24 Ноября 2024

Воскресенье, 14:40

ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Анкара расширяет сотрудничество с тюркскими странами региона

Автор:

01.06.2022

В последнее время Ан-кара заметно усилила центральноазиатский вектор своей политики. Взаимные визиты лидеров стран региона в Анкару и президента Турецкой Республики в страны Центральной Азии, участившиеся в последние несколько месяцев, позволяют говорить о том, что данный процесс опирается на глубокие интересы и направлен на упрочение позиций сторон в условиях крайней геополитической турбулентности. 

С ноября 2021 года, когда после VIII Саммита лидеров Тюркского совета Турция стала председательствовать в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), Анкара стремится привнести новые элементы в свою внешнюю политику в регионе, усилив ее за счет военно-политического, технологического и инвестиционного компонентов. 

 

Анкара - Нур-Султан: качественно новый этап

В этом контексте большую значимость для Турции представляет также сотрудничество с Казахстаном. Это хорошо знают и в Нур-Султане. Во второй декаде мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил первый государственный визит в Турцию. Основным политическим результатом его можно считать принятие совместного заявления о «расширенном стратегическом партнерстве». Оно, по сути, «модернизирует» существующее между странами соглашение о стратегическом партнерстве, адаптируя его к новым условиям. Эрдоган особо отмечал, что турецкая сторона поддерживает реформы К.-Ж.Токаева и концепцию «Второй республики» - строительство Нового Казахстана, по его словам. Это говорит о желании Анкары не только сохранить прежний уровень отношений, но и перейти к более тесному партнерству. 

Для Казахстана такое партнерство необходимо с точки зрения повышения геополитической устойчивости в условиях роста напряженности в международных делах. Растущий антагонизм Запада с основными торгово-экономическими партнерами Нур-Султана - Россией и Китаем создает риски для политической и экономической безопасности страны. Выстраивая отношения с Анкарой, Казахстан стремится создать баланс сил и интересов в регионе с теми государствами, которые в силу различных обстоятельств стараются сохранить конструктивные контакты с Москвой и в то же время быть выгодными партнерами для западных стран. Турция является одним из самостоятельных акторов в Евразии, с которым у Казахстана сложились не менее тесные связи, чем с Россией, Китаем или западными партнерами. Более того, Турция родственное в этническом плане государство, которое образует совместно с Казахстаном и другими странами Союз тюркских государств. 

Поэтому Нур-Султан добивается укрепления турецкого вектора своей внешней политики, что соответствует интересам тюркского сотрудничества в целом. Блокирование российского маршрута грузоперевозок Китай-Европа делает уязвимой реализацию транзитного потенциала страны. С этой целью в Анкаре были подписаны межправительственные соглашения о международных комбинированных перевозках грузов и организации информационного обмена и упрощения процедур таможенного контроля. Ранее Казахстан уже переориентировал ряд своих транспортных потоков с российского на каспийское направление с выходом на Азербайджан, Грузию и Турцию (Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТМТМ).  При этом страна также заинтересована в поставках грузов в обратном направлении с использованием мощностей портов Актау и Курык, текущая загруженность которых составляет всего 23%.

Ранее в марте Азербайджан, Казахстан и Грузия договорились о создании совместного предприятия, которое будет решать вопросы сквозного тарифообразования, декларирования грузов, применения единых IT-решений и консолидации транзитных грузов.

 

Военно-политический диалог: необходимость и преимущества

Важным аспектом двустороннего взаимодействия являются укрепление политического диалога и активизация взаимодействия в гуманитарной сфере. В числе подписанных документов был меморандум о сотрудничестве в области средств массовой информации. Визит продемонстрировал схожесть позиций обеих стран по украинской тематике. Возможно, итоги переговоров в этом плане хорошо иллюстрируют слова Р.Т.Эрдогана: «Наши взгляды на мирное разрешение кризиса на основе суверенитета и территориальной целостности Украины совпадают. Вы тоже знаете, что для окончания войны в Украине мы плотно работаем с самого начала. Конечно, эта война еще раз подчеркнула важность сотрудничества и сплоченности тюркских государств на двустороннем уровне и под шаныраком тюркских государств». Примечательно, что ранее позиция Нур-Султана по украинскому кризису и ряд кадровых решений, в частности в области СМИ, были подвергнуты резкой критике рядом видных медиа и политических фигур в России. На этом фоне визит президента Токаева в Турцию и принятые в ходе него решения могут восприниматься в качестве очередного шага, отдаляющего Казахстан от России. Между тем для самого Казахстана развитие отношений с Турцией, Россией, Китаем, другими игроками воспринимается в качестве условия для укрепления своих геополитических и геоэкономических конкурентных преимуществ, что в конечном счете способствует упрочению национального суверенитета.

Важнейшей составной частью визита стало усиление двусторонних связей в области обороны и безопасности. Эффективность действий турецких военных в борьбе с терроризмом, поддержка Турции в повышении оборонного потенциала Азербайджана и освобождении оккупированных территорий, де-монстрация преимуществ турецких беспилотников стимулируют интерес к сотрудничеству с ней все большего числа стран. Не стал исключением и Казахстан.

Во время приезда Токаева министры обороны Казахстана и Турции подписали соглашения о военном сотрудничестве. Январские события в Казахстане продемонстрировали уязвимость казахстанских вооруженных сил, их недостаточную подготовленность к борьбе с вызовами, исходящими от террористической угрозы. В связи с этим на оборону было дополнительно выделено около $1 млрд. Известно, что большая часть предназначена для увеличения численности спецподразделений Министерства внутренних дел, Национальной гвардии, Министерства обороны и закупки техники. Значительное содействие в этом Нур-Султану может оказать Анкара. Не случайно глава казахстанского оборонного ведомства Руслан Жаксылыков посетил Центр сил специальных операций вооруженных сил Турции и встретился с министром внутренних дел Сулейманом Сойлу. Очевидно, что речь идет об изучении возможностей по оказанию содействия в подготовке казахстанского спецназа.

Кроме того, достигнута договоренность о проведении совместных военных учений и военно-техническом сотрудничестве. 

Прорывным шагом в этом направлении можно считать подписание меморандума о военно-техническом сотрудничестве между АО НК Kazakhstan Engineering и Turkish Aerospace. Согласно документу, в Казахстане на базе дочерней компании Kazakhstan Engineering будет организована линия по сборке и техническому обслуживанию ударных беспилотных летательных аппаратов ANKA. Речь идет о долгосрочном сотрудничестве в области совместного производства БПЛА, а также передаче технологий и обучении персонала по их техническому обслуживанию и ремонту для вооруженных сил Казахстана.

Казахстанский рынок для турецкого ВПК может считаться перспективным, поскольку обеспечивает долгосрочное присутствие в Центральной Азии. Не менее примечательным является протокол о сотрудничестве в области военной разведки, подписанный президентами двух стран.

 

Анкара и Ташкент: больше экономики…

Стоит вспомнить и двухдневный официальный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Узбекистан 29-30 марта. Основным пунктом программы пребывания стало участие в работе второго заседания узбекско-турецкого Совета стратегического сотрудничества высшего уровня. Именно в рамках этой структуры принимаются важные программные решения, касающиеся двустороннего взаимодействия. Он был создан еще в 2018 году во время визита Эрдогана в Узбекистан. Первое его заседание прошло в феврале 2020 года в ходе посещения Турции президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Пандемия коронавируса и карантинные ограничения привели к вынужденному перерыву в реализации турецко-узбекских планов в полном объеме. И второе заседание Совета было призвано подкорректировать текущие проблемы двустороннего взаимодействия с учетом сложностей последнего времени, вызванных как политической, так и экономической ситуацией в мире.

Не случайно для интенсификации двустороннего диалога президент Турции предложил впредь проводить заседания совета дважды в год, что свидетельствует о наличии серьезных вопросов и желании ускорить их решение. Основной целью является увеличение товарооборота с $3,6 млрд. в 2021 году до $5 млрд. в ближайшие годы. А в дальнейшем планируется довести эту цифру до $10 млрд.

Для осуществления этих планов сторонам необходима отлаженная и хорошо действующая логистика. В качестве основного транспортного пути рассматривается коридор Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море-Азербайджан-Грузия-Турция. Турецкая сторона может также предложить в обозримом будущем использовать возможности Зангезурского транспортного коридора. 

Важной договоренностью во время визита стало желание укреплять политический диалог. Анкара особо подчеркивает желание содействовать укреплению независимого курса Узбекистана. Для Ташкента же отношения с Анкарой предоставляют возможность сбалансировать интересы других внешних игроков, основными из которых являются Россия и Китай. 

Ранее министр иностранных дел Узбекистана А.Камилов выступил с заявлением, отражающим отношение его страны к событиям вокруг Украины: «Узбекистан признает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Мы не признали Луганскую и Донецкую народные республики». Это совпадает с позицией Анкары, которая считает необходимым продолжить переговоры между Россией и Украиной до полного прекращения военных действий.

В то же время Анкара и Ташкент делают акцент на повышении устойчивости своих международных позиций и усилении военной составляющей взаимодействия. Об этом говорит тот факт, что в ходе официального визита в Узбекистан главы Турции был подписан ряд документов, среди которых и расширенное рамочное военное соглашение между двумя странами.

 

…и больше безопасности

На пресс-конференции по итогам переговоров Эрдоган указал на наличие хороших возможностей для развития сотрудничества с Узбекистаном в сфере оборонной промышленности. Он отметил, что достижения Турции в этой области очевидны, у нее «есть большой потенциал» и она готова поделиться им с Узбекистаном.

Речь может идти о производстве в Узбекистане по турецкой лицензии отдельных видов вооружения, а также о закупках Ташкентом большой партии оружия, включая БПЛА. В Минобороны Узбекистана в свою очередь отметили, что соглашение направлено на развитие боевых навыков, военного образования, и это предусматривает возможность проведения совместных учений и подготовку узбекских военных в турецких профильных вузах.

Приход к власти в соседнем Афганистане движения «Талибан», кыргызско-таджикские по-граничные споры, январские события в Казахстане и интерпретация возможного их негативного влияния на Узбекистан, озвученная президентом Беларуси, повысили актуальность темы укрепления обороноспособности страны. 

Визит совпал с 30-летием установления дипломатических отношений между двумя странами. «Турция всегда гордилась тем, - сказал Р.Т.Эрдоган, - что является первой страной, признавшей независимость Узбекистана и открывшей посольство в Узбекистане». 

В этой связи в Анкаре подчеркивают, что двусторонние отношения и впредь будут основываться на равноправном диалоге с исключительным уважением интересов сторон. 

Глава турецкого государства отметил, что в Анкаре с большим интересом следят за ходом реформ, «решительно и успешно осуществляемых под руководством президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в течение последних шести лет». Эти реформы обеспечили сегодняшний высокий уровень отношений двух стран. Поэтому для турецкого руководства поддержка узбекских реформ является также залогом успешности своих связей с Узбекистаном. 

 

Контуры интеграции

Таким образом, в регионе с участием Турции могут формироваться общие контуры безопасности, элементы которых можно проследить в Азербайджане, а в последнее время и в Узбекистане. Участие в этом процессе Казахстана создает предпосылки для военно-технического взаимодействия тюркских стран в целом.

Другие тюркоязычные страны - Туркменистан, Кыргызстан - также немаловажные звенья турецкой региональной политики. Несмотря на то, что Казахстан и Узбекистан - две крупнейшие страны региона - активно взаимодействуют с Турцией, Анкара довольно энергична в своих политических контактах также с их соседями. В начале мая председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и председатель Великого Национального собрания Турции Мустафа Шентоп обсудили по телефону межпарламентское взаимодействие двух стран. Помимо этого, они обменялись мнениями о путях развития сотрудничества Туркменистана и Турции как в политике, экономике, так и в области культуры. Не исключено, что уже в текущем году состоится встреча между лидерами двух стран на высшем уровне. К слову, о подобной встрече на уровне глав Турции и Таджикистана договоренность уже имеется. Она была достигнута во время телефонного разговора между президентами двух стран 3 мая. В ходе беседы были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего расширения таджикско-турецкого многопланового сотрудничества в различных сферах взаимных интересов. Ранее в апреле в рамках встречи глав минобороны Таджикистана Шерали Мирзо и Турции Хулуси Акара состоялось подписание рамочного соглашения о военном сотрудничестве между Таджикистаном и Турцией. Это соглашение переводит отношения двух стран в сфере безопасности на качественно новый уровень. И, наконец, Кыргызстан, с которым у Турции тоже сложился позитивный диалог, старается не отставать от трендов и обсуждает с Анкарой возможность проведения очередного заседания Совместной группы стратегического планирования на уровне министров иностранных дел Кыргызской Республики и Турции в ближайшее время. Также была достигнута договоренность о проведении Высшего совета стратегического сотрудничества на уровне глав государств Кыргызстана и Турции в текущем году. Все это свидетельствует, что турецкий интерес в Центральной Азии растет и, несомненно, является взаимным со стороны партнеров Анкары.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

152


Актуально