Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Увеличение количества военных баз США в Греции с пяти до девяти, а также ратификация в начале мая греческим парламентом подписанного в 2021 году в Вашингтоне Соглашения о взаимном оборонном сотрудничестве (Mutual Defense Cooperation Agreement, MDCA) обусловили серьезные дискуссии. Документ, предусматривающий углубление и расширение военного сотрудничества между двумя странами, вызывает серьезные вопросы. В чью же сторону нацелены новые военные базы США в Греции?
Мощь США в Греции
Для начала рассмотрим техническую сторону вопроса. До недавнего времени США имели пять военных баз в этой стратегически значимой средиземноморской стране - радиолокационную на острове Скирос, военно-морскую на острове Саламин и авиабазы в Кастелли, Каламате и Андравиде. Кроме того, соглашение предусматривает передачу в распоряжение американской армии военной базы сухопутных войск в Александруполисе, учебного лагеря в Литохоро, базы «Йоргула» на военном аэродроме Стефановикио и военно-морской базы на острове Суда в Критском море.
Данное соглашение, подписанное в октябре прошлого года между правительствами США и Греции в Вашингтоне, накладывает на стороны обязательства оборонительного характера в случае возникновения угроз безопасности, суверенитету, независимости и территориальной целостности обеих стран. Фактически это расширенная форма соглашения о сотрудничестве, подписанного в 1990 году.
Новый договор рассчитан на пять лет с возможностью автоматического продления его действия, если одна из сторон не изъявит желания выйти из соглашения за два года до истечения этого срока. В соответствии с документом США могут использовать и другие греческие военные базы.
Одной из сторон, протестующих против соглашения, выступает греческая оппозиция. Так, на парламентском голосовании документ поддержал 181, против выступили 119 депутатов. Протест оппозиции объясняется двумя основными причинами: автоматическим продлением срока действия соглашения и отказом США от размещения военных баз на спорных с Турцией островах, несмотря на пожелания греческой стороны. Например, на требование Греции разместить одну из таких баз на острове Скирос в Эгейском море Вашингтон ответил отказом, дабы открыто не расстраивать другого союзника по НАТО.
В начале мая этого года стало известно о планах США направить на военную базу Суда 10 истребителей F-35, 14 истребителей F-15, а также 500 военнослужащих. Самолеты будут размещены там уже в июле этого года. А благодаря дополнительно выделенным десяткам миллионов долларов данный военный объект был обновлен и модернизирован. Кроме того, воинские части США также пользуются услугами расположенных в Греции военных баз НАТО. Учитывая довольно крупные финансовые и технические масштабы всей этой сети военных объектов, возникает вопрос: против кого они предназначены? От какой страны защищают Грецию США, против какой страны направлена вся эта военная мощь Запада?
Что беспокоит Анкару?
Естественно, всякий раз, когда речь заходит о военных поставках в Грецию, невольно вспоминается Турция. Традиционно натянутые отношения Анкары и Афин значительно ухудшились, особенно в последние годы. На этом фоне американская военная поддержка Греции и увеличение числа военных баз США в этой стране беспокоят их союзницу по НАТО Турцию. Тут играет свою роль и морально-психологический эффект от очередной американской авантюры. Происходящее, как выразился турецкий президент, не может не беспокоить Анкару.
В частности, переброска 145 вертолетов, 1800 единиц бронетехники и 20 тыс. американских военнослужащих на военную базу Александруполис в 2021 году в рамках учений Defender Europe 2021 вызвала резкие протесты в Анкаре.
В ноябре 2021 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковал наращивание военного присутствия США в Греции, с сожалением отметив факт ее превращения целиком и полностью в военную базу США. По его словам, данная ситуация беспокоит Турцию как члена НАТО и противоречит Лозаннскому мирному договору. Но расценивая военную поддержку США Греции как акт противодействия Турции, Анкара, видимо, желает, чтобы Вашингтон придерживался равноудаленной позиции по отношению к обеим средиземноморским державам.
В мае премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис посетил Ва-шингтон с визитом, где встретился с президентом США, рядом других чиновников, а также выступил в Конгрессе. При этом антитурецкая риторика греческого премьера, особенно его призыв наложить вето на продажу Анкаре самолетов F-16 уже после обращения администрации Байдена в Конгресс для одобрения этой сделки, стала причиной резких протестов в Турции. А президент Эрдоган объявил даже о приостановке политических переговоров с Грецией.
Кто же на мушке?
Сейчас это злободневный вопрос международного масштаба. Действительно ли США вооружают Грецию против Турции, поддерживая одну из сторон противостояния? Или целью всей этой склоки с мобилизацией является нечто другое?
Уместно будет отметить, что главный военный объект США в Греции - база ВМС на острове Суда способна действовать в масштабе как Средиземного, так и Черного моря. Следовательно, военные базы в Греции имеют также региональную значимость, благоприятствуя наряду с бассейном Средиземного моря переброске дополнительных сил к берегам Черного моря, а значит, и на Балканский полуостров. По мнению многих военных и политических экспертов, одной из главных причин, по которой США направляют войска в Грецию, является сдерживание России.
Отставной полковник турецкой разведки Джошгун Башбуг считает, что США мобилизуют свои силы в Греции не для угрозы Турции, а чтобы окружить Россию. По его словам, целью сосредоточения военных сил в северной части Греции (Александруполис) является установление контроля над Россией в Черноморском регионе, включая своевременное оказание военной помощи Болгарии и Румынии.
По мнению эксперта, для Греции эти договоренности означают преимущество перед Турцией и обеспечение собственной безопасности. Дело в том, что в последние годы вопрос «турецкой угрозы» превратился в притчу во языцех среди большинства греческих политиков, став чуть ли не наиглавнейшим вопросом внутренней политики этой балканской страны. В этом смысле обновление военного соглашения с США, создание новых американских военных баз в стране и укомплектование их дополнительными силами можно считать серьезным политическим дивидендом греческого правительства, своего рода полезным материалом для внутриполитической борьбы.
Конечно, Вашингтон имеет свои планы на этот счет. Военная помощь США странам Балканского полуострова за год до войны в Украине, продажа оружия Болгарии и Румынии и строительство новых военных баз в Греции указывают на далеко идущие планы в отношении региона. Похоже, Вашингтон прогнозирует углубление в ближайшие годы политического противостояния между США и Россией, имевшего место в Македонии несколько лет назад. А поскольку в регионе есть открыто симпатизирующие России страны вроде Сербии и Венгрии, Вашингтон ожидает на Балканах открытое противостояние с Москвой.
Риск такого исхода событий подстегивает продолжающаяся война в Украине. Поэтому в случае продолжения военных действий и расширения фронтовой полосы роль военных баз США в Греции трудно переоценить благодаря их близости к театру военных действий и удобному расположению вдоль морских путей.
Не стоит забывать и об экономической целесообразности предпринятого Вашингтоном шага. Снижение зависимости Европы от российского газа является одним из приоритетов для США и в целом для НАТО. В конце концов Старый Свет может так и остаться на содержании у российских газовиков, если к осени не будут найдены альтернативные источники этого природного топлива. Именно поэтому Вашингтон прорабатывает возможные маршруты поставок газа в Европу в качестве альтернативы российскому газу.
Примечательно, что основной газовый путь в Европу теперь будет проходить по линии Восток-Запад - через Турцию в Грецию и далее на Балканы. Речь идет как о газопроводах, так и о маршрутах транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). В ближайшем будущем западные страны стремятся обеспечить экспорт израильского (средиземноморского), а также иракского и иранского объемов газа через Турцию в Европу. Одновременно обсуждается проект транспортировки газа на континент из стран Персидского залива.
Греция приобретает особое значение именно сейчас, так как через нее проходит морской путь транспортировки СПГ из Средиземного моря и Персидского залива в Европу, особенно в ее восточную часть. Иными словами, в ближайшие годы Греция и Турция будут играть роль энергетического коридора в Европу. Именно поэтому США работают над укреплением этого коридора, принимая во внимание растущий с каждым днем риск напряженности в регионе.
Таким образом, увеличение военной мощи США в Греции происходит в трех вышеуказанных направлениях. В первую очередь происходящие события явно указывают на рост значимости в ближайшие годы Балканского полуострова как арены нового противостояния между США и Россией. Связано это преимущественно с тем, что Россия не хочет уступать свою традиционную сферу влияния США.
Второй важный фактор - обеспечение безопасности маршрутов энергоснабжения в Европу, включая поставки природного газа. Этот фактор также косвенно направлен на противостояние с Россией.
Еще один немаловажный нюанс в желании Вашингтона сохранить в своих руках все выходы к Черному морю, которое, похоже, станет новым местом выяснения американо-российских отношений.
США также пытаются сохранить свое влияние над Афинами путем создания на территории страны новых военных баз. Тут уместно было бы упомянуть о достаточном количестве и авторитете близких к России политических сил в стране. Поэтому, увеличивая численность своего контингента в Греции, Вашингтон укрепляет также свое влияние и связи в стране.
Наконец, нелицеприятные события, ранее отмеченные в рамках сирийской и иракской военных операций США, а также отказ Анкары допустить осуществление этих операций в отношении соответствующих стран со своей территории являются одними из основных причин, из-за которых Вашингтон обращается к Греции в качестве альтернативы. В контексте вышеперечисленных факторов Греция представляет важное значение для США на Балканах.
Однако не следует забывать и о роли Турции, которая предпочитает не считаться с линией администрации США по многим региональным вопросам военно-политического характера, делая упор на собственные интересы. Блокировка Вашингтоном продаж военной техники Анкаре и оказание столь крупной военной поддержки находящейся на грани войны с ней Греции можно также считать показателем прохладности отношений между Анкарой и Вашингтоном.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: