союз выступает активным посредником на переговорах, далеко не случайно, поскольку Брюссель рассматривает регион Южного Кавказа в качестве важного звена своей политики соседства, составной частью программы «Восточное партнерство». Укрепление своих стратегических позиций в регионе Брюссель ставит в зависимость от дальнейшего продвижения армяно-азербайджанского урегулирования.
Ранее в декабре 2021 года на саммите Восточного партнерства были одобрены экономический и инвестиционный планы ЕС для государств региона. Речь идет о грантовых средствах, рассчитанных на период до 2027 года. С их помощью в Брюсселе хотят привлечь до 17 млрд. евро инвестиций. Идея состоит в том, что европейская поддержка и гарантии станут достаточным основанием для частных инвесторов участвовать в проектах. Как известно, в рамках привлекаемых средств Брюссель готов выделить Азербайджану 2 млрд., а Армении - 2,6 млрд. евро.
Несомненно, что для эффективного освоения этих средств необходимы соответствующие геополитические и геоэкономические условия.
Договоренность о начале работы над мирным договором могла бы подвести окончательную черту под конфликтной повесткой, которая была актуальна до 27 сентября 2020 года, и вывести Азербайджан и Армению на новый этап взаимоотношений, характеризующийся установлением дипотношений и развитием всесторонних экономических связей.
В заявлении главы Еврокомиссии по итогам встречи приветствуется высказанное как Президентом Ильхамом Алиевым, так и премьер-министром Пашиняном желание быстро продвигаться к мирному соглашению между странами. Подчеркивается важность поручения министрам иностранных дел заняться подготовкой будущего мирного договора, в котором были бы урегулированы все необходимые вопросы.
С большой долей уверенности можно предположить, что работа над документом будет вестись с учетом предложенных азербайджанской стороной пяти принципов для нормализации отношений:
- взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга;
- взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем;
- воздерживание от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН;
- делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;
- открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
По крайней мере в ходе телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным, состоявшегося уже после Брюссельской встречи, Ильхам Алиев заявил, что Армения приняла пять принципов, предложенных Азербайджаном для установления межгосударственных отношений.
Делимитация и демаркация начинаются…
В этом аспекте процесс делимитации и демаркации двусторонней границы будет иметь ключевое значение. Поскольку существует надежда, что его реализация в полной мере решит проблемы напряженности на границе, зафиксирует взаимное признание суверенитета и территориальной целостности в пределах международно признанных границ.
Важно отметить, что в принятии соответствующих решений стороны ориентировались на ранее подписанные и действующие соглашения, в том числе на трехстороннее Заявление от 10 ноября 2020 года, Московское заявление от 11 января 2021 года и Сочинское заявление от 26 ноября 2021 года.
По итогам встречи в Брюсселе, опираясь на Сочинское заявление, было решено созвать Совместную пограничную комиссию до конца апреля. Мандат Совместной пограничной комиссии будет заключаться в делимитации двусторонней границы между Арменией и Азербайджаном и обеспечении стабильной ситуации безопасности вдоль и вблизи границы.
Как известно, в Сочи стороны условились предпринимать шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и вести дело к созданию этой самой двусторонней комиссии по делимитации госграницы с последующей ее демаркацией при консультативном содействии Российской Федерации по запросу сторон.
Правда, премьер Армении вкладывает в данный процесс свое видение. Никол Пашинян заговорил о некоем «двойном мандате» комиссии. Первый, по его словам, касается делимитации, второй - обеспечения мира и стабильности по всей линии границы, при этом он не исключил участия российской стороны. Учитывая, что желания Пашиняна не всегда совпадают с реалиями, время покажет, будет комиссия действовать по принципу «двойного мандата» или нет.
«Нагорный Карабах» и Минская группа вне игры
А вот кто действительно оказывается вне игры, так это сепаратисты «Нагорного Карабаха» и Минская группа ОБСЕ. По крайней мере о них в заявлении главы Еврокомиссии даже не упоминалось. Не говорилось о них и в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года, а также во всех других документах, принятых в течение последних полутора лет.
Можно предполагать, что еще через некоторое время эти наименования окончательно уйдут в историю и их можно будет обнаружить только в тех источниках, которые отсылают к событиям, предшествующим Победе Азербайджана во Второй Карабахской войне.
В целом, судя по итоговому заявлению, глава Еврокомиссии постарался обойти острые вопросы и сосредоточиться на конкретных договоренностях.
Правда, это не означает, что армянская сторона на переговорах данную тему не поднимала. Нет сомнений, что премьер-министр Армении упоминал и о Минской группе, и о карабахских армянах, а также высказывал свою обеспокоенность укреплением позиций Азербайджанской армии в Карабахском регионе.
Сам Пашинян по итогам Брюссельской встречи признавался, что для Еревана принципиальное значение имеют гарантии безопасности армянского населения Карабаха, «обеспечение их прав и свобод, а также окончательное уточнение статуса Нагорного Карабаха». По его словам, эти вопросы включены в армянскую повестку наряду с привлечением сопредседательства Минской группы, и Ереван хочет видеть их в качестве тем переговоров.
Удивительно, как можно было не разглядеть очевидных вещей. В условиях непреодолимых противоречий между Россией и странами Запада само функционирование формата Минской группы оказалось под большим вопросом. И лишь в Ереване продолжали с упорством утверждать о возможности использовать его «потенциал» в новых условиях. Это могло продолжаться еще неизвестно сколько, если бы не заявление главы МИД России Сергея Лаврова на следующий день после встречи в Брюсселе. На пресс-конференции по итогам встречи с главой МИД Армении Араратом Мирзояном Лавров, сославшись на американского и французского сопредседателей, сказал, что те «отменили тройку сопредседателей Минской группы ОБСЕ, заявив, что не будут с нами общаться в этом формате».
Впрочем, судя по всему, руководство ЕС и так было настроено вести процесс самостоятельно, не прибегая к услугам заржавевшего и уже не функционирующего механизма.
И вообще Брюссель был настроен весьма прагматично, стараясь обойти острые углы в своем итоговом заявлении, отражающем текущий настрой Евросоюза. А тот факт, что текст итогового заявления совпадает с азербайджанской позицией, является еще одним свидетельством того, что Евросоюз воспринимает созданные Азербайджаном новые региональные реалии.
Старые игры в новых условиях
Это серьезным образом беспокоит как официальный Ереван, так и занимающих радикальные позиции представителей армянских диаспорских кругов и их единомышленников в среде армянской оппозиции.
В то время как в Ереване накануне трехсторонней встречи в Брюсселе оппозиция собирала скудные митинги протеста против возможных договоренностей, в Страсбурге более 40 депутатов Европарламента, по всей видимости, тесно связанных с армянскими диаспорскими организациями в Европе, обратились с письмом к главе Евросовета Шарлю Мишелю по оказанию давления на Баку.
В письме содержалось требование воздействовать на азербайджанскую сторону, чтобы принудить ее немедленно отойти на исходные позиции в зоне временного размещения миротворцев, а также «прекратить любые действия, которые могут поставить под угрозу безопасность и благополучие коренного армянского населения Нагорного Карабаха».
По понятным причинам реакции на это обращение не последовало. Зато для Пашиняна этот демарш европейских парламентариев в отношении Баку оказался как нельзя кстати, поскольку давал ему в руки хоть какие-то основания для просьбы повлиять на позицию Баку в данном вопросе. Руководство Армении не было бы руководством Армении, если бы не воспользовалось случаем обвинить азербайджанскую сторону в нарушении взятых на себя обязательств. Но, видимо, даже Пашинян оценивал свои шансы спровоцировать Брюссель на осуждение действий Баку как незначительные. И по возвращении в Ереван армянский премьер был вынужден оправдываться, что не особо поднимал эту тему на встрече, «поскольку речь идет о вторжении ВС Азербайджана в зону ответственности Российского миротворческого контингента, и этот вопрос должен обсуждаться с участием российских партнеров, что мы и делаем». Переводя, таким образом, все стрелки на миротворцев и косвенно обвиняя их в бездействии.
Что касается руководства Евросоюза, то в Брюсселе сидят прагматики и понимают, что чем чаще будировать конфликтные темы, тем меньше шансов на успех посреднических усилий. Поэтому Шарль Мишель сосредоточился на позитиве и приветствовал шаги по восстановлению железнодорожных путей, призвав Армению и Азербайджан найти эффективные решения также для восстановления транспортных коммуникаций.
ЕС со своей стороны выразил готовность поддержать развитие каналов связи, в том числе в соответствии со своим Экономическим и инвестиционным планом и за счет использования предлагаемого экономического консультативного форума для определения общих проектов.
Азербайджан уже самым активным образом работает над этими проектами и привлекает к ним своих европейских партнеров. О степени же готовности Армении можно будет судить по конкретным шагам. Как гласит известная пословица, цыплят по осени считают.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: